Интеграция Казахстана в мировую финансовую систему

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:58, диссертация

Краткое описание

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую.
Появившись в XIX веке, МВС прошла 3 этапа эволюции:
1. "Золотой стандарт" или Парижская валютная система
2. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
3. Ямайская система плавающих валютный курсов.

Файлы: 1 файл

диссер.docx

— 65.06 Кб (Скачать)

Быстро рос и ипотечный  кредит за счет эмиссии ипотечных  облигаций. Причем нередко кредиты  выдавались безработным и лицам, не имеющим постоянного дохода. Объем  ипотечных кредитов превысил 110% ВВП (15,4 трлн дол.) в 2007 г. С учетом корпоративного сектора (около 90% ВВП, или 12,4 трлн дол.) размер потенциальных «финансовых  пузырей» превысил 40 трлн дол. - почти 300% ВВП.

Ситуация осложнялась  противоречиями между производством  и рыночным спросом. Как результат, разразился кризис. Его особенность  заключается в том, что он начался  в финансовой сфере, а затем перерос  в кризис экономики. Глубинное ее противоречие лежало в острой диспропорции между спросом и предложением, сопровождавшейся спадом инвестиций, снижением доходов и потребительского спроса, ростом безработицы. Это обусловлено  тем, что кругооборот капитала в  реальном секторе экономики неотделим  от функционирования кредитно-банковской системы, финансирования основного  и оборотного капитала, платежно-кредитных  операций, накопления капитала, межотраслевого перераспределения кредитных ресурсов.

В-третьих, особенностью современного кризиса является его глобальный характер вследствие информационной революции и глобализации мировой экономики.

Процессы информатизации сопровождались развитием коммуникационных структур в национальных, а затем  и в международном масштабе. Функционирование информационно-коммуникационных систем явилось важным фактором реализации глобализационных процессов. Глобализация опосредует движение в рамках мирового хозяйства факторов производства - товаров, капиталов, технологий, информации, рабочей силы, услуг, в том числе услуг менеджмента, подготовки кадров, научно-практических исследований.

Эта сложная система воплощает  современный вариант международного разделения труда. Основными формами  глобализации выступают функционирование мирового финансового рынка, транснационального капитала, региональных экономических  структур. Это сопровождается значительным повышением уровня синхронизации циклического развития национальных экономик, что  осложняет осуществление мер  по преодолению кризиса.

Функционирование глобальных информационных систем ускорило развитие производственных, кредитно-банковских, расчетных, фондовых, валютных, торговых, снабженческо-сбытовых систем. Это сопровождалось формированием глобального финансового рынка и одновременно системы мирового воспроизводства и, как следствие, - мировых воспроизводственных циклов.

В этих условиях система  международного разделения труда претерпела существенные сдвиги, усилилась экономическая  взаимозависимость государств, поскольку  они участвуют в глобальной системе  мирохозяйственных связей. При этом роль внешних факторов экономического развития закономерно растет. Об этом можно судить, например, по динамике удельного веса внешнеторгового  оборота в мировом ВВП: в 1900 г. - 6%, в 1950 г. - 12%, в 2000 г. - 30,5%, а в 2007 г. - 41,6%. Большое значение в развитии глобализационных процессов принадлежит прогрессу средств транспорта и связи.

В структуре мирового воспроизводства  особая роль принадлежит транснациональным  банкам (ТНБ) и корпорациям (ТНК). В  этих условиях формы внешнеэкономической  деятельности непосредственно связаны  с развитием кооперативных, производственных, технологических, информационных, торговых связей в масштабах мировой экономики. Это сопровождается опережающим  формированием глобальных финансовых систем, с одной стороны, а с  другой - процессами внутриотраслевой и подетальной специализации, а также феноменом аутсорсинга в масштабах мировой экономики. ТНБ и ТНК опосредуют эти процессы. По оценке, свыше 40% оборота финансовых активов в странах «семерки» приходится на операции на зарубежных финансовых рынках. При этом их значительную часть составляют краткосрочные «горячие», т. е. спекулятивные капиталы. Глобализация финансовых рынков намного опережает этот процесс в сфере производства и внешнеторгового обмена.

