Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, контрольная работа
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
Введение ………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1.Определение и значение внешней задолжности……………4 стр.
1.1. Определение государственного долга ……………………………4 стр.
1.2. Влияние внешней задолжности на российскую экономику …….5 стр.
Глава 2. Формирование внешнего долга, кредиторы России………8 стр.
2.1. Внешняя задолжность СССР ……………………………………8 стр.
2.2. Внешняя задолжность России …………………………………..9 стр.
2.3. Кредиторы России …………………………………………….…12 стр.
2.3.1. Парижский клуб …………………………………….…….….12 стр.
2.3.2. Лондонский клуб ………………………………………….…14 стр.
2.3.3. Международный Валютный Фонд ……………………….....16 стр.
2.3.4. Коммерческие кредиторы ………………………………..….17 стр.
2.3.5. Всемирный банк ……………………………………………...18 стр.
2.2.6. Государственный внешний долг РФ на 2005 год …………...19 стр.
Глава 3. Должники России …………………………………………….22 стр.
Глава 4. Обслуживание и урегулирование
внешнего долга России ………………………………………………...25 стр.
Заключение ………………………………………………………………28 стр.
Список литературы ……………………………………………………..30 стр.
Активизация проведения структурных реформ в стране, диверсификация экономики, бюджетная реформа, формирование стабилизационного фонда вызывают необходимость существенной корректировки стратегии в области государственного долга на период до 2008 года.
Наибольшее значение для долговой политики будут играть следующие обстоятельства:
1. Продолжение налоговой реформы, предполагающей дальнейшее сокращение налогового бремени и выпадающие доходы бюджетной системы;
2. Реформирование межбюджетных отношений, предполагающее передачу на субфедеральный уровень части полномочий и бюджетных доходов;
3. Создание стабилизационного фонда, формирующегося за счет части доходов федерального бюджета;
4. Проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы.
В этой связи основными факторами, влияющими на реализацию политики в области государственного долга, будут являться:
1. Снижение в ближайшие годы значения профицита бюджета в качестве основного источника погашения государственного долга;
2. Выполнение обязательств по погашению и обслуживанию долга в соответствии с оригинальными графиками в пределах "регулярного" бюджета, рассчитанного на основе базовой цены на нефть;
3. Неопределенность внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе динамики цен на энергоносители;
4. Возможность возникновения внешних факторов, ограничивающих способность Российской Федерации осуществлять внешние заимствования в объемах, необходимых для рефинансирования долга.
Заключение.
С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге "черный вторник" октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один - брать в долг. После «дефолта»1998 года, тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствование.
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.
Можно сделать вывод:
понятие и сущность государственного внешнего долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями;
понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
причинами возникновения внешнего долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
большую часть российского долга ( в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолжности;
погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
выдаваемые Росии кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени.
Основываясь на сделанных выводах, следует предпринять следующие действия:
создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
для сглаживания платежей в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств;
необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом.
При последовательном проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
Список литературы.
[1] Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом России. МЭ и МО, 2003, №2, с.26.
[1] Этот столбец рассчитан исходя из официального курса (до 1991 г. 0.6 руб. = 1 долл.)
[2] Процентное отношение суммы обслуживания задолжности к стоимости экспорта.
[3] До 1991 г. в первой строке данные Внешэкономбанка, Мирового банка, МВФ, не включающие задолжность странам СЭВ, а во второй - включающие задолжность странам СЭВ.
[4] В первой строке общая сумма долга, а во второй - внешний долг СССР.
[1] Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
[1] Спред – разница между фактическим уровнем процента и процентом для первоклассного заемщика.
[1] Мировая экономика и международные отношения. 2002, №7, с. 47.
[2] Цит. по: Аргументы и факты, 2002.№14. с. 3.
[1] Кредиты, полученные от МВФ, до их полного погашения в I квартале 2005 года отражались в обязательствах органов денежно-кредитного регулирования.
[2] Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.
[3] Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
[4]4Включается внешняя задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам на простые и привилегированные акции. |
|
[1] Константин Лазарь, публикация на www.vesti.ru от 10.09.2003.