Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 20:40, курсовая работа
Целью работы является анализ системы сбора и распространения информации на рынке ценных бумаг.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику основным источникам информации на рынке ценных бумаг;
2. Рассмотреть систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
3. Дать сравнительную характеристику информационных агентств.
Введение 3
1. Основные источники информации на рынке ценных бумаг 5
2. Система раскрытия информации на рынке ценных бумаг 14
3. Сравнительная характеристика информационных агентств 25
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение
Чтение финансовой информации, умение интерпретировать ее, находить необходимые показатели для обоснованных оценок и принятия инвестиционных решений является одним из основных навыков инвестора. Важным ориентиром для инвесторов являются кредитные рейтинги, главная цель которых заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги (облигации, государственные ценные бумаги, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, а также в привилегированные акции, поскольку эмитент несет по ним фиксированные обязательства по выплате дивидендов). Кредитные рейтинги способствуют увеличению прозрачности рынка и повышению его эффективности.
Основными потребителями биржевой информации в России являются профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынка, профессиональные инвесторы, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание. В зависимости от целей, преследуемых на рынке ценных бумаг, его участники используют различные источники информации, которые отличаются направленностью подачи материала, степенью детализации и оперативности и качеством и профессионализмом его предоставления [20, с.227].
В ходе принятия инвестиционных решений используются различные источники информации. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний.
Всех производителей информационной продукции на российском рынке биржевой и финансовой информации можно разделить на несколько групп. К первой группе относят:
- поставщиков финансовой информации - финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную биржевую и другую информацию: например, компании, специализирующиеся на предоставлении котировок реального времени по Интернету: Межбанковский финансовый дом (www.mfd.ru), Агентство "Финмаркет" (www.quotes.ru) и брокерские фирмы, имеющие свои собственные аналитические службы: "Алор"(www.alor.ru), "Атон-Лайн" (www.aton.ru), "Церих" (www.zerix.ru);
- государственные органы управления, такие как Министерство финансов РФ; Центробанк (www.cbr.ru), статистические службы (www.gks.ru), Федеральная служба по финансовым рынкам (www.fcsm.ru);
- банки, биржи [19, с.4].
Вторую группу составляют информационные, консультационные агентства, информационные центры и отделы финансовых институтов и объединений, например, Агентство экономических новостей (ЭН), Международное агентство финансовой информации (МАФИ), агентство "Прайм", агентство "Анализ, консультации и маркетинг" (АК&М), "Росбизнесконсалтинг" (КВС), Экономическое информационное агентство "Рейтинг" (Рейтинг ЭИА), Консультационное агентство "Скейт-Пресс", 000 "МФД-ИнфоЦентр", Федерация фондовых бирж России (ФФБР), Агентство коммерческих новостей "Коминфо", Агентство экономических новостей "Пал Информ", АО "Инсайт", АО "Нефтехим", "Сетевая служба новостей", АО "ИКС-МИР", НПФ "Мастак", "ТВ-Информ-Би", "Руссика" и др.
А также крупнейшие службы финансовых, политических, экономических, светских и других новостей и информации о товарных, денежных и других рынках: на английском языке - CNN (финансовый сайт службы - wwwcnnfn.com), Reuters (www.reuters.com), Bloomberg (www.bloomberg.com) и др. На русском языке - Росбизнесконсалтинг (www.rbc.ru), АК&М (www.akm.ru), ПРАЙМ-ТАСС (www.prime-tass.ru), РИА Новости (www.rian.ru), Интерфакс (www.interfax.ru);
Третью группу образуют издательские дома, газетные объединения и информационные службы, такие как "Финансовая газета", издательский дом "КоммерсантЪ", газета "Экономика и жизнь", агентство "ИТАР-ТАСС"; журнал "Рынок ценных бумаг" (www.rcb.ru), журнал "Валютный спекулянт" (www.spekulant.ru), деловой еженедельник "Эксперт" (www.expert.ru) или агентство деловой информации "Экономика и жизнь" (www.akdi.ru) и др.[19, с.4].
Основным источником информации для акционеров являются ежеквартальные отчеты, которые эмитенты (публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг) обязаны регулярно представлять в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). В ежеквартальном отчете содержится вся информация о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Именно на основе квартальных отчетов сформированы крупнейшие базы по эмитентам — база ФСФР, Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), Российской торговой системы (РТС) и др. Эта крупнейшая база эмитентов содержит информацию о выпусках ценных бумаг, существенных событиях и квартальных отчетах эмитентов.