Процесс глобализации активно  реализуется также благодаря  развитию ТНК. В 1960 г. на ТНК приходилось 14,1% мирового ВВП, в 2007 г. - свыше 40%. В 1968 г. насчитывалось 7,3 тыс. ТНК с 27,3 тыс. филиалов, в 2006 г. -78 тыс. с 780 тыс. филиалами. На ТНК приходилось, по данным за 2006 г., 50% мировой торговли, 84% прямых иностранных  инвестиций, 95% патентов и лицензий, 27% рабочей силы и т. п. Им принадлежат  господствующие позиции во всех сферах мировой экономики. Свыше 40% международных  потоков товаров ныне приходится на поставки в рамках предприятий  ТНК, в том числе 35% на основе специализации  и кооперации.

В структуре активов 100 крупнейших ТНК на США приходится 24, на страны Западной Европы - 57, Японию - 9, на страны «семерки» - 90. ТНК развиваются во всем мире.

Процесс глобализации тесно  связан с тенденциями регионализации. В начале XXI в. насчитывалось более 40 региональных объединений, наиболее развитой формой которых является Европейский союз, его доля в мировом ВВП (21,3%) превысила долю США (20,5%).

Вместе с тем следует  отметить серьезные противоречия глобализации. Наименее развитые страны из числа  развивающихся лишены возможности  эффективно участвовать в глобализационных процессах, однако кризис в развитых странах неминуемо влияет на их экономику, в частности путем снижения спроса на их экспорт, уменьшения притока внешних источников финансирования.

На экономическую ситуацию повлияли также последствия «революции менеджеров». Сдвиги в системе корпоративного управления в рамках отделения капитала-собственности  от капитала-функции означали существенное повышение автономии топ-менеджеров. Одним из последствий стало по существу бесконтрольное расходование фондов оплаты труда корпоративного персонала. Огромные зарплаты топ-менеджеров, премиальные, бонусы, внутрифирменные  административные расходы снижали  корпоративную ликвидность.

В результате финансовой глобализации в США сосредоточено свыше 48% финансовых активов «семерки». Неслучайно разразившийся  во второй половине 2008 г. кризис начался  в США, а затем распространился  на другие страны. Кризис в США вначале  возник в сфере потребительского и ипотечного кредита. Первыми объявили о своих огромных убытках крупнейшие ипотечные агентства Freddie Mac (50 млрд дол.) и Fannie Маc (59 млрд дол.). Между тем на них приходилось 44% объема ипотечного рынка (5,3 из 12 трлн дол.). Стали исчезать инвестиционные банки. Например, Веаг Stearns был продан банковскому гиганту JP Могgаn Сhase. Обанкротился инвестиционный банк Lehman Вrothers (со 158-летней историей), накопивший 613 млрд дол. долгов. Крупнейший инвестбанк Мerril Lynch был продан коммерческому банку — Bank of America за 70% рыночной стоимости. Акции Моrgan Stanlу только за восемь торговых сессий потеряли 49% биржевой стоимости, Goldman Sachs -51%. В результате на Уолл-стрит осталось лишь два независимых инвестбанка. Фактически национализирована крупнейшая страховая компания American International Group. Затем кризис охватил крупнейшие финансовые институты США, такие, как: Citigroup, Bank of America, JP Могgаn Сhase, Wells Fargo, и др.

Потрясения в банковской сфере сопровождались подрывом доверия  кредиторов и клиентов, нарастанием  кредитных рисков и экономических  трудностей. Из сферы банковского  кредитования кризис перекинулся в  сферу производства: рыночное предложение  превысило спрос, который стал сокращаться, сопровождаясь массовыми увольнениями в автопроме США. В критическом  положении оказались гиганты - General Motors, Ford, Chrysler. Банкротства фирм захлестнули страну.

Цель антикризисной политики США - стимулирование рыночного спроса и оказание мощной помощи крупному бизнесу - крупнейшим банкам и корпорациям, которые своей безответственной политикой способствовали появлению  кризиса. Тем не менее значительные капиталы, в том числе антикризисные  ассигнования, продолжали использоваться для спекуляций. В результате стали  лопаться «мыльные пузыри» и рушиться пирамиды, снижаться до того резко  возросшие курсы ценных бумаг  и уровень капитализации крупных  корпораций и банков, подорвав их ликвидность. В результате нараставших неплатежей образовались «плохие долги», начались банкротства.

