Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.
• Введение………………………………………………………………….……..…3
• 1. Банковская система Российской Федерации…………………….……….….4
• 1.1 Формирование двухуровневой банковской системы………………….…..4
• 1.2 Современная банковская система Российской Федерации……………….6
• 2. Центральный банк Российской Федерации…………………………………7
• 2.1 Статус и цели Центрального банка России………………………………..7
• 2.2 Структура Центрального банка России…………………………………….8
• 2.3 Функции Центрального банка России…………………………………….12
• 2.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики …………………14
• 3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………….16
• 3.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования…16
• 3.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………….17
• 3.3 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..20
• 4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год…………………………………………………………...34
• 4.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу………………………………………………………..………..…..34
• 4.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2008 году………37
• Заключение ………………………………………………………………………41
• Список используемой литературы……………………………………………43
· купли и продажи недвижимости для обеспечения деятельности Центральный банк;
· применения прямых количественных ограничений;
· выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
· порядка формирования резервов кредитными организациями;
6) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Центральный банк;
7) утверждает порядок своей работы;
8) назначает главного аудитора Центральный банк;
9) утверждает его внутреннюю структуру;
10) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ.
Для совершенствования денежно-кредитной системы и координации работы Центральный банк, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при нем создан Национальный банковский совет, в состав которого входят по два председателя от палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центральный банк. Как экспертно-совещательный орган он выполняет следующие функции:
· рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля;
· определяет концепцию совершенствования и развития банковской системы;
· разрабатывает основные принципы организации системы расчетов в РФ и регулирования деятельности кредитных организаций;
· осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных актов в области банковского дела.
Закон подтверждает организацию Центральный банк по принципу единой централизованной системы с вертикальной схемой подчинения, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, учебные и другие учреждения. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями Центральный банк. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства.
Центральный банк Российской Федерации имеет уставной капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
Центральный банк издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
Отчетный период устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, центральный банк ежемесячно публикует сой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль - в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
Для рассмотрения годового отчета центрального банка Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об его аудите и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
Внутренний аудит Центральный банк осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Центральный банк.
2.3 Функции Центрального банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://cbr.ru
2.4 Инструменты и методы кредитно-денежной политики
Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с.72. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
5) валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование
8) банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
3.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
3.3 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб: Питер, 2001. - С.75..
Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.
3.2 Методы денежно-кредитной политики
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы
В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.