Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов (на примере Удмуртской Республики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Большое влияние оказывает практическое применение теоретических методов, которые способны активизировать работу по улучшению инвестиционной привлекательности, оказать реальное влияние на предпочтения инвесторов, что также обусловило актуальность данной курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики и путей её повышения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности. 5
1.1. Понятие и признаки инвестиционной привлекательности 5
1.2 Методы и критерии оценки инвестиционной привлекательности 8
2 Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Удмуртской Республики) 20
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности отраслей 30
2.2. Способы повышения инвестиционной привлекательности Удмуртии и перспективные источники инвестиций 35
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая Инвестиционная стратегия и Финансовые инновации.doc

— 251.00 Кб (Скачать)
 

     Как видим, наименьшие ожидания, касающиеся источников инвестирования в экономику  УР, относятся к бюджету республики. Это связано с тем, что в СМИ очень часто региональный бюджет характеризуется как недостаточный и дефицитный. Можно предположить, что такая ситуация накладывает свой негативный отпечаток на уверенность жителей Удмуртии в возможностях своего региона в целом. Особенно такое впечатление усиливается на фоне активного информационного потока о сверхприбылях федерального бюджета от продажи нефти, в то время как Удмуртия, являясь поставщиком сырой нефти, не испытывает подобного эффекта на своем бюджете.

     Показательно  то, что большие надежды питаются относительно частного капитала, преимущественно российского. Это достаточно новая тенденция для региональной экономики и весьма перспективная, по мнению многих экспертов.

     Но  так или иначе, основным выводом  относительно источников инвестирования является тот факт, что основная масса ожиданий связана с внешними ресурсами, иными словами, привлеченными извне. Это еще раз доказывает, что необходимо дальнейшее совершенствование мер по формированию благоприятного имиджа Удмуртии.

     В течение нескольких десятилетий Удмуртия была закрыта для иностранных партнеров. Преодоление последствий этой искусственной изоляции, развитие международных связей, интеграция республики в мировое экономическое пространство — таков комплекс задач, последовательно решаемых Правительством Удмуртской Республики.

     Приоритетными направлениями инвестиционной политики Правительства Удмуртской Республики являются продовольствие, конверсия, недропользование, топливо и энергия, жилье, транспорт, связь и информатика. Инвестиционной активности способствуют богатые природные ресурсы, развитая промышленная база, наличие квалифицированной рабочей силы, мощного научно-исследовательского комплекса, крупный экспортный потенциал региона по нефтедобывающей и машиностроительной продукции.

     В последнее время Удмуртия стала  выгодным объектом для иностранных  инвестиций. На протяжении многих лет  иностранные и российские инвесторы  вкладывали деньги в авто- мотопроизводство, нефтедобывающую и оборонную  промышленность. Сейчас открываются  новые возможности: полным ходом идет развитие рынка IT-ресурсов, как одного из самых стабильных и перспективных.

     В рамках закона Удмуртской Республики «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы», за 2010-2014 годы предполагается привлечение в экономику республики более 250 млрд рублей инвестиций, снижение инвестиционных рисков. За этот период удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе Удмуртии должен увеличиться до 32% экономически активного населения региона, а валовой региональный продукт - до 340,9 млрд рублей, или в 1,5 раза к уровню 2009 года. Планируется ввести в эксплуатацию 2500 километров газовых сетей, газифицировать 40 тысяч квартир. Будет введено в эксплуатацию 1980,0 тыс. кв. м общей площади жилья. Предусматривается увеличение средней обеспеченности жильём до 21,2 кв. метра на человека, улучшение жилищных условий 42,77 тысячи семей за счёт вновь построенного жилья.

     Изменения в законе «О налоговых льготах, связанных  с осуществлением инвестиционной деятельности» должны стимулировать инвестиционную деятельность.

     Для увеличения количества инвестиционных проектов, для поддержки предприятий  с высоким уровнем износа оборудования предлагается ввести дифференцированную ставку налога на прибыль. Чем больше вложено в производство, тем меньше может быть налог на прибыль. Минимальная ставка – 13,5 процентов.

     Однако  не все предприятия республики смогут воспользоваться такой льготой. Для организаций, связанных с  производством подакцизных товаров  и занятых добычей полезных ископаемых, налоги снижаться не будут.

     В республике утверждены долгосрочные и  краткосрочные документы "Стратегия  социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года" и "Программа  социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы".

     Главная цель разработанных документов - обеспечение  устойчивого экономического роста  на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития.

     Основными задачами в рамках Программы являются [21]:

     - диверсификация;

     - эффективное использование природного, производственного, трудового и  научного потенциала;

     - построение целостной инновационно-инвестиционной  инфраструктуры.

     Правительство Удмуртской Республики внесло существенные изменения в законодательство в  целях выполнения данной Программы:

     1. Закон УР "О государственной  поддержке инвестиционной деятельности  в Удмуртской Республике".

     2. Закон УР «О налоговых льготах,  связанных с осуществлением инвестиционной  деятельности».

     3. Закон УР «О налоге на имущество  организаций в Удмуртской Республике".

     4. Закон УР «Об участии Удмуртской  Республики в государственно-частных  партнерствах".

     5. Постановление Правительства УР  «Об утверждении Положения о  конкурсе инвестиционных организаций  на право получения льгот по  налогу на прибыль организаций и налогу на имущество».

     6. Указ Президента УР «О Совете  инвестиционной деятельности в  Удмуртской Республике».

     7. РЦП «Создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций  в Удмуртскую на 2010-2014 годы».

