Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:35, реферат
Казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления.
Целью данной работы будет рассмотрение наиболее актуальных вопросов деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений.
6 ОБЩАЯ СХЕМА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов.
Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств [4, c. 137].
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными [1].
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального Казначейства.
Казенное учреждение не имеет права получать или предоставлять кредиты (займы), а также приобретать ценные бумаги. Также казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и бюджетные субсидии.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ) [8].
Лимиты бюджетных средств, доведенные до казенного учреждения, а также доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (п. 1 и 2 ст. 16 Закона № 83-ФЗ).
Казенные учреждения не вправе переходить:
При этом они освобождаются от уплаты госпошлины (ст. 333.35 НК РФ). С учетом того, что казенные учреждения являются самым ограниченным типом бюджетных учреждений с точки зрения полномочий на распоряжение имуществом, доходами и финансами, то и тип бухгалтерского учета устанавливается для них только один - бюджетный (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; ст. 165 БК РФ) [10].
7 ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПРИ
ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЛИКВИДАЦИИ) ОРГАНИЗАЦИИ И
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА, ОСТАВШЕГОСЯ ПОСЛЕ
ЗАВЕРШЕНИЯ РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ
Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования [11].
Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.
Перевод государственных учреждений в казенные не будет осуществляться одномоментно. Согласно п. 9 ст. 21 Закона № 83-ФЗ до 01.01.2012 будет действовать переходный период. В течение переходного периода все федеральные законы и иные нормативные акты, а также нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований будут действовать для казенных учреждений в части, не противоречащей норме Закона № 83-ФЗ. Также в части, не противоречащей Закону № 83-ФЗ, для казенных учреждений будут действовать и нормативные акты, регулирующие вопросы размещения заказов для государственных нужд [8].
В переходный период казенные учреждения не имеют права переоткрывать лицевые счета по зачислению доходов, а все внебюджетные доходы, полученные казенными учреждениями, в доход бюджета не зачисляются. Согласно ст. 30 Закона № 83-ФЗ в 2011 году федеральные казенные учреждения имеют право использовать денежные средства, поступившие от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансирования выполнения ими своих функций, сверх доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований. Последнее потребует от органов государственного (муниципального) управления усиления и расширения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных казенных учреждений и за направлениями расходования ими полученных доходов.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения [8].
Таблица 1 – Число казенных учреждений по субъектам Р.Ф. на 1 января 2014года, [7]
№ |
Субъект Российской Федерации |
Всего учреждений |
Количество зарегистрированных учреждений (процент от общего количества учреждений) | ||||
Казенные |
Всего |
Казенные |
Всего | ||||
Всего |
% |
Всего |
% | ||||
1 |
Ярославская обл |
227 |
227 |
219 |
96,48% |
219 |
96,48% |
2 |
Ямало-Ненецкий АО |
250 |
250 |
224 |
89,6% |
224 |
89,6% |
3 |
Чукотский АО |
26 |
26 |
20 |
76,92% |
20 |
76,92% |
4 |
Чувашская Республика - Чувашия |
151 |
151 |
148 |
98,01% |
148 |
98,01% |
5 |
Чеченская Респ |
592 |
592 |
580 |
97,97% |
580 |
97,97% |
6 |
Челябинская обл |
1666 |
1666 |
1661 |
99,7% |
1661 |
99,7% |
7 |
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО |
468 |
468 |
448 |
95,73% |
448 |
95,73% |
8 |
Хакасия Респ |
152 |
152 |
152 |
100% |
152 |
100% |
9 |
Хабаровский край |
550 |
550 |
515 |
93,64% |
515 |
93,64% |
10 |
Ульяновская обл |
887 |
887 |
851 |
95,94% |
851 |
95,94% |
11 |
Удмуртская Респ |
484 |
484 |
464 |
95,87% |
464 |
95,87% |
12 |
Тюменская обл |
104 |
104 |
103 |
99,04% |
103 |
99,04% |
13 |
Тыва Респ |
59 |
59 |
59 |
100% |
59 |
100% |
14 |
Тульская обл |
972 |
972 |
950 |
97,74% |
950 |
97,74% |
15 |
Томская обл |
254 |
254 |
251 |
98,82% |
251 |
98,82% |
16 |
Тверская обл |
439 |
439 |
436 |
