Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

История развития денежной системы России уходит своими корнями в глубокую древность. Централизация денежной системы получила развитие в 16 веке н.э. во времена Ивана Грозного. Первая денежная реформа была связана с утверждением государственной монополии на чеканку монет и регулирование денежного обращения. Одновременно были ликвидированы частные заказы на чеканку монет и частные монетные дворы.

Оглавление

Становление и развитие денежно-кредитной системы России
Денежная система дореволюционной России
Денежно-кредитная система СССР
Становление и развитие денежно-кредитной системы России
Банковская система России
2.1. Центральный Банк России
2.2. Становление банковской системы России
2.3. Макроэкономическая политика Банка России на современном этапе
Становление и развитие финансовой системы России
3.1. Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР
3.2. Финансовая система России
3.3. Инструменты финансовой политики

Файлы: 1 файл

1. Становление и развитие денежно-кредитной системы России.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 4.

Увеличение количества денег в обращении всей системой коммерческих банков (эффект денежного мультипликатора)

 

Банк

Полученные резервы  и вклады ($)

Обязательные резервы ($)  R=20%

Избыточные резервы ($)

(1)-(2)

Вновь созданные деньги (суммы, которые банк способен ссудить)

 

(1)

(2)

(3)

(4)

Банк A

100,00

20,00

80,00

80,00

Банк B

80,00

16,00

64,00

64,00

Банк C

64,00

12,80

51,20

51,20

Банк D

51,20

10,24

40,96

40,96

Банк E

40,96

8,19

32,77

32,77

Банк F

32,77

6,55

26,22

26,22

Банк G

26,22

5,24

20,98

20,98

Банк H

20,98

4,20

16,78

16,78

Банк I

16,78

3,36

13,42

13,42

Банк J

13,42

2,68

10,74

10,74

Банк K

10,74

2,15

8,59

8,59

Банк L

8,59

1,72

6,87

6,87

Банк M

6,87

1,37

5,50

5,50

Банк N

5,50

1,10

4,40

4,40

Прочие

21,97

4,39

17,58

17,58

Итого

500

100

400

400


 

Как видно из таблицы, на основе всего лишь 80 долларов избыточных резервов (полученных банковской системой когда кто-то вложил 100 долларов наличными в банк А) система коммерческих банков в целом способна предоставить заем  в размере 400 долларов (сумма столбца 4). Следовательно, при резервной норме 20 % банковская система в состоянии увеличить размер предоставляемых ссуд в 5 раз.

Речь идет именно о банковской системе, т.е. каждый отдельный коммерческий банк может выдавать ссуды только в пределах собственных избыточных резервов. Резервы, утраченные одним банком, приобретаются другим. Таким образом, банковская система  в целом не теряет этих резервов.

Банковская система в целом  увеличивает любой избыточный резерв и превращает его в огромную сумму  новых денег, размещенных на бессрочных депозитах. Т.е. начинает работать денежный мультипликатор (m), который является величиной, обратной установленной резервной норме (R):

 

         1

m   =  -------

          R

 

В нашем примере при  норме резервов 20 % вновь созданная денежная масса (D) будет равняться произведению первоначальных избыточных резервов (E) на денежный мультипликатор:   D = E * m = 80$ * (1/0,2) = 80 * 5 = 400 руб.

Более высокие резервные ставки влекут за собой более низкое значение денежного мультипликатора, и наоборот.

Наглядное подтверждение механизма  денежного мультипликатора представлено на рисунке 1.

 

 

Новые резервы 100 $

 


                                                                                                   20 $ обязательные


                                                                                                                                               резервы

 

 


 

 


 

 

 

 

    Рис. 1.  Результат процесса расширения денежной массы

 

Операции  на открытом рынке осуществляются Центральным банком в целях воздействия на денежную массу в обращении и означают куплю-продажу на открытом рынке государственных долговых ценных бумаг (например ГКО и ОФЗ), то есть покупку ценных бумаг у населения и предприятий или продажу им этих ценных бумаг.

Механизм действия этого инструмента  также связан с избыточными резервами. Если операция осуществляется между  Центральным банком и коммерческим банком, то в качестве платежного средства в полном объеме (на 100 %) выступают избыточные (дополнительные) резервы, которые дают или отбирают возможность выдачи ссуд.

Если же операции осуществляются с  населением, то в результате изменяется количество денег, положенных на депозиты. В этом случае объем избыточных резервов изменяется не на всю сумму, а только на 80 %.

Наглядно данный механизм представлен  на рисунках 2 и 3.


 

 



 

 

Рис. 2. Совокупное увеличение денежного  предложения при покупке центральным банком облигаций у коммерческого банка на сумму 1000 $

 

                                            Новые резервы 100 $

  


                                                                                                  200 $ обязательные


                                                                       резервы


 


 

 

Рис. 3. Совокупное увеличение денежного  предложения при покупке центральным  банком облигаций у населения на сумму 1000 $

 

Итак, как же Центральный банк управляет  экономикой страны?

Если экономика переживает период спада и безработицы, то для стимулирования совокупного спроса необходимо увеличить  предложение денег. Этого можно  достичь  

    • покупкой государственных ценных бумаг на открытом рынке;
    • снижением резервной нормы;
    • снижением учетной ставки.

В результате экономическая  активность в стране повышается, а  уровень безработицы падает.

Такой набор политических  решений называют политикой «дешевых денег». Когда ситуация в экономике противоположная, проводится политика «дорогих денег»

Учетная ставка обычно играет менее важную роль, поскольку величина резервов, получаемых путем займов у Центробанка, обычно мала – примерно 2-3 % от всей суммы банковских резервов. На самом же деле коммерческие банки в большинстве случаев берут кредиты у Центрального банка в ответ на операции на открытом рынке.

Тем не менее, учетная ставка имеет  важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и  понятным способом оповещения о намеченном курсе денежно-кредитной политики.

Что касается резервных требований, то этот инструмент используется, как правило, в качестве вспомогательной меры, поскольку резервные деньги не приносят доходов, а следовательно повышение или снижение резервных требований могут оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

И, наконец, главным инструментом денежно-кредитной  политики являются операции на открытом рынке, поскольку этот механизм обладает гибкостью и сказывается на величине избыточных резервов банков без промедления.

Следует обратить внимание, что при  реализации того или иного вида макроэкономической политики темпы роста денежной массы определяют темпы роста инфляции и номинального обменного курса.

 

Данные инструменты денежно-кредитной  политики используются центральными банками  любой страны, в том числе и России. 

 

 

 

 

3. Становление и развитие  финансовой системы России

3.1. Эволюция  финансовой системы в дореволюционной  России и в СССР

 

Известно, что финансы – это  совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств. На микроуровне это фонды предприятий (уставный, резервные и др.), на макроуровне – госбюджет и государственные внебюджетные фонды. Поскольку главным источником доходов бюджета являются налоги, то налоговая политика неразрывно связана с финансовой политикой государства и является  ее составной частью.

 

Финансовая система Русского государства  стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

Надо отметить, что в эпоху  бурного развития капитализма в  России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая война 1914 отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.

После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии.  Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В  период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет.  Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника.  Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти Горбачева  в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения  доходов стал переходом от остаточного  принципа формирования ресурсов предприятий  из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.

3.2. Финансовая  система России.

 

Институциональная финансовая система  Российской Федерации включает Министерство финансов РФ,  Федеральную налоговую  службу, Федеральную таможенную службу, органы государственного финансового контроля, внебюджетные социальные фонды и др.

Информация о работе Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России