Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, контрольная работа
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
Введение ………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1.Определение и значение внешней задолжности……………4 стр.
1.1. Определение государственного долга ……………………………4 стр.
1.2. Влияние внешней задолжности на российскую экономику …….5 стр.
Глава 2. Формирование внешнего долга, кредиторы России………8 стр.
2.1. Внешняя задолжность СССР ……………………………………8 стр.
2.2. Внешняя задолжность России …………………………………..9 стр.
2.3. Кредиторы России …………………………………………….…12 стр.
2.3.1. Парижский клуб …………………………………….…….….12 стр.
2.3.2. Лондонский клуб ………………………………………….…14 стр.
2.3.3. Международный Валютный Фонд ……………………….....16 стр.
2.3.4. Коммерческие кредиторы ………………………………..….17 стр.
2.3.5. Всемирный банк ……………………………………………...18 стр.
2.2.6. Государственный внешний долг РФ на 2005 год …………...19 стр.
Глава 3. Должники России …………………………………………….22 стр.
Глава 4. Обслуживание и урегулирование
внешнего долга России ………………………………………………...25 стр.
Заключение ………………………………………………………………28 стр.
Список литературы ……………………………………………………..30 стр.
Россия надеется, что в 2006 году ей разрешат досрочно погасить еще 10 млрд. долл. долга. Вероятность этого очень высока, тем более что досрочные погашения становятся для Парижского клуба обычным делом: в текущем году он заключил соответствующие соглашения с Перу и Польшей.
Рисунок 1. Экономия на процентных платежах Парижскому клубу благодаря досрочному погашению долга.
2.3.2. Лондонский клуб.
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3 млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.
Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.
В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16). С деталями предложенной реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы банка были ознакомлены в июне 1996 г. 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.
В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того, что некоторые кредиторы по ряду причин (ограниченность времени для согласования и направления заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие- либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.
В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.
2.3.3. Международный валютный фонд.
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно- финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон- Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное кредитование SRF.
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ).
Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1,54 млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - $1,5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере $9,2 млрд. (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году. С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолжности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России. Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов.
Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялись с учетом рекомендаций его экспертов. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Кузнецов В.С. в статье «Отношения России с МВФ»[1] отмечает ряд положительных факторов участия России в МВФ. Одним из существенных, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолжности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолжности как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредито- и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно-кредитной системы.
История кредитных отношений России с МВФ показала, что далеко не всегда его рецепты были наилучшим средством для стабилизации экономического и валютно-финансового положения страны-заемщика. «Действительно, -справедливо отмечал советник президента РФ по экономическим вопросам А. Илларионов, -там, где сами национальные правительства делали то, что считали нужным для себя , а роль МВФ ограничивалась консультациями и поддержкой на уровне экспертов, как правило, многое получалось. Но там, где правительство следовало ошибочным рекомендациям Фонда, программы нередко заканчивались большими проблемами…».[2]
Перестав быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов. Это, несомненно, будет способствовать росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности общества в целом.
На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.
31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей
2.3.4. Коммерческие кредиторы.
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.
12.04.2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1.01.2005 год составила коммерческая $2,2 миллиарда.
2.3.5. Всемирный Банк.
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.
Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, Соединенные Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.
Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.
Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку:
на 1 октября 2001 г. – 7,0 млрд. долларов;
на 1 января 2002 г. – 7,2 млрд. долларов;
на 1 января 2003 г. – 7,0 млрд. долларов;
на 1 января 2004 г. – 6,9 млрд. долларов;
на 1 января 2005 г. – 5,3 млрд. долларов.
2.4. Государственный внешний долг РФ на 2005 год.
| 1января
| 1 апреля | 1 июля | 1октября | 1 января |
Всего | 214,5 | 220,5 | 228,9 | 227,9 | 258,5 |
Органы государственного управления
| 97,4
| 92,9
| 91,2 | 72,2 | 71,4 |
Федеральные органы управления
| 97,4 | 92,9 | 91,2 | 72,2 | 71,4 |
Новый российский долг
| 39,6
| 38,1 | 38,7 | 35,9 | 35,6 |
кредиты международных финансовых организаций[1]
| 6,2
| 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,6 |
МБРР
| 5,7
| 5,5 | 5,3 | 5,2 | 5,1 |
прочие
| 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов)
| 4,2
| 3,9 | 3,5 | 3,4 | 3,0 |
ценные бумаги в иностранной валюте
| 28,9
| 27,9 | 29,1 | 26,6 | 26,7 |
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО
| 7,3
| 6,4 | 6,9 | 4,5 | 4,9 |
еврооблигации, выпущенные при 2-ой реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов
| 18,6
| 18,5 | 19,0 | 19,0 | 19,0 |
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.
| 3,0 | 3,1 | 3,2 | 3,1 | 2,8 |
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ)
| 0,0
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
прочая задолженность
| 0,2
| 0,2
| 0,2
| 0,2
| 0,3
|
Долг бывшего СССР
| 56,1
| 53,3 | 51,0 | 34,9 | 34,5 |
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов
| 43,3
| 40,6 | 38,4 | 22,4 | 22,2 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами
| 2,7
| 2,6 | 2,5 | 2,4 | 2,2 |
ОВГВЗ - III, IV, V транши
| 1,9
| 1,9
| 1,9
| 1,9
| 2,0 |
прочая задолженность
| 8,2
| 8,2
| 8,2
| 8,2
| 8,2
|
Субъекты Российской Федерации
| 1,6
| 1,5 | 1,5 | 1,3 | 1,2 |
кредиты
| 1,1
| 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
ценные бумаги в иностранной валюте
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
|
еврооблигации
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
ценные бумаги в российских рублях
| 0,5
| 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Органы денежно-кредитного регулирования[2] кредиты
| 8,2
7,5
| 7,9
7,1 | 9,0
8,2 | 9,2
8,4 | 11,0
10,2
|
МВФ
| 3,6
| 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
прочие
| 3,9
| 7,1
| 8,2 | 8,4 | 10,2
|
наличная национальная валюта и депозиты
| 0,7
| 0,7
| 0,9
| 0,8
| 0,8
|
Банки (без участия в капитале)[3]
| 32,5
| 34,6 | 37,8 | 43,5 | 50,2 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами
| 0,1
| 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
кредиты
| 19,8
| 21,7 | 24,6 | 28,6 | 34,5 |
текущие счета и депозиты
| 9,7
| 9,7 | 9,8 | 11,4 | 12,4 |
долговые ценные бумаги | 1,8
| 1,7 | 1,7 | 2,0 | 1,8 |
прочая задолженность
| 1,1
| 1,3 | 1,5 | 1,4 | 1,2 |
Нефинансовые предприятия (без участия в капитале)
| 76,4
| 85,1 | 90,9 | 103,0 | 126,0 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами[4]
| 10,9
| 11,3 | 12,1 | 12,9 | 13,4 |
кредиты
| 58,4
| 66,0 | 69,9 | 78,2 | 98,7 |
долговые ценные бумаги
| 5,8
| 6,6 | 6,6 | 10,1 | 12,3 |
прочая задолженность4
| 0,1
| 0,1
| 1,1
| 0,4 | 0,3 |
задолженность по финансовому лизингу
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
1,3
|
1,3
|