Все отчеты представлены в формате электронной анкеты. Электронная анкета - это форма подачи данных квартального отчета; она содержит сведения по органам управления, крупнейшим акционерам, основной деятельности, финансам, ценным бумагам эмитента и пр.
База эмитентов и выпусков ценных бумаг регионального отделения ФСФР в Центральном федеральном округе размещена на сайте www.mosfund.ru. Сервер содержит ежеквартальные отчеты эмитентов Центрального федерального округа.
Вышеперечисленные базы ФСФР не являются исчерпывающими, в них может отсутствовать последняя информация по многим крупнейшим эмитентам России. Поэтому в дополнение к ним обычно используют данные Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы.
Подборка новостей о конкретном эмитенте акций является самым быстрым и удобным способом узнать, как обстоят дела в компании. Обычно доступ к таким архивам платный. Хотя на сайте РБК в разделе "Карта фондового рынка" — http://map.rbc.ru есть бесплатный архив, в котором, выбрав любого эмитента, можно получить список всех новостей о нем за последние годы.
Таким образом, на каком бы рынке не совершали операции те или иные участники рынка ценных бумаг, информация остается важным источником для совершения сделок/операций с любыми финансовыми активами. Надо отметить, что важным критерием является достоверность и общедоступность информации, что способствует совершению наиболее рациональных, доходных сделок-операций. Исходя из этого различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию). Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами. Недоступная широкой публике информация - это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация.
Одним из важнейших условий нормального функционирования фондового рынка любой страны является полное и своевременное раскрытие информации его участниками. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов.
Российский рынок ценных бумаг опирается на законодательное регулирование системы раскрытия информации. В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". В соответствии со ст.30 Закона "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается "обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение" [20, с.234].
В соответствии со ст. 92 Закона "Об акционерных обществах" открытое общество обязано опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
В статье 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) предусматриваются требования по раскрытию информации к следующим трем группам участников фондового рынка:
- эмитентам публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
- владельцам эмиссионных ценных бумаг;
- профессиональным участникам рынка ценных бумаг [3].
Эмитентом ценных бумаг должна раскрываться информация, касающаяся этапов процедуры эмиссии ценных бумаг, а также финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Информация о финансово-хозяйственной деятельности публикуется в форме ежеквартального отчета по ценным бумагам и сообщений о существенных событиях и действиях.
Информация о существенных фактах и сообщения об этапах эмиссии должны раскрываться:
-
в ленте новостей хотя бы
одного из информационных
-
в сети Интернет - в течение
трех дней с момента
- в Приложении к Вестнику ФСФР России - в течение пяти дней с момента наступления существенного факта;
- в иных средствах массовой информации - в соответствии с "Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" [11].
Необходимость публикаций в печатных средствах массовой информации возникает у эмитента при сообщении о существенных фактах его деятельности (сообщение публикуется в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента), а также в ходе эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки (информация раскрывается в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров).
Проспект эмиссии должен быть представлен компанией, которая впервые предлагает свои ценные бумаги публичным инвесторам, т.е. выпускает их на первичный рынок. Эмитент, желая убедить первичных инвесторов в покупке ценных бумаг, заинтересован предоставить всю требуемую информацию.
Кроме того, первичное размещение ценных бумаг обычно проводится профессиональным андеррайтером. Понятно, что андеррайтер очень заинтересован в тщательном изучении компании, чтобы полностью понять риски и перспективы инвестирования в компанию. В то же время, по финансовым соображениям, андеррайтер стремится не допустить разочарования инвестора в эмитенте, а также не навредить своей собственной репутации и финансовому благополучию.
В России требования к содержанию информации, раскрываемой в проспекте эмиссии, совпадают с международной практикой раскрытия информации в этой области. В приложении 1 представлена информация, содержащаяся в проспекте эмиссии. После регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан раскрывать текущую информацию о своих ценных бумагах и своей деятельности в виде: ежеквартального отчета (не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала) эмитента и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать данные о деятельности эмитента за текущий квартал: бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец квартала; факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков более чем на 20 процентов; данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов.