Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:00, контрольная работа
Деньги — результат развития процесса обмена товарами.
Товар — это вещь, произведенная для обмена.
Товарно-денежный обмен — объективная закономерность развития отношений обмена.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3-4
1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ……….....5-11
1.1 Предпосылки развития финансов……………………………………………..5-6
1.2 Этапы развития финансов……………………………………………………...7-11
2.ТРИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОНДА
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………..12-14
3.ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………14-16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..17
В этот
период постоянно существовал разрыв
между утвержденными бюджетными
росписями и действительно
Если
сопоставить эту цифру с
весьма неопределенный характер.
Проанализировав историю, можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По
мере развития товарно-денежных отношений,
государственности возникала
В настоящее
время повсеместно, независимо от политического
и экономического устройства того или
иного государства, финансы вступили
в новый этап своего развития - второй
этап. Это обусловлено
В зависимости
от конкретных экономических и политических
условий, природы и роли государства
финансы, обладая практически
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес'частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
В связи
с этим государство создает три
основных общегосударственных фонда
денежных средств и, следовательно,
три группы денежных отношений, связанных
с их формированием и
ТРИ ОСНОВНЫХ
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОНДА
Первым общегосударственным фондом стал ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, главными источниками поступлений – НАЛОГИ.
Налоговая
система данного периода
К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.
В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток - не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года; соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т.д.
Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух-самостоятельных платежей - патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался налогом на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность
поступлений в бюджет обеспечивали
и такие прямые налоги, как подоходный
налог с населения и
Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.
Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже s 1926 г. ставки диффен-цировали по группам плательщиков.
Максимальная
ставка для капиталистических
Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим
общегосударственным фондом был
ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ,
обеспечивающий сохранение, воспроизводство
трудовых ресурсов. Он формировался за
счет взносов предприятий, организаций
и отдельных лиц, использующих наемную
рабочую силу.
ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.
Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении);
финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).
Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства.
Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.
Сфера потребления выделяет:
коммерческие организации;
бюджетные организации.
Сейчас
существуют организации смешанного
типа, где коммерческие структуры
выделяют деньги для бюджетных организаций.
Сознательное использование финансов
в интересах общества и отдельных
его элементов превращает финансы
из объективной экономической
Экономический инструмент – экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое – объективное (вытекающее из экономической категории), второе – субъективное (орудие реализации экономической политики государства). Влияние финансов:
1)количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);
2)качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).
Информация о работе Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений