Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:00, контрольная работа

Краткое описание

Деньги — результат развития процесса обмена товарами.
Товар — это вещь, произведенная для обмена.
Товарно-денежный обмен — объективная закономерность развития отношений обмена.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3-4
1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ……….....5-11
1.1 Предпосылки развития финансов……………………………………………..5-6
1.2 Этапы развития финансов……………………………………………………...7-11
2.ТРИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОНДА
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………..12-14
3.ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………14-16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..17

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 45.83 Кб (Скачать)

В этот период постоянно существовал разрыв между утвержденными бюджетными росписями и действительно произведенными расходами. С 1801 по 1809 было израсходовано  сверх сметы  390 млн.руб. Общий дефицит за данный отрезок составил свыше 442 млн.руб.[5 с.65] таким образом среднегодовой дефицит девять лет выразился почти в 50 млн.руб.

Если  сопоставить эту цифру с размером общего государственного бюджета, то окажется, что расходы ежегодно в среднем  на одну треть превышали государственные  доходы. Источниками покрытия бюджетного расхода был выпуск ассигнаций и  «позаимствования» средств у казенных кредитных учреждений. Дефициты первого десятилетия 19в в значительной степени были связаны с войнами. Только за три года (1807-1809) дефицит составил 320млн. руб. Но помимо этих непредвиденных расходов, отдельные ведомства значительно превышали свои расходы по сравнению с утвержденными сметами. Даже в мирные годы сверхсметные затраты достигали огромных сумм. Существовавшие сметные правила носили

 весьма  неопределенный характер.

     Проанализировав историю, можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый  этап - неразвитая форма финансов, которой  был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные  цели и практически не оказывала  воздействия на экономику. Кроме  того, этому этапу свойственна  узость финансовой системы, так как  она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

     По  мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость  в новых общегосударственных  фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений  по поводу их формирования и использования.

В настоящее  время повсеместно, независимо от политического  и экономического устройства того или  иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших • орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости  от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства  финансы, обладая практически одинаковыми  институтами, часто имеют качественно  различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические  системы. Все финансовые отношения  капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических  отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного  режима и соответственно централизованного  управления экономикой.

     Рассмотрим  подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

     Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской  войны. Экономические условия в  это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные  предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес'частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с  одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского  хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка  государственного сектора и подавление частника,

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

В связи  с этим государство создает три  основных общегосударственных фонда  денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных  с их формированием и использованием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТРИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОНДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ: 

     Первым  общегосударственным фондом стал ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, главными источниками поступлений – НАЛОГИ.

Налоговая система данного периода характеризовалась  особой множественностью налогов.

К первой группе налогов следует отнести  прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских  земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных  предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая  доля оставалась на предприятии для  расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.

В тот  период жилищная проблема стояла чрезвычайно  остро, поэтому такой подход решал  и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток - не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года; соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления  в бюджет, необходимо было найти  объект налогообложения, который в  хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные  акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный  гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и  т.д.

     Особое  место в налоговой системе  занимал промысловый налог, которым  облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла  и промысловые занятия. Налог  состоял из двух-самостоятельных платежей - патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался налогом на всем пути движения от производителя к потребителю.

Регулярность  поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй - крестьянство.

Вторую  группу налогов составляли косвенные  налоги в виде акцизов на товары народного потребления.

Широко  использовалась система доходов  от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.

     Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно  решали дифференцированные налоговые  ставки. Для укрепления позиций социалистического  сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных  и кооперативных предприятий  и организаций, система льгот. Для  частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное  положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже s 1926 г. ставки диффен-цировали по группам плательщиков.

Максимальная  ставка для капиталистических элементов  была повышена до 67,5%, а с 1927 г. - до 81%. Кроме того, в 1931 г. был введен специальный  сбор на нужды культурного и жилищного  строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников  эта надбавка достигла 200%, т.е фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.

     Вторым  по значению общегосударственным фондом денежных средств был ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

     Третьим общегосударственным фондом был  ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

     Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут  влиять на все стадии воспроизводства  и процесс в целом.

Объективные предпосылки влияния связаны  с двумя обстоятельствами:

финансы функционируют во всех сферах общественного  производства (производстве, обращении, потреблении);

финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Распределение начинается в сфере материального  производства, эта сфера оказывает  влияние на характер и масштабы производства.

Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие  получает выручку, происходит распределение  этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения  предшествуют и завершают процесс  купли-продажи.

Сфера потребления выделяет:

коммерческие  организации;

бюджетные организации.

     Сейчас  существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры  выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных  его элементов превращает финансы  из объективной экономической категории  в экономический инструмент хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 

     Экономический инструмент – экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в  том числе и финансы, несут 2 начала: первое – объективное (вытекающее из экономической категории), второе –  субъективное (орудие реализации экономической  политики государства). Влияние финансов:

1)количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

2)качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Информация о работе Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений