Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа
История развития денежной системы России уходит своими корнями в глубокую древность. Централизация денежной системы получила развитие в 16 веке н.э. во времена Ивана Грозного. Первая денежная реформа была связана с утверждением государственной монополии на чеканку монет и регулирование денежного обращения. Одновременно были ликвидированы частные заказы на чеканку монет и частные монетные дворы.
Становление и развитие денежно-кредитной системы России
Денежная система дореволюционной России
Денежно-кредитная система СССР
Становление и развитие денежно-кредитной системы России
Банковская система России
2.1. Центральный Банк России
2.2. Становление банковской системы России
2.3. Макроэкономическая политика Банка России на современном этапе
Становление и развитие финансовой системы России
3.1. Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР
3.2. Финансовая система России
3.3. Инструменты финансовой политики
Центральный Банк для
поддержания ликвидности
Еще одной ошибкой в макроэкономической политике явился отказ руководства Центробанка от валютных интервенций, опасаясь, что участие Центробанка в торгах подтвердит серьезность ситуации и вызовет еще большую панику.
Наряду
с ошибочным управлением
Таким образом, в результате неуклонного снижения налоговых поступлений в бюджет и постоянной нехватки финансовых ресурсов, Правительство России оказалось перед дилеммой – либо совершенствовать налоговое законодательство, либо влезать в новые долги. Единственно правильным решением в то время было совершенствование налогового законодательства и налоговой системы России, и уже в 1996-1997 гг. были предприняты первые попытки принятия Налогового Кодекса РФ, которые, к сожалению, успехом не увенчались. В результате не оставалось иного выхода, как идти по пути все новых и новых заимствований – как внутренних, так и внешних.
Последствия финансового кризиса 1998 г. были в основном преодолены только к 2001 г., чему способствовала относительная стабилизация экономики в целом.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» Банковская система России является двухуровневой, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
К первому уровню относится Центральный банк России.
Ко второму уровню
относятся кредитные
К кредитным организациям относятся банки и небанковские кредитные организации.
Банки обладают исключительным правом осуществлять в совокупности следующие операции:
Небанковские кредитные
Центральный банк России был учрежден органами советской власти в 1960 г. и был подчинен Министерству финансов и не обладал самостоятельностью, в то время как сущность центрального банка заключается в посредничестве между государством и экономикой, регулировании денежных и кредитных потоков. Центральный банк – это, прежде всего орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства.
Банк России в настоящее
время в своей деятельности руководствуется
Федеральным законом 2002 г. «О центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» и другими
Цели деятельности Банка России:
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. 50 % прибыли Банка России подлежит перечислению в федеральный бюджет. В настоящее время Министерство финансов РФ предлагает увеличить эту долю до 80 %, тем самым ограничив независимость Банка России.
Активы Банка России составляют около 2 трлн. руб. или около 70 млрд. долларов, капитал около 240 млрд. руб. или 8,5 млрд. долларов. Однако, если бы Банк России участвовал в рейтинге крупнейших негосударственных банков мира, то по величине активов от занял бы 129-е место, а по капиталу – 51-е. Чтобы подняться на вершину этого рейтинга, необходимо увеличить активы в 23 раза, а капитал – в 7 раз.
В связи с необходимостью
разграничения государственных
финансов и банковских ресурсов, т.е.
ограничения прав Правительства
по использованию средств
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента на 4 года. Председатель Банка России участвует в заседаниях Правительства и Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики России.
Средства Федерального
бюджета и государственных
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также операции по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами.
В большинстве стран центральные банки независимы от органов государственной власти и выступают определенным противовесом действиям правительства, которое может решать экономические вопросы, руководствуясь чисто политическими соображениями, например, в период предвыборной кампании, проведения референдума и др.
Но независимость центрального банка должна иметь свои разумные пределы, поскольку конфликт с органами власти может привести к экономическому кризису как это было в России в первой половине 90-х годов прошлого века. Поэтому положение центральных банков в большинстве своем двояко.