99,32% |
436 |
99,32% |
17 |
Татарстан Респ |
294 |
294 |
287 |
97,62% |
287 |
97,62% |
18 |
Тамбовская обл |
207 |
207 |
203 |
98,07% |
203 |
98,07% |
19 |
Ставропольский край |
1850 |
1850 |
1819 |
98,32% |
1819 |
98,32% |
20 |
Смоленская обл |
217 |
217 |
215 |
99,08% |
215 |
99,08% |
21 |
Северная Осетия - Алания Респ |
288 |
288 |
266 |
92,36% |
266 |
92,36% |
22 |
Свердловская обл |
1786 |
1786 |
1779 |
99,61% |
1779 |
99,61% |
23 |
Сахалинская обл |
191 |
191 |
166 |
86,91% |
166 |
86,91% |
24 |
Саха /Якутия/ Респ |
723 |
723 |
700 |
96,82% |
700 |
96,82% |
25 |
Саратовская обл |
598 |
598 |
593 |
99,16% |
593 |
99,16% |
26 |
Санкт-Петербург |
334 |
334 |
306 |
91,62% |
306 |
91,62% |
27 |
Самарская обл |
369 |
369 |
348 |
94,31% |
348 |
94,31% |
28 |
Рязанская обл |
261 |
261 |
240 |
91,95% |
240 |
91,95% |
29 |
Ростовская обл |
480 |
480 |
463 |
96,46% |
463 |
96,46% |
30 |
Псковская обл |
156 |
156 |
148 |
94,87% |
148 |
94,87% |
31 |
Приморский край |
768 |
768 |
766 |
99,74% |
766 |
99,74% |
32 |
Пермский край |
542 |
542 |
536 |
98,89% |
536 |
98,89% |
33 |
Пензенская обл |
166 |
166 |
154 |
92,77% |
154 |
92,77% |
34 |
Орловская обл |
171 |
171 |
161 |
94,15% |
161 |
94,15% |
35 |
Оренбургская обл |
339 |
339 |
323 |
95,28% |
323 |
95,28% |
36 |
Омская обл |
836 |
836 |
829 |
99,16% |
829 |
99,16% |
37 |
Новосибирская обл |
1930 |
1930 |
1891 |
97,98% |
1891 |
97,98% |
38 |
Новгородская обл |
103 |
103 |
95 |
92,23% |
95 |
92,23% |
39 |
Нижегородская обл |
700 |
700 |
673 |
96,14% |
673 |
96,14% |
40 |
Ненецкий АО |
81 |
81 |
72 |
88,89% |
72 |
88,89% |
Продолжение таблицы №1 | |||||||
№ |
Субъект Российской Федерации |
Всего учреждений |
Количество зарегистрированных учреждений (процент от общего количества учреждений) | ||||
Казенные |
Всего |
Казенные |
Всего | ||||
41 |
Мурманская обл |
156 |
156 |
150 |
96,15% |
150 |
96,15% |
42 |
Московская обл |
1230 |
1230 |
1181 |
96,02% |
1181 |
96,02% |
43 |
Москва |
566 |
566 |
486 |
85,87% |
486 |
85,87% |
44 |
Мордовия Респ |
220 |
220 |
217 |
98,64% |
217 |
98,64% |
45 |
Марий Эл Респ |
110 |
110 |
94 |
85,45% |
94 |
85,45% |
46 |
Магаданская обл |
136 |
136 |
134 |
98,53% |
134 |
98,53% |
47 |
Липецкая обл |
105 |
105 |
98 |
93,33% |
98 |
93,33% |
48 |
Ленинградская обл |
684 |
684 |
651 |
95,18% |
651 |
95,18% |
49 |
Курская обл |
1843 |
1843 |
1840 |
99,84% |
1840 |
99,84% |
50 |
Курганская обл |
1148 |
1148 |
1146 |
99,83% |
1146 |
99,83% |
51 |
Красноярский край |
1340 |
1340 |
1334 |
99,55% |
1334 |
99,55% |
52 |
Краснодарский край |
1208 |
1208 |
1197 |
99,09% |
1197 |
99,09% |
53 |
Костромская обл |
837 |
837 |
822 |
98,21% |
822 |
98,21% |
54 |
Коми Респ |
147 |
147 |
136 |
92,52% |
136 |
92,52% |
55 |
Кировская обл |
1688 |
1688 |
1686 |
99,88% |
1686 |
99,88% |
56 |
Кемеровская обл |
555 |
555 |
543 |
97,84% |
543 |
97,84% |
57 |
Карелия Респ |
519 |
519 |
512 |
98,65% |
512 |
98,65% |
58 |
Карачаево-Черкесская Респ |
454 |
454 |
408 |
89,87% |
408 |
89,87% |
59 |
Камчатский край |
197 |
197 |
186 |
94,42% |
186 |
94,42% |
60 |
Калужская обл |
834 |
834 |
808 |
96,88% |
808 |
96,88% |
61 |
Калмыкия Респ |
296 |
296 |
296 |
100% |
296 |
100% |
62 |
Калининградская обл |
139 |
139 |
126 |
90,65% |
126 |
90,65% |
63 |
Кабардино-Балкарская Респ |
650 |
650 |
638 |
98,15% |
638 |
98,15% |
64 |
Иркутская обл |
1673 |
1673 |
1663 |
99,4% |
1663 |
99,4% |
65 |
Ингушетия Респ |
258 |
258 |
249 |
96,51% |
249 |
96,51% |
66 |
Ивановская обл |
587 |
587 |
583 |
99,32% |
583 |
99,32% |
67 |
Забайкальский край |
199 |
199 |
190 |
95,48% |
190 |
95,48% |
68 |
Еврейская Аобл |
192 |
192 |
190 |
98,96% |
190 |
98,96% |
69 |
Дагестан Респ |
2829 |
2829 |
2596 |
91,76% |
2596 |
91,76% |
70 |
Воронежская обл |
1921 |
1921 |
1914 |
99,64% |
1914 |
99,64% |
71 |
Вологодская обл |
187 |
187 |
155 |
82,89% |
155 |
82,89% |
72 |
Волгоградская обл |
1827 |
1827 |
1820 |
99,62% |
1820 |
99,62% |
73 |
Владимирская обл |
542 |
542 |
540 |
99,63% |
540 |
99,63% |
74 |
Бурятия Респ |
165 |
165 |
147 |
89,09% |
147 |
89,09% |
75 |
Брянская обл |
192 |
192 |
189 |
98,44% |
189 |
98,44% |
76 |
Белгородская обл |
335 |
335 |
288 |
85,97% |
288 |
85,97% |
77 |
Башкортостан Респ |
413 |
413 |
403 |
97,58% |
403 |
97,58% |
78 |
Байконур г |
5 |
5 |
4 |
80% |
4 |
80% |
79 |
Астраханская обл |
323 |
323 |
319 |
98,76% |
319 |
98,76% |
80 |
Архангельская обл |
220 |
220 |
209 |
95% |
209 |
95% |
81 |
Амурская обл |
354 |
354 |
336 |
94,92% |
336 |
94,92% |
82 |
