Казначейская система исполнения федерального бюджета, ее роль и пути укрепления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – ответить на вопрос, почему необходимо именно казначейское исполнение федерального бюджета в РФ, что оно собой представляет и как его можно совершенствовать в дальнейшем.
В первой части данной курсовой работы рассматриваются причины, которые привели к необходимости воссоздания института казначейства, структура, права и задачи этого органа.
Во второй части уделяется внимание практической деятельности казначейских органов, их рабочему взаимодействию с банками, бюджетными организациями.

Оглавление

Введение: -стр. 3
Глава 1 (теоретическая): Основы
казначейского исполнения бюджета:
Исполнение федерального бюджета
и необходимость организации
Федерального казначейства:
Задачи и функции органов
федерального казначейства:
Права и обязанности органов
Федерального казначейства:
Организационная структура
Федерального казначейства РФ:
Глава 2 (практическая): Осуществление
Федеральным казначейством управления
исполнением федерального бюджета на практике:
2.1. Лицевые счета органов казначейства в банках:
2.2. Порядок исполнения федерального
бюджета по доходам:
2.3. Порядок исполнения федерального
бюджета по расходам:
2.4. Порядок открытия и обслуживания лицевых
счетов в органах федерального казначейства:
2.5. Заключительные обороты по счетам
Федерального казначейства:
Глава 3 (итоги и перспективы): Роль казначейской
системы исполнения федерального бюджета,
пути укрепления и итоги работы
Федерального казначейства в РФ:

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

      Особый  порядок предусмотрен для получения  распорядителями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо распорядителя, которое получает денежную наличность в банке, где открыт лицевой счет органа казначейства.

      Являясь банком для получателей средств бюджета, орган казначейства сам выступает в роли распорядителя средствами бюджета по отношению к банку, где открыт его лицевой счет расходов. Как клиент, казначейство представляет в банк все платежные документы, принятые от распорядителей, для совершения операций по счету. Первый экземпляр платежных документов заверяется печатью и подписями уполномоченных лиц органа казначейства. Банк вправе вернуть платежные документы при наличии ошибок, допущенных при их заполнении. Банк не несет ответственности за сумму и назначение платежа и осуществляет операции по лицевому счету казначейства в пределах остатка средств на нем. Банк обязан списать средства со счета казначейства этим же операционным днем или следующим, если документы приняты в конце дня. В противном случае органы казначейства вправе проверить банк и предъявить штрафные санкции за нарушение срока платежа.             

      Таким образом, через лицевой счет казначейства в банке исполняются все платежные  документы бюджетных организаций. Орган казначейства в установленном порядке, на следующий день после операции по счету, получает выписку банка с копиями платежных документов на списание и зачисление средств. На основании полученных документов осуществляется зачисление и списание средств по лицевым счетам распорядителей, открытых в казначействе. Орган казначейства по каждому лицевому счету распорядителя выдает выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по счету. Учет средств на лицевых счетах ведется по статьям экономической классификации, а выписка готовится в стандартном банковском виде и отражает движение в целом по лицевому счету.

      Органы  федерального казначейства в установленном  порядке обеспечивают полный, сводный, систематический и стандартизированный учет по исполнению федерального бюджета. Отчетность по формам, содержанию и срокам представления утверждается Главным управлением федерального казначейства.

      2.5. Заключительные обороты  по счетам Федерального  казначейства:

      Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года и завершается ежегодно заключительными оборотами, после чего формируется отчет за год. Все юридические лица, не связанные со средствами бюджета, осуществляют учет и отчетность по календарному году – с 1 января по 31 декабря. Банки не осуществляют заключительных оборотов по расчетным счетам юридических лиц. Для всех участников бюджетного процесса порядок окончания финансового года устанавливается Центральным банком РФ и Министерством финансов. Органы федерального казначейства – непосредственные участники и исполнители операций по заключительным оборотам. Суть их состоит в том, что операции по счетам органов казначейства и всех бюджетных учреждений и организаций осуществляются в новом году, но подлежат учету и включаются в отчетность как операции прошлого года.

