Экспорт и импорт капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания моей работы является оценка роли России в международном движении капитала. Данная цель реализуется путем решения следующих задач:
проанализировать сущность международного движения капитала;
раскрыть формы экспорта капитала;
выявить влияние современного финансового кризиса на международный экспорт капитала и на инвестиции в Российскую экономику;
раскрыть проблемы российского рынка капитала.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Внешнеэкономические связи 5
1.1. Экспорт и импорт предпринимательского капитала, как формы внешнеэкономических связей 5
1.2.Международные промышленные кооперации 8
1.3. Совместное предпринимательство 10
1.4. Свободные экономические зоны 14
Глава 2. Современное положение России в миграции капитала 18
2.1. Влияние мирового финансового кризиса на импорт капитала в Россию 18
2.2. Проблемы инвестиционного климата в России 20
2.3. Бегство капитала из России 24
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложение 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам (2).docx

— 71.62 Кб (Скачать)

 
Толлинг появился в Российской Федерации в 1993 г., когда иностранные заказчики перерабатывали в России свое (давальческое) сырье и получали при вывозе металла (алюминия) всевозможные льготы, в том числе освобождение от НДС, спецналога, пошлин. Толлинг осуществлялся на основании «Временного положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства», утвержденного МВЭС РФ и ГТК РФ в марте 1992 года, но приказом от 23 июля 2003 года № 808 документ признан утратившим силу. 
Одной из первых толлинговых фирм в России стала компания «Транс-СИС», за которой стоит транснациональная корпорация «Транс-Уорлд металс». Естественно, что она заинтересована в росте экспорта алюминия из России. 
Договор толлинга согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. По правовой природе этот договор относится к смешанным договорам и содержит элементы договоров подряда, поставки, а в ряде случаев – договора мены.

 

 

 

 

1.3. Совместное предпринимательство

 
Совместное предпринимательство  означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной  деятельности партнеров двух или  нескольких стран, содержанием которой, является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. 
 
Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда и т.п.), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям. 
 
В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске и т.п. 
 
Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах: 
 
Консорциум (лат. Consortium – соучастие, сотоварищество) – это временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения. 
 
Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций, совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующей целевой программы или поступающими из других источников. 
 
Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическим лицом консорциум не является. 
 
Организация консорциума оформляется соглашением. Действия всех участников консорциума координирует лидер консорциумов, получивший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересы консорциума, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов. Каждый участник консорциума готовит предложения на свою долю поставок, из которых затем комплектуется общее предложение. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком. 
 
Международные экономические организации – это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями. 
 
Основной функцией межгосударственной экономической организации является координация действий стран – партнеров по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности. 
 
Основной функцией международной хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная деятельность в научно-производственной сфере. 
 
Свободные экономические зоны – это ограниченные территории, в которых созданы условия для иностранных и национальных предпринимателей. (имеют разные модификации и будут рассмотрены позже). 
 
Совместное (российско-иностранные)   предприятие – это предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала. 
 
В современной практике мирового хозяйствования понятие «совместное предприятие» трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований. 
 
Поэтому в мировую практику были введены понятия: 
 
Акционерное совместное предприятие создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала. 
 
Контрактное совместное предприятие не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров. 
 
Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги. 
 
Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка и т.п. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство. 
 
Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия. 
 
Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия: 
1) наличие соглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательской деятельности; 
2) объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в форме денежных средств, основных фондов, опыта управления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств; 
 
3) рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников; 
4) создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей; 
5) участие сторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях. 
 
Мотивы объединения усилий участников, создания совместного предприятия, могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:

 
 
• стратегия на повышение эффективности  производства; 
 
• стратегия на расширение операций; 
 
• стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции; 
 
• стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности, (более подробно стратегии и мотивы создания совместного предприятия рассмотрены в приложении табл.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Особые, (свободные) экономические  зоны

 
Свободные экономические зоны – это ограниченные территории, в которых созданы условия для иностранных и национальных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. 
 
Свободные экономические зоны на территории России подразделяются на:

 
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории России, где устанавливается особый режим предпринимательской деятельности, который распространяется на компании, вывозящие из России более 50% товаров свободного производства. При этом их продукция должна относиться к обрабатывающим отраслям промышленности. 
 
Предприятия (фирмы), являющиеся участниками зоны экспортного производства, освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, полученной от экспорта товаров собственного производства. Они также освобождаются от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации в качестве участника зоны и имеют некоторые другие налоговые льготы. 
 
Свободная таможенная зона – это также ограниченный участок таможенной территории России, где устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Согласно ст. 75 Таможенного кодекса РФ иностранные товары размещаются и используются в свободной таможенной зоне без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения к ним мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. 
 
Такая таможенная зона, в которой имеются развитая производственная и транспортная инфраструктура и другие благоприятные условия для предпринимательской деятельности, превращается в свободную таможенную зону производственного типа. В ней разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе позиция товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода. 
 
Свободная таможенная зона торгового типа – это свободная таможенная зона, которая используется для осуществления сортировки, покупки, упаковки, маркировки товаров для последующего их вывоза за пределы зоны или Российской Федерации. 
 
Такая зона создается на территориях, через которые осуществляются регулярные международные перевозки грузов (в портах, аэропортах, на железнодорожных узлах, автомобильных магистралях). В свободных таможенных зонах торгового типа не допускается совершение производственных операций, изменяющих позиции товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.