Алтайский край |
1165 |
1165 |
1164 |
99,91% |
1164 |
99,91% |
83 |
Алтай Респ |
53 |
53 |
53 |
100% |
53 |
100% |
84 |
Адыгея Респ |
135 |
135 |
135 |
100% |
135 |
100% |
85 |
Итого: |
49308 |
49308 |
47950 |
97,25% |
47950 |
97,25% |
Создание в нашей стране казенных предприятий базируется на широко используемом опыте экономически развитых стран (Англия, Франция, ФРГ), где предприятия оборонных отраслей, связи, полиграфические и некоторые иные получают статус казенных. Но в отличие от наших предприятий они не имеют ни юридической, никакой иной самостоятельности и представляют собой фактически подразделения, выступающие в правоотношениях от имени государства. По сравнению с ними отечественные аналогичные предприятия обладают большим кругом прав, однако объем этих прав гораздо уже, чем у обычной коммерческой организации. Достаточен ли объем предоставленных казенному предприятию прав, может показать только практика [3].
Несоответствие системы учета затрат и нового механизма финансового обеспечения деятельности казенных учреждений является одним из ключевых препятствий для практического перехода от финансирования бюджетной сети к финансированию оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг. Для решения этой проблемы необходима классификация по услугам, которая должна являться промежуточной классификацией затрат между «укрупненной» классификацией по функциональным признакам, целям и видам расходов и классификацией по экономическим статьям [3].
Для решения указанных проблем Минфином России в сотрудничестве с другими федеральными министерствами, а также с субъектами РФ в настоящее время разрабатывается Единый регистр государственных и муниципальных услуг6. Указанный регистр должен стать универсальным классификатором государственных (муниципальных) услуг, увязанным с кодами услуг в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Деятельность организации
- Основной вид деятельности: деятельность в области обязательного социального страхования;
- Бюджет: областной бюджет;
- Административная
- Вышестоящая организация: Министерство финансов Архангельской области [6].
Деятельность организации
- Основной вид деятельности: здравоохранение
и предоставление в сфере
- Бюджет: окружной бюджет;
- Административная
- Вышестоящая организация: департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа [6].
3) Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Деятельность организации
- Основной вид деятельности: образование;
- Бюджет: бюджет Зеленодольского муниципального района;
- Административная
- Вышестоящая организация: финансово-бюджетная палата Зелено-дольского муниципального района [6].
Казенные предприятия являются частью государственного предпринимательства. Это предприятия, принадлежащие «казне» государства.
Казенные фабрики, заводы или хозяйства обязательно попадают под государственное управление. Касается это очень многих вопросов, таких как финансовое стимулирование работников, ценовая политика, директивное планирование и т.д.
Казенные предприятия в обязательном порядке должны заключать договора с организациями, на поставку товаров, покрывающих нужды государства. Отказаться от этого они не вправе. В свою очередь, государство тоже должно выполнять свои обязательства, а в частности: защищать предприятие от банкротства, давать льготы по госзакупкам, помогать финансированием и т.д.
Говорить о высокой экономической эффективности подобных предприятий не приходится, даже не смотря на то, что они функционируют под натиском жесткой дисциплинарной ответственности. Фактически они представляют из себя организации, вытесненные из рыночной системы предпринимательства и по сути являются лишь бюджетными [3].
Определенная часть бюджета государства уходит на расходы по содержанию казенных предприятий. И это автоматически приводит к тому, что по отношению к ним применяются определенные системы управления. Более того, численность казенных предприятий сводится к разумному минимуму [3].
Цель данной работы была достигнута, ответы на все поставленные вопросы получены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бюджетный
кодекс Российской Федерации
от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция
от 22.10.2014) [Электронный ресурс] // Консультант
плюс – справочно-правовая система. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014). - М.: ЭКСМО, 2014.
3 Козлов, Е.А. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг некоммерческими организациями//Финансы и бюджет: проблемы и решения. - 2012. - № 5.