Эти процессы сопровождались переделом собственности в форме  поглощения даже ряда крупнейших американских банков. За семь месяцев кризиса (с  сентября 2008 г. по март 2009 г.) индекс Dow Johns в США снизился на 34,8%, а индекс Nasdaq - на 38,3%. Кризисное падение производства сопровождалось сокращением кредитов банков, возросшими рисками при кредитовании реального производства. Спад производства и повышение рисков привели к снижению инвестиций, а также спроса на импортные товары.

Снижение мировых цен  на нефть и сырье ухудшило положение  стран - экспортеров этих товаров, а  в странах-импортерах их положительный  эффект был многократно перекрыт кризисными потерями.

Антикризисные меры в США  поначалу были разработаны при администрации  Дж. Буша в форме Плана Полсона, затем продолжены при президенте Б. Обаме: новая антикризисная программа, ассигнования по которой были утверждены Конгрессом на сумму 787 млрд дол.

С учетом остатка средств  по Плану Полсона это составляет 1,1 трлн дол. В отличие от неомонетаристской политики Дж. Буша по программе Обамы предусмотрены стимулирование потребительского спроса с помощью налоговых льгот, ассигнования на борьбу с безработицей, увеличение рабочих мест. Большие средства предназначалось направить на инвестиции и стабилизацию банковской системы.

План Обамы предусматривает  рост налогов на доходы от капитала и на дивиденды (с 15 до 20%), отмену в 2010 г. налоговых льгот для самых  богатых (т.е. на доходы 2,6 млн человек  с годовым доходом от 250 тыс. дол. и выше), введение налогов на прибыли, полученные за рубежом (т. е. прибыли  ТНК и ТНБ). Эти меры должны обеспечить бюджетные поступления в размере 350 млрд дол. в год.

Одновременно предусмотрено  сохранение налоговых льгот для  большинства населения, причем самые  бедные доходополучатели выиграют от изменений в налоговой системе.1

Анализ антикризисной  программы президента Обамы дает основание полагать, что за основу были взяты ассигнования по стимулированию потребительского спроса путем налоговых  послаблений, расходов по созданию новых  рабочих мест и по поддержке крупных  банков и корпораций, оказавшихся  перед угрозой банкротства.

Первоначальные расходы  на расширение потребительского спроса составляют 30% антикризисных сумм (свыше 330 млрд дол.), но к ним из инвестиционных сумм следует прибавить 18%, предназначенных  для оплаты рабочей силы (около 140 млрд дол.); в итоге это составляет 470 млрд дол., или свыше 42% всех антикризисных  ассигнований.

Использование 58% (около 650 млрд дол. ассигнований) на инвестиционные цели имеет особенность: в форме  банковских кредитов, финансовой помощи они предназначены для финансирования оборотного капитала, поскольку основной капитал недозагружен из-за кризиса. С учетом мультипликатора отдачи (первичного в 2,2 и последующего в 0,5, всего 2,7) это должно обеспечить функционирование всего (в том числе основного) капитала в размере около 3 трлн дол. Это должно обеспечить рост экономики, компенсировать издержки кризиса.

Бюджет США на 2009 г. был  спланирован с беспрецедентным  дефицитом - 1,75 трлн дол. (12% ВВП). В условиях оттока иностранных капиталов это  означает увеличение государственного долга.

19 марта 2009 г. Федеральная  резервная система объявила о  программе ассигнований на сумму  1150 млрд дол., в том числе 300 млрд пойдут на выкуп долгосрочных  ценных бумаг правительства, 750 млрд - на выкуп таких же ипотечных  бумаг («плохих активов») и 100 млрд  долговых обязательств агентств  Freddie Маc и Fannie Мас.

1 Федеральный бюджет США  на 80% обеспечивается налогами, которые  платят 20% граждан с наиболее высокими  доходами.

 

1 Девальвация -  официальное понижение обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

   Ревальвация – официальное повышение обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.


Информация о работе Интеграция Казахстана в мировую финансовую систему