В западной литературе данное разногласие получило название «магического четырехугольника», в качестве углов которого выступают:
Одновременно достижение этих целей невозможно, но стремление к их достижению определяют конкретные действия любого центрального банка.
Банковская система России начала формироваться в конце 80-х годов прошлого века. За это время она пережила несколько кризисов, которые нанесли значительный урон финансовой устойчивости российских банков и подорвали доверие к ним. Окончательный процесс восстановления банковской системы после финансового кризиса 1998 г. в настоящее время практически завершен. Переломным был 2001 г. Если в первые годы после кризиса количество кредитных организаций сокращалось в среднем на 8 – 10 % в год, то в 2001 г. тенденция изменилась на противоположную.
На первом этапе, в 1988 – 93 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также низкой стоимостью привлекаемых средств, несмотря на высокий уровень инфляции.
Бурный процесс создания коммерческих банков (к 1992 г. их количество насчитывало1414) привел к тому, что уже к 1995 г. Россия выдвинулась на одно из первых мест в мире по их количеству. В то же время число небанковских кредитных учреждений по сравнению с банковскими было и остается незначительным.
Слишком быстрые темпы
количественного роста
В 1995 г. в банковской сфере разразился кризис ликвидности, вызванный введением центральным Банком валютного коридора. В результате многие банки потеряли весомый источник доходов, получаемых от спекулятивных операций на валютном рынке.
В первом полугодии 1996 г. расширение сети коммерческих банков прекратилось, и наметилась обратная тенденция. Банк России ужесточил требования к созданию новых банков и начал активно отзывать лицензии у несостоятельных. В результате на фоне экономического спада разразился новый кризис банковской системы, основными признаками которого была высокая интенсивность процесса банкротств кредитных учреждений (было признано неплатежеспособными более 25 % общего числа функционирующих банков) и дезорганизация финансового кругооборота банков, выразившаяся в перемещении денежных средств из кредитования реального сектора в сектор финансирования государственного долга за счет сбережений населения. Вследствие этого сузилась ресурсная база коммерческих банков и обострилась проблема роста кредитных рисков, которая в полной мере реализовалась во время дефолта 1998 г.
Современное состояние банковской системы России (см. таблицу 3) нельзя в полной мере признать удовлетворительным. Общая обеспеченность банковскими услугами в России заметно уступает (за исключением Москвы и С-Петербурга) европейским стандартам. Так, на 100 жителей в странах Евросоюза приходится 40-50 кредитных учреждений, а в России примерно 3-5. Для Москвы и Московской области, а также С-Петербурга этот показатель превышает 7. Почти половина действующих кредитных организаций приходится на Москву, С-Петербург и Московскую область. В 10 субъектах Российской федерации число действующих кредитных организаций не превышает 2-х, а в трех субъектах они вообще отсутствуют.
Другой показатель – численность населения, приходящаяся на одно кредитное учреждение. В России этот показатель составляет 50 тыс. чел., в США – 2 тыс. чел., в Европе – 1-1,5 тыс. чел.
Подавляющее большинство Российских банков чрезвычайно мелкие: только 230 коммерческих банков имеют капитал свыше 150 млн. руб., или 5 млн. евро (минимальный объем капитала коммерческого банка, установленного Банком России).
Таблица 3.
Современное состояние банковской системы России
Показатели |
Ед.изм. |
Россия |
Страны Евросоюза |
США |
Количество кредитных учреждений, приходящихся на 100 жителей |
шт. |
3 – 5 |
40 – 50 |
35 – 40 |
Численность населения, приходящегося на 1 кредитное учреждение |
тыс. чел. |
50 |
1 – 1,5 |
2 |
Сложившаяся ресурсная
база банковской системы России не
позволяет кредитовать
Неотработанность механизма взыскания сомнительной и безнадежной ссудной задолженности, отсутствие правовой основы, достаточной для принудительного осуществления прав кредиторов, способствует росту банковских рисков.
Информация о работе Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России