Эволюция науки о финансах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.99 Кб (Скачать)
stify;text-indent:36pt;line-height:18pt">В зависимости  от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства  финансы, обладая практически одинаковыми  институтами, часто имеют качественно  различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические  системы. Все финансовые отношения  капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических  отношений, а социалистических стран  – на воспроизводство авторитарного  режима и соответственно централизованного  управления экономикой.

Рассмотрим  подробнее этапы развития финансов в СССР и Беларуси. Финансовые отношения  организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или  ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительством  социалистических финансов началось только после окончания гражданской  войны. Экономические условия в  это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные  предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой  и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923 – 1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались  неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием  условий для планирования таких  показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с  одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского  хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка  государственного сектора и подавление частника.

Экономические и политические условия диктовали  необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать  этим требованиям.

Первым  общегосударственным фондом стал государственный  бюджет, главными источниками поступлений  – налоги. Вся налоговая система  была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и  кулачества в сельском хозяйстве. Эту  задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора  применялись пониженные ставки с  доходов государственных и кооперативных  предприятий и организаций, система  льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение  было и при начислении подоходного  налога с физических лиц. По положению  о подоходном налоге 1924 г. Высшая прогрессивная  ставка составляла 37,5 % и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки дифференцировали по группам  плательщиков.

Максимальная  ставка для капиталистических элементов  была повышена до 67,5 %, а с 1927 г. –  до 81 %. Кроме того, в 1931 г. был введен специальный сбор на нужды культурного  и жилищного строительства. С  рабочих, служащих и кооперативных  кустарей он взимался в виде небольшой  надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200 %, то есть фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.

Вторым  по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало  имущество предприятий и организаций  всех форм собственности, так как  даже для государственных предприятий  в бюджете не были предусмотрены  средства на возмещение ущерба, и обеспечение  непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало  имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был  фонд государственного социального  страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную силу.

Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями  сельхозпродукции становятся колхозы  и совхозы. Оптовая и розничная  торговля почти полностью сосредоточилась  в руках государства и потребительской  кооперации.

Налоговая реформа 1930 – 1931 гг. обеспечила значительное сокращение количество налогов и  платежей, упростила методики их расчета  и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя  основополагающих признаков. Налог  с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых  нормах и полностью поступал в  государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для  бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.

Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении  эффективности производства, что  не только не привело к улучшению  положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий  и целых отраслей.

Стремясь  изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую  систему в целом. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика  по инерции продолжала развиваться  в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в  производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста  производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий  оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался  разрыв между общественными потребностями  и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом  и его материальным покрытием. Впервые  в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев  финансов – государственных, отраслевых, региональным.

Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической  теории финансов и распространения  их в среде ученых и практиков  с необходимостью потребовало изменения  содержательного наполнения блока  финансовых дисциплин, традиционно  преподававшихся в отечественных  университетах.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Термин  finansia возник XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Каковы  предпосылки возникновения финансов?  Ведь человечество задолго до этого  имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая  предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая  предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05 %, Франции – 2,01 %, Пруссии – 3,9 %, России – 2,7 % общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13 %) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья  предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственных  и денежных отношений стало возможным  распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные  отношения – часть экономических  отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем – и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, то есть изменяются во времени.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник.  М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  2. Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. Л., 1929.
  3. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. М., 1997.
  4. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2001.
  5. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  6. Василевская, Т.Н. Финансы предприятий: учеб. пособие / Т.Н. Василевская; под общ. ред. Т.Н. Василевской. 3-е изд. Минск: выш. шк., 2006. 528 с.
  7. Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин. 4-е изд., перераб. и доп. Минск: Дашков и К, 2005. 526 с.
  8. Пушкарева В. М. Развитие финансовой науки в России (1861 1917 гг.) // Финансы. 2002. - 7. с. 15 17.
  9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  10. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. Н.Е. Заяц. Минск: БГЭУ, 2006. 368 с.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2001.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А И. Архипова. М.: Проспект, 1999.
  13. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. 2-е изд., исп. и доп. Минск: выш. шк. 2007. 416 с.

Информация о работе Эволюция науки о финансах