Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и Беларуси. Финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительством
социалистических финансов началось только
после окончания гражданской
войны. Экономические условия в
это время были тяжелейшие: разоренная
страна, полный упадок хозяйства. Крупные
предприятия промышленности и торговли
национализированы, но все еще велика
доля частника, особенно в оптовой
и розничной торговле. Так, удельный
вес частного сектора в 1923 – 1924 гг.
в розничном товарообороте
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
Первым
общегосударственным фондом стал государственный
бюджет, главными источниками поступлений
– налоги. Вся налоговая система
была направлена на подавление частника
в промышленности и торговле и
кулачества в сельском хозяйстве. Эту
задачу превосходно решали дифференцированные
налоговые ставки. Для укрепления
позиций социалистического
Максимальная
ставка для капиталистических
Вторым
по значению общегосударственным фондом
денежных средств был фонд государственного
имущественного и личного страхования.
Этот фонд формировался за счет обязательных
и добровольных взносов страхователей.
Обязательному страхованию
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную силу.
Вышеуказанная
система финансовых отношений обеспечила
выполнение поставленных государством
задач. Уже к 1930 г. в промышленности
государственный сектор становится
господствующим, здесь производилось
94,4 % валовой продукции. Главными производителями
сельхозпродукции становятся колхозы
и совхозы. Оптовая и розничная
торговля почти полностью
Налоговая реформа 1930 – 1931 гг. обеспечила значительное сокращение количество налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.
Жесткое
централизованное нормирование затрат
сковывало инициативу предприятий,
снижало заинтересованность в повышении
эффективности производства, что
не только не привело к улучшению
положения в экономике, но способствовало
появлению убыточных
Стремясь
изменить положение, государство в
80-е годы осуществляет ряд мероприятий,
связанных с некоторым
Осознание
неизбежности принятия концепций неоклассической
теории финансов и распространения
их в среде ученых и практиков
с необходимостью потребовало изменения
содержательного наполнения блока
финансовых дисциплин, традиционно
преподававшихся в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин finansia возник XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Каковы
предпосылки возникновения
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05 %, Франции – 2,01 %, Пруссии – 3,9 %, России – 2,7 % общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13 %) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом,
только на данном этапе развития государственных
и денежных отношений стало возможным
распределение созданного продукта
в стоимостном выражении. Распределительные
отношения – часть
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