Государственный финансовый контроль. Пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля в Российской федерации, а также пути его повышения.
На основании поставленной цели, в данной курсовой работе необходимо поставить и решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы государственного финансового контроля;
- показать разнообразие видов финансового контроля;
- проанализировать развитие сферы действия государственного финансового контроля;
-обозначить проблемы и перспективы совершенствования финансового контроля в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
Глава I. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1 Сущность и виды финансового контроля……………………………...5
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля……….…….6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля………….9
1.4 Формы государственного финансового контроля…………………...13
1.5 Принципы государственного финансового контроля………………..14
Глава II. Проблемы совершенствования финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Совершенствование финансового контроля в РФ……………………...17
2.2 Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля……………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Одним из возможных путей  повышения результативности государственного управления является обеспечение приоритетности развития предварительного и текущего финансового контроля. Необходимость  укрепления позиций именно на превентивном финансовом контроле вызвана тем, что больший экономический эффект достигается в случае предупреждения нарушений в финансовой сфере, в распоряжении государственной и муниципальной собственностью.

В современных условиях проводимые реформы управления государственными (муниципальными) ресурсами, развитие межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма, а также мероприятия, направленные на устранение причин, создающих почву для многочисленных злоупотреблений, требуют поиска основных направлений совершенствования ГФК и продолжения теоретических исследований в этой области знаний. И поле деятельности здесь обширное: программа развития государственного финансового контроля как системы с учетом долгосрочной стратегии финансовой политики не разработана, отсутствует общепризнанная стройная структура ее элементов, не приведены к единообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эффективности, нет сводной отчетности ГФК.

 

2.2 Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля

 

Для сложившейся ныне системы государственного финансового  контроля в России характерно многообразие субъектов контрольной деятельности, функционирующих в едином правовом и информационном поле, непосредственно  воздействующих на подконтрольные объекты средствами механизмов контроля и обеспечивающих надежную обратную связь с управляющими структурами. Но для обеспечения слаженной работы всех элементов контрольной службы необходимо решить еще целый ряд проблем.

Во-первых, сформировать оптимальную организационную структуру с устойчивыми взаимосвязями элементов, которая, с одной стороны, позволит использовать рационально совокупную мощность ГФК, а с другой – будет способствовать интеллектуальному усилению этой мощи при снижении материальных затрат на нее.

Во-вторых, обеспечить единство законодательной базы функционирования органов государственного финансового контроля, т.к. ее несовершенство является основной сдерживающей причиной его развития.

В-третьих, выработать действенный механизм контроля, препятствующий экономическим злоупотреблениям, а также обеспечивающий должное реагирование органов управления государственными финансами и самих объектов контроля на результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, что положительным образом скажется на продвижении экономики страны по пути прогресса.

Имеющиеся проблемы должны быть решены посредством грамотного распределения целей и функций  ГФК по иерархической пирамиде государственных  органов и государственных должностей с соблюдением по вертикали – принципов бюджетного федерализма, по горизонтали – принципов специализации и комплексности контроля; развития человеческого потенциала (подготовка новых и повышение квалификации действующих кадров субъектов контроля); обеспечения всех структур контроля широкомасштабной информационной базой.

В связи с этим система  ГФК должна строиться исходя из функционального  единства управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  государственного сектора экономики, где важное место занимает организационная структура, включающая в себя не только субъекты контроля, но и порядок их взаимосвязей. Это очень важно, особенно в свете развития бюджетного федерализма. Именно бюджетный федерализм и его принципы требуют классифицировать субъекты ГФК в зависимости от уровней бюджетной системы для обеспечения взаимосвязанного контроля за потоками финансовых средств и сохранностью материальных ресурсов в полном объеме.

Для разграничения предметов  ведения и полномочий субъектов  контрольной деятельности, устранения дублирования и закрепления единообразия принципов их работы от программы до результата настоятельным образом требуется определить концептуальные основы ГФК в рамках долгосрочной стратегии развития страны. Их отсутствие не позволяет четко определить полномочия субъектов контроля, неоправданные финансовые и интеллектуальные издержки при разработке методик на однотипные контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия и т.д.

Надлежащее функционирование единой системы государственного финансового контроля целиком зависит от его правовых основ. Несовершенство законодательства ослабляет контроль исполнительской дисциплины бюджетного процесса. Между тем действующие в России рыночные отношения в общем ряду качественных изменений механизмов управления государственными финансами предопределяют усиление контроля за бюджетным процессом, поскольку слабый контроль за расходованием публичных средств при исполнении бюджета и использования государственной собственности наносит стране огромный ущерб.

Чтобы успешнее работала вся система ГФК за эффективностью использования финансовых ресурсов необходимо взаимодействие органов  контроля как по горизонтали (внутреннего  и внешнего контроля), так и по вертикали (взаимоотношение контрольных  органов разных уровней властной иерархии). В этом залог выравнивания бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, стимулирования налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, рационального и эффективного их расходования.

Опыт работы контрольно-счетных  органов играет важную роль в решении  вопросов формирования и совершенствования  межбюджетных отношений. Прежде всего, накопленный ими потенциал контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности позволяет оказывать значительную консультационную поддержку контрольно-счетным органам муниципальных образований. Особую значимость эта поддержка приобретает с введением в действие новой модели формирования межбюджетных отношений, сочетающей в себе одновременно цели выравнивания и стимулирования.

