Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:35, реферат
Казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления.
Целью данной работы будет рассмотрение наиболее актуальных вопросов деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Государственные (муниципальные) казенные учреждения являются специфической формой некоммерческих организаций. Главная его особенность в том, что данное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы [1].
С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных [8].
Казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления.
Целью данной работы будет рассмотрение наиболее актуальных вопросов деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений.
1 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА И
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно статье 6 Б.К. Р.Ф. казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, которое создается для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы [4]. Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (ст. 221 БК РФ) [4].
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ к статусу казенных отнесены:
1) управления объединений, соединений и воинские части Вооруженных Сил России, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований [8];
2) учреждения,
исполняющие наказания, следственные
изоляторы уголовно-
3) специализированные
учреждения для
4) учреждения
МВД России, Главного управления
специальных программ
5) психиатрические
больницы (стационары) специализированного
типа с интенсивным
Правовую основу деятельности учреждения составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты и настоящий Устав.
Основным нормативным актом, регулирующим особенности правового положения казенных учреждений, является Бюджетный кодекс в редакции Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА И ПРАВА
УЧАСТНИКОВ НА СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Распоряжаться принадлежащим ему имуществом казенное предприятие имеет право только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия [5, c. 79].
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия [5, c. 79].
Казенные предприятия относятся к числу государственных унитарных предприятий, создаваемых собственником имущества и не наделенных правом собственности на предоставляемое им собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Соответственно различают федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия [5, c. 80].
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [5, c. 81].
Имущество казенного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками такого предприятия.
Казенное предприятие как субъект права оперативного управления обязано: во-первых, учитывать пределы и ограничения, законодательно установленные для такого рода предприятий; во-вторых, осуществлять свои правомочия в соответствии с целями деятельности предприятия; в-третьих, учитывать и выполнять задания собственника, закрепленного за ним имущества; в-четвертых, использовать имущество, предоставленное ему в оперативное управление, строго по назначению.
3 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КАЗЕННОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И ФОРМЫ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности своих подведомственных казенных учреждений учредители осуществляют в рамках, доведенных до них государственных или муниципальных заданий. Государственное задание будет готовиться для казенных учреждений на основании решения федерального органа исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. Показатели государственного задания являются основой для составления сметы казенного учреждения [5, c. 83].
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы и за счет средств бюджета соответствующего уровня. В соответствии с приказом Минфина РФ от 30.07.2010 № 84н «Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) учреждения» с 2011 года распространяются и на казенные учреждения. А это означает, что для казенных учреждений будет действовать система утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по отдельным статьям (направлениям) финансирования. ЛБО устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) [1].
Если ЛБО недостаточны для функционирования
казенного учреждения, то согласно ст.
13 Закона № 83-ФЗ по обязательствам, ранее
взятым на себя казенным учреждением,
отвечает федеральный орган исполнительной
власти РФ, субъекта Федерации или муниципального
образования, который осуществляет полномочия
собственника. Однако это не означает
возможность корректировки ЛБО и доведения
до казенного учреждения новых бюджетных
расписаний [8].
4 ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ В ВИДЕ
ПОЖЕРТВОВАНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПРАВОВЫХ ФОРМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ И ДР.)
Безвозмездная передача казенному учреждению имущества или денежных средств, оформляемая договором пожертвования, – довольно распространенная операция. В консультации рассмотрим правовую основу принятия таких пожертвований, их документальное оформление, а также порядок отражения этой операции в бухгалтерском и налоговом учете [4, c. 136].
Договор пожертвования, заключенный с учреждением, может содержать условие использования имущества (денежных средств) по определенному назначению. Если условия использования пожертвованного имущества в договоре не прописаны, то такое имущество используйте в соответствии с его назначением. Такие правила следуют из пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса РФ.
Если по каким-то причинам использовать пожертвование по целевому назначению невозможно, то с согласия жертвователя его можно использовать по другому назначению. А в случае ликвидации организации-жертвователя решение об использовании пожертвования по другому назначению выносит суд. Об этом сказано в пункте 4 статьи 582 Гражданского кодекса РФ [2].
Пожертвования могут быть выражены как в натуральной, так и в денежной форме (п. 1 ст. 582, ст. 128 ГК РФ) [2]. Причем благотворительные пожертвования в натуральной форме могут быть предоставлены и в виде безвозмездной передачи в собственность имущества, и в виде безвозмездного выполнения работ и предоставления услуг (ст. 5 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ) [9].
5 ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Казенное учреждение имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, если это прописано в его уставе (п.3 ст.161 БК). Таким образом, будет казенное учреждение оказывать платные услуги или выполнять платные работы, решает учредитель, который утверждает устав. Доходы от данной деятельности являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета (Абзац 4 ч. 3 ст. 41 БК) и поступают в бюджет (Часть 3 ст. 161 БК) [1].
Доходы, поступающие казенному учреждению от «разрешенной коммерческой деятельности», у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета РФ и учитываются на отдельных лицевых счетах. Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в бюджеты соответствующих уровней без уплаты налогов и сборов, то есть «в полном объеме». Такие доходы не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно приказу Минфина РФ от 17.08.2010 № 92н (далее – Приказ № 92н) срок действия генеральных разрешений, выдаваемых казенным учреждениям на открытие лицевых счетов по учету средств, поступающих от приносящей доход деятельности, продлен до 01.01.2012. Если новое казенное учреждение создано до вышеуказанного срока, то вместо генерального выдается обычное разрешение. Также Приказом № 92н установлено, что доходы казенных учреждений от платных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам, поступают в бюджет соответствующего уровня. До 01.01.2012 федеральные казенные учреждения и казенные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований могут использовать внебюджетные средства для обеспечения своей деятельности, на стимулирующие выплаты сотрудникам и развитие материально-технической и производственной базы [1].
Согласно п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ для казенных учреждений устанавливаются особые условия оказания платных услуг в переходный период. Особыми условиями является наличие генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем бюджетных средств, на оказание платных услуг. В генеральном разрешении в обязательном порядке должны быть указаны: источники образования и направления использования внебюджетных средств; нормативно-правовые акты РФ, устанавливающие источники образования внебюджетных средств; положения устава казенного учреждения, регламентирующие порядок оказания платных услуг и виды оказываемых платных услуг; гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества [8].