      Заключительные  обороты по счетам доходов федерального бюджета осуществляются в новом  году до установленной даты. Все  платежные документы на перечисление налогов и платежей с датой  начальной проводки до 31 декабря прошедшего года зачисляются на счета доходов федерального казначейства прошлым годом. Доходы по платежным документам, принятые в новом году, подлежат зачислению на лицевые счета казначейства и учету уже новым годом. Таким образом, у казначейства одновременно осуществляются поступление и учет доходов по прошлому и новому финансовому году. На установленную дату все банки и органы федерального казначейства обязаны завершить операции по зачислению доходов прошлого года. Все их лицевые счета «обнуляются», и доходы зачисляются на один счет Главного управления Федерального казначейства в Центральном банке РФ. В отчет о доходах за прошедший финансовый год включаются все суммы, прошедшие по заключительным оборотам.

      Заключительные  обороты по счетам расходов органов федерального казначейства устанавливают следующие этапы исполнения:

    1. Неиспользованные остатки средств федерального бюджета на лицевых счетах распорядителей и соответственно на лицевых счетах органов федерального казначейства зачисляются на отдельный счет балансового счета № 40112 «Средства федерального бюджета прошлого года».
    2. Устанавливается порядок учета, отчетности и расходования средств прошлого года в текущем году.
    3. Устанавливается дата окончания заключительных оборотов по счетам расходов федерального бюджета.

      В период заключительных оборотов операции по лицевым счетам со средствами прошлого года осуществляются до установленной  даты. Эти операции и органами казначейства, и бюджетными организациями учитываются  в отчете за прошлый год. Могут быть приняты разные решения по использованию остатков средств прошлого года:

      -перечислить  в федеральный бюджет на счет  доходов;

      -зачислить  в счет финансирования текущего  года;

      -зачислить  на текущий счет «Суммы по  поручениям»;

      -оставить  на счете до полного их расходования.

      В последний день заключительных оборотов по принятому решению осуществляется операция по перечислению средств прошлого года. На лицевых счетах как распорядителей, так и органов федерального казначейства образуются нулевые остатки. Финансовый год считается завершенным.

      Итак, рассмотрен процесс исполнения федерального бюджета органами федерального казначейства.

      Глава 3 (итоги и перспективы): Роль казначейской системы  исполнения федерального бюджета, пути укрепления и итоги работы Федерального казначейства в РФ:

      5 лет назад Президент РФ издал  указ, в котором была высказана  политическая воля на восстановление  в России существовавшего ранее  института казначейства – института,  который, непосредственно находясь  в системе органов исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Все эти годы в стране исполнением бюджета занимался Государственный банк Советского Союза, а позже – Банк России.

      Когда начинался переход на казначейскую систему, количество федеральных бюджетных  счетов достигало порядка 160 тыс. (во многих странах количество счетов бюджетных организаций не превышает 10-20 тыс. единиц). Естественно, что маневрировать средствами федерального бюджета на таком огромном количестве счетов, по сути дела, невозможно. Учитывая то, что 50% этих счетов находилось в коммерческих банках, не было никаких возможностей маневра этими деньгами. Если учесть также и то, что сам процесс исполнения бюджета включал в себя лишь две стадии, т.е. выдачу бюджетной росписи и собственно платеж, то становится совершенно ясно, что никакого разумного маневра средствами федерального бюджета государство в тех условиях совершить не могло. Для этого не было ни механизма, ни возможностей, ни предпосылок. Сегодня такие предпосылки созданы.

      Во-первых, федеральное казначейство концентрирует на своих счетах оба потока, которые возникают в процессе исполнения федерального бюджета: это доходный и расходный потоки. Такая совместимость двух потоков в руках одного и того же казначейского органа позволяет существенно ускорить процесс финансирования. При этом не нужно дожидаться того момента, когда на счет низового органа казначейства поступят деньги от казначейства вышестоящего. Поступление средств на счета управления федерального казначейства в виде налогов и доходов создает устойчивую базу для оперативного финансирования расходов федерального бюджета на этой же территории. Разница передается в Центр и распределяется.

      Во-вторых, решение задачи осуществления предварительного контроля заключается в том, что  казначейство становится своеобразным банком для всей бюджетной клиентуры, которую оно обслуживает. Сегодня федеральное казначейство подошло вплотную к осуществлению этой задачи. В соответствии со вступившим в действие с 1 января 2000 года БК РФ, в органах казначейства, в его учетных регистрах подлежат открытию счета всех федеральных бюджетополучателей. Соответственно, счета бюджетополучателей в банках (в любых – будь то Центральный банк или коммерческий банк) подлежат закрытию и закрываются. Задача эта решается казначейскими органами уже давно, а после введения в действие БК РФ подошла к своему разрешению, хотя и в настоящее время некоторые бюджетные суммы проходят по счетам комбанков (см. приложение). 