2 октября 2010 года Премьер-Министр  России Владимир Путин подписал  постановление № 800 Правительства РФ о создании СЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории СЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой СЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны. 
К особым экономическим зонам можно отнести технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение современной технологии с помощью не только национальных, но и иностранных предприятий. 
 
Технологический парк (технопарк) – это группа организационно и, как правило, территориально объединенных предприятий, занимающихся разработкой передовых технологий. 
 
Технополис – это форма диверсификации экономической деятельности, территориальной интеграции науки и производства. Технополис представляет собой межотраслевой научно-технологический комплекс, состоящий из исследовательских лабораторий, венчурных, внедренческих, крупных промышленных, посреднических и других фирм, группирующихся вокруг крупного университета или исследовательского центра. 
К зонам трансграничных (т.е. перемещаемых через границу) оказания услуг относятся, например, центры «офф-шор», свободные банковские зоны, туристско-рекреационные зоны и др. 
Максимально отвечающей основному признаку свободной таможенной зоны является особая экономическая зона «Янтарь». Созданная в январе 1996 года, в соответствии с Законом РФ, условия функционирования, которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 года  «Об особой экономической зоне в Калининградской области».  
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. Оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

 
 
Вместе с тем свободные экономические  зоны являются важным инструментом экономического развития. В создании производственных зон используются два подхода: 
• территориальный подход, при котором льготный режим распространяется на определенную территорию. Преимуществом территориального подхода является возможность создания высококачественной инфраструктуры и эффективного органа административного управления; 
• функциональный подход, при котором профессиональный режим распространяется на определенный вид деятельности независимо от месторасположения хозяйствующего субъекта. Статус субъекта зоны получают предприятия, расположенные в различных регионах страны. В отдельных случаях могут сочетаться оба подхода. 
 
Как во всех странах мира, льготы при создании свободных экономических зон на континенте подразделяются на две категории:

а) связанные со снижением или  полной отменой налогов, пошлин и  отчислений;

 б) связанные с либерализацией  режима деятельности (нераспространение  на предприятия свободных экономических  зон правил внешнеторгового, финансового  или валютного регулирования,  действующих на основной территории  страны).

Эти льготы распространяются как на национальный, так и на иностранный  капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное положение  России в миграции капитала

2.1. Влияние мирового  финансового кризиса на экономику  России

После 10 лет бурного роста  Россия испытала воздействие глобального  финансового кризиса, что ставит новую задачу в области макроэкономической политики. После того как российская экономика достигла впечатляющих темпов роста в период с 1999 по 2007 г. (7% в год) и еще более высоких темпов в первой половине 2008 г. (8%), в стране началось постепенное замедление экономического роста.

В первой половине 2008 г. В России по-прежнему наблюдались высокие темпы роста ВВП — около 8%, что отчасти было отражением хороших фундаментальных макроэкономических условий. Такие темпы роста превышали долгосрочный потенциал российской экономики (согласно оценкам, он составляет примерно 6—7%), а признаки перегрева были уже очевидны. Рост инфляции, сокращение безработицы, повышение коэффициента использования производственных мощностей, а также тот факт, что рост реальной заработной платы значительно опережает рост производительности, — все эти признаки свидетельствовали о «перегреве» экономики в условиях ограничений (в основном инфраструктурных), сдерживающих предложение.

Хорошие фундаментальные  макроэкономические условия в России, взвешенная бюджетная политика и  отсутствие влияния кризиса ипотечного кредитования в США частично защитили российскую экономику и ограничили влияние глобального финансового  кризиса. Благодаря незначительному  объему государственного внешнего долга, большому двойному профициту (профицит бюджета и счета текущих операций), наличию одних из крупнейших в мире золотовалютных резервов и благоприятным оценкам рейтинговых агентств, иностранные инвесторы вплоть до середины 2008 г. Считали Россию безопасной гаванью, которая достаточно защищена от ухудшения финансовых условий во всем мире. Создав хороший бюджетный и резервный буфер по сравнению с большинством других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия смогла задержать приход и ограничить воздействие глобального кризиса. На самом деле сейчас уже очевидно, что если бы к началу текущего глобального финансового кризиса у России не было такого большого профицита бюджета и огромного объема ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее, чем сейчас. Не менее важно и то, что у Правительства было бы гораздо меньше времени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободы маневрирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальный сектор.

Глобальный кризис негативно  сказался на России в виде четырех  взаимосвязанных шоков:

1. Развитие глобального  кризиса привело к резкому  прекращению притока, а затем к оттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить свои средства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.

2. Глобальный кризис кредитной  системы сказался на банковской  системе России, у которой возникли  проблемы с ликвидностью в  период сроков погашения краткосрочной  внешней задолженности. 

3. Резкое падение цен  на нефть ведет к уменьшению  профицита бюджета и счета текущих операций России, а также к снижению огромных золотовалютных резервов страны.

4. На российском фондовом  рынке произошел масштабный обвал  (это во многом отражает утрату  доверия инвесторов во всем  мире и ожидание резкого падения  цен на нефть). К середине ноября 2008 г., т. Е. менее чем за 5 месяцев, он потерял примерно 2/3 своей стоимости.

Главная задача экономической  политики заключалась в том, чтобы ограничить неизбежное воздействие кризиса на реальный сектор, сохранив при этом доставшуюся большой ценой макроэкономическую стабильность и особенно стабильность бюджетной системы.

Информация о работе Экспорт и импорт капитала