     Основные  формы поддержки инвестиционной деятельности:

     - льгота по налогу на прибыль  в размере 4,5 процентов;

     - освобождение от налога на  имущество;

     - субсидии на возмещение части  процентной ставки по кредитам  и лизингу в размере 2/3 действующей  ставки рефинансирования ЦБ РФ;

     - государственные гарантии.

     Цель  инвестиционной политики - снижение инвестиционных рисков, привлечение в экономику  республики за 5 лет более 250 млрд. рублей инвестиций.

     Сегодня в Удмуртии реализуется 38 крупных  инвестиционных проектов, общей стоимостью около 190 миллиардов рублей.

     Реализуя  данную программу, подписаны соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной политики с такими компаниями, как  ОАО "Сбербанк России", ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Промсвязьбанк", а также  с Министерством регионального  развития Российской Федерации.

     Инвестиционные  проекты, вошедшие в Стратегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года:

     «Строительство  и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через р. Кама и р. Буй у г. Камбарка на автомобильной дороге Ижевск – Сарапул – Камбарка – граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике»; проект по развитию отрасли производства и переработки мяса в Удмуртской Республике.

     Приоритетами  экономического развития названы:

     - Высокотехнологичные сектора экономики: приборостроение и производство электрооборудования, нефтегазовое машиностроение и автомобилестроение, ОПК и производство стрелкового оружия. Им отведена основная роль в диверсификации экономики республики.

     - Сектора специализации, имеющие региональный масштаб: лесопромышленный комплекс, легкая промышленность, агропромышленный комплекс.

     - Строительство. Разработана и  внедряется ведомственная целевая  программа «Развитие стройиндустрии  и промышленности строительных  материалов в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы», программа «Жилье для молодых семей».

     Эти и иные разработанные меры должны, по мнению Правительства Удмуртской Республики, привести к устойчивому росту инвестиционной привлекательности региона. 

 

         

    Заключение

     В результате написания курсовой работы был использован ряд источников, согласно которым проведено исследование инвестиционной привлекательности: теоретически, аналитически, практически.

     Вообще, инвестиционная привлекательность  давно рассматривается разными  авторами. В России исследования по данному вопросу (составление различных рейтингов, разработка методик и т. п.) проводится уже более 10 лет, в связи с чем накоплен некоторый опыт, способный принести изменения (положительные сдвиги) в рассматриваемом вопросе.

     Инвестиционная  привлекательность – это наличие  определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора  в выборе того или иного объекта  инвестирования. В качестве основных составляющих выделяют инвестиционный потенциал (количественная характеристика инвестиционной привлекательности) и инвестиционный риск (качественная характеристика). Важно рассматривать данные составляющие в совокупности и взаимодействии, что даст полную картину инвестиционной привлекательности любого региона или страны в целом.

     Объектом  инвестирования может выступать  отдельный проект, предприятие в  целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы  управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

     Обобщая накопленный опыт, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:

     • ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

     • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

     • потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

     • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

     • интеллектуальный (образовательный уровень населения);

     • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

     • инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

     Любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован  в надежности и эффективности  собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

     Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит  задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых, а специфика текущего момента и делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной.

     Учитывая  тот факт, что современная экономическая  история изобилует фактами экономического подъема стран, выбравших в качестве приоритетного направления своего развития высокотехнологические производства, нельзя не обратить внимание на необходимость эскалации уровня применение инноваций в экономике Удмуртии. Более того, применение новейших технологий является одним из самых эффективных факторов формирования положительного инвестиционного имиджа и привлечения реальных инвестиций. Тем более, что интеллектуальный потенциал Удмуртии достаточно велик, чтобы реализовывать на ее территории современные проекты.

    Список использованной литературы

  1. Закон УР от 7 ноября 2011 г. N 63-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности".
  2. Закон УР от 30 июня 2004 года N29-РЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
  3. Закон УР «Об участии Удмуртской Республики в государственно - частных партнерствах» (в ред. Закона УР от 12.10.2010 N 39-РЗ).
  4. Закон УР от 14 июня 2006 г. № 662 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» (в ред. Закона Удмуртской Республики от 17.07.2008 №31-РЗ).
  5. Постановление Правительства УР от 7 сентября 2009 г. № 247 «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010 – 2014 годы».
  6. Постановление Правительства УР от 6 июля 2009 г. № 182 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы».
  7. Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. Региональное управление. Зарубежный опыт. М., 2001.
  8. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994.
  9. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М, 1999.
  10. Инвестиционная привлекательность Удмуртской республики. Результаты исследования.// Эксперт РА. 2004. №12.
  11. Инвестиционная политика: Учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин, А. А. Балакирев, Е. В. Бобкова и др., под ред. Ю. Н Лапыгина. – М.: КНОРУС, 2005.
  12. Клоцворг Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование // Экономист. 1997. № 12.
  13. Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реальным сектором экономики региона.// Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №8.
  14. Паштова Л. Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой // Финансы. – 2003. - № 7.
  15. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. М., 2001.
  16. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 2003.
  17. Тумусов Ф.С. Управление экономическим развитием. М., 2000.
  18. Уланова Е. М. Совершенствование методики оценки регионального риска // Финансы. – 2005. - № 1
  19. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. М.: БЕК, 2004.
  20. Информация и методы // Эксперт. – от 27 ноября 2006 г. - № 44 (538).
  21. www.pprog.ru/shatova
  22. www.spb-venchur.ru
  23. www.invest.vcudm.ru

Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов (на примере Удмуртской Республики)