      Такая концентрация средств вызывает, естественно, и определенную зависимость бюджетополучателя от органа федерального казначейства в вопросах выделения ему денег. Однако эта зависимость не связана с узурпированием власти над деньгами, а обеспечивает расходование средств федерального бюджета при строгом соблюдении бюджетной дисциплины. Т.е. учреждения, организации используют свои деньги только на те цели, которые предусмотрены в бюджете, которые предусмотрены росписью бюджета и бюджетными ассигнованиями, доведенными до соответствующего бюджетополучателя.

      Раздаются голоса о том, что есть опасность в узурпации казначейском финансовой власти, что в руках одного органа будут сконцентрированы колоссальные ресурсы. Гарантией того, что этому не бывать, служит Бюджетный кодекс, который вступил в силу 1 января 2000 года.

      В Бюджетном кодексе прописаны чрезвычайно жесткие (по дням) процедуры для всех органов, которые занимаются вопросами исполнения федерального бюджета. Основная мысль здесь состоит в том, что казначейство не имеет никаких прав распоряжаться бюджетными средствами: все права – у тех распорядителей средств, в адрес которых они выделены Парламентом. Казначейство является системой контроля и системой, осуществляющей платежи.

      Согласно  Бюджетному кодексу, все бюджетные  организации обязаны  закрыть  счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, в кредитных организациях и учреждениях ЦБР и перечислить эти средства на свои лицевые счета, но уже в Федеральном казначействе.

      Бюджетный кодекс предоставляет бюджетным  организациям право получать доходы от использования закрепленного за ними государственного имущества и от оказания платных услуг, равно как и право самостоятельного расходования этих средств. Требование при этом только одно – все эти доходы и расходы должны быть отражены в смете. Именно проверяя правильность составления и исполнения смет, государственные органы, в т.ч. и Федеральное казначейство, смогут контролировать использование этих денег.

      В целом, процесс формирования и развития органов федерального казначейства нельзя назвать быстрым. Это объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур, а именно:

      -министерства и ведомства, или главные распорядители средств федерального бюджета, утрачивают возможность осуществлять управление денежными потоками по счетам средств бюджета; за ними остается только право распределения лимитов федерального бюджета по подведомственной сети;

      -непосредственные  бюджетополучатели средств на  территории попадают        

под жесткий  контроль за целевым и эффективным  расходованием средств федерального бюджета;

      -из  коммерческих банков повсеместно  изымаются счета по доходам  и средствам федерального бюджета, на которых находились значительные, если не основные денежные средства, используемые в обороте. Операции по движению денежных средств федерального бюджета по счетам в банках начинают консолидироваться по срокам прохождения;

      -органы  исполнительной власти субъектов РФ, получающие дотации, субвенции, кредиты, займы, трансферты и другие средства из федерального бюджета утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом расходовании средств не в соответствии с их назначениями.

      Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что органы федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Поэтому, начиная с 1997 года, задача перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета становится для Правительства РФ приоритетной. Особенностью Бюджетного кодекса является казначейское исполнение бюджетов всех уровней. Этот путь предстоит пройти всем, поскольку в стране не могут существовать две системы исполнения бюджета.

      В настоящее время процесс перехода на казначейское исполнение федерального бюджета практически завершен, и  последними его осуществляют «силовые»  министерства: МЧС, ФАПСИ, МВД, ФПС, Министерство обороны России.   

      В конце марта текущего года Владимир Путин среди важнейших задач оборонной отрасли назвал «совершенствование оборонного заказа». Речь шла о прозрачности прохождения средств и их целевом использовании. Беспокойство и.о. президента вызвал слабый контроль за расходованием бюджетных денег: «Несмотря на установленные лимиты, траты нередко завышались».

      С 1997 года бюджетные счета переводятся  в казначейство по распоряжению президента, и сегодня в казначействе оказались  все расходные счета бюджета  – кроме счетов Минобороны. Главным аргументом генералитета было то, что перевод счетов в казначейство может привести к разглашению военной тайны. Поэтому о судьбе денег, выделяемых Минобороны, до сих пор доподлинно не было известно на одному ведомству. Официально они поступают на счета министерства в ЦБ и Сбербанке, что с ними случается потом – военная тайна.

Информация о работе Казначейская система исполнения федерального бюджета, ее роль и пути укрепления в РФ