Новые нормы законодательства о местном самоуправлении предусматривают  четкое разграничение полномочий уровней  власти всех административно-территориальных  образований – регионального, районного и поселенческого. За муниципалитетами закрепляется постоянная доходная база в форме фиксированных долей с налогов. Уходит в прошлое затратный метод формирования бюджетов. Важнейшими изменениями являются передача ряда полномочий с регионального уровня на уровень муниципалитетов и снятие ограничений по формированию доходной базы муниципальных образований.

Несмотря на то, что  установление четкого разграничения  полномочий и ответственности между  органами власти разных уровней должно способствовать прозрачности межбюджетных отношений, развитие должной координации деятельности органов ГФК крайне важно. Неустойчивость связей как внутри системы государственного финансового контроля, так и за ее пределами образует «прорехи» в формировании идеологии контроля, в достижении высокого уровня законопослушности, гражданского самосознания в стране. Недостаточно еще развитая сфера ответственности побуждает региональные и местные власти прибегать к использованию различных форм отклонений от норм бюджетной политики: увод ресурсов во внебюджетные фонды и счета, скрытое субсидирование, безответственные заимствования, накопление кредиторской задолженности и т.д. Все это приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, а иногда к их прямому хищению и утрате.

Поэтому одной из первоочередных задач органов ГФК на современном  этапе является углубление их взаимодействия посредством организации совместных проверок за полнотой поступлений и  целевым расходованием бюджетных  средств.

Итак, можно выделить четыре характерные особенности становления современного государственного финансового контроля в Российской Федерации и его возрастающую функциональную роль в экономике нашей страны.

Во-первых, с изменением принципов государственного управления экономикой государственный финансовый контроль в процессе эволюции приобрел характер публичного контроля. Получил развитие внешний ГФК, функциональная роль и значение которого усиливаются с каждым годом, особенно в реализации долговременной стратегии развития экономики, в общей программе ее государственного регулирования.

Во-вторых, изменение государственного устройства и экономических отношений – отношений собственности – на первых порах значительно ослабило систему внутреннего ГФК, а эффективной системы внешнего ГФК создано не было. И это произошло несмотря на огромный отечественный опыт функционирования государственного финансового контроля, причем с элементами народного контроля, повышающего доверие общества к результатам контрольной деятельности. Словом, тогда сформировать единую, эффективно работающую систему финансового контроля не удалось.

В условиях первых, далеко не блестящих результатов хозяйственной  перестройки в стране возросла потребность в эффективной системе государственного финансового контроля и скоординированной деятельности субъектов контроля. Л.А. Симонова предполагает, что достижение конечных результатов ее реализации может быть ускорено за счет формирования рациональной организационной структуры, надежного правового обеспечения, отлаженного механизма контроля с единообразием принципов и теоретико-методологической основы, а также внедрением эффективной технологии в практику работы субъектов контроля9.

В-третьих, изучение опыта развитых стран показывает, что ГФК может быть достаточно эффективным, если это действенный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, если это реальный контроль за формированием и использованием бюджетных средств, если этот контроль находится под наблюдением общественности и его результаты доступны для народа, если система органов ГФК представляет совокупность органов внутреннего контроля (внутри отдельных ведомств и организаций) и внешних контрольных служб, которые не являются частью организационной структуры проверяемых учреждений.

В-четвертых, государственный финансовый контроль в экономике страны должен приобрести социальную направленность за соблюдением действующих норм, отвечающих насущным интересам каждого члена общества, за реальным повышением благосостояния населения. Для этого необходимо: согласовать направления развития ГФК со стратегическими целями и задачами государства, важным звеном которых являются бюджетно-финансовая и социальная политика, закрепить основы функционирования его системы на законодательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Совершенствование правовых основ финансового контроля и  устранение многих существующих пробелов и противоречий бюджетного законодательства является одним из важных направлений  в реформе всей системы управления государственными финансами Российской Федерации. В современных условиях экономического развития и децентрализации межбюджетных отношений лишь четкая и согласованная система финансового (бюджетного) контроля способна обеспечить эффективность управления многоуровневой системой государственных финансов и исключить разобщенность в финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Как мне представляется, необходимо, во-первых, необходимо принятие единого федерального закона о системе общегосударственного контроля. Во-вторых, нужно разработать механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти.

Решение указанных задач  позволит перевести государственный финансовый контроль на качественно новый уровень, а создание единого поля финансового контроля будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.

Изложенные в данной работе проблемы финансового контроля в условиях обновления бюджетного процесса не являются исчерпывающими. Перечень их, конечно, шире. И нужно продолжать поиск их оптимальных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998.
  2. Конституция Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА. 2001

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.).

  1. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329).
  2. Абдуллаев Н.А. Государственный сектор экономики: эффективное преобразование и функционирование. М., 2004.
  3. Бурцев В.В. Совершенствование нормативной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Законодательство и экономика. – 2007.
  4. Кравцов И. Без контроля за государственными средствами мощной державы не будет // Финансы и кредит.
  5. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Норма, 2004.
  6. Данилевский Ю.А. Приоритеты российской бюджетной политики // Бюджетная реформа в России, современный этап: Доклады и выступления на научно-практическом семинаре «Бюджетная реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России». М.: Статут, 2003.
  7. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Финансы. – 2006.
  8. Синева Е.Н. Совершенствование финансового контроля в соответствии с задачами бюджетной реформы // Финансы и кредит. – 2007
  9. Овсянников А.Н. Финансовый контроль как система // Финансы. – 2005.

Информация о работе Государственный финансовый контроль. Пути его совершенствования