Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля в Российской федерации, а также пути его повышения.
На основании поставленной цели, в данной курсовой работе необходимо поставить и решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы государственного финансового контроля;
- показать разнообразие видов финансового контроля;
- проанализировать развитие сферы действия государственного финансового контроля;
-обозначить проблемы и перспективы совершенствования финансового контроля в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………...2
Глава I. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1 Сущность и виды финансового контроля……………………………...5
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля……….…….6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля………….9
1.4 Формы государственного финансового контроля…………………...13
1.5 Принципы государственного финансового контроля………………..14
Глава II. Проблемы совершенствования финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Совершенствование финансового контроля в РФ……………………...17
2.2 Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля……………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...27
Одним из возможных путей повышения результативности государственного управления является обеспечение приоритетности развития предварительного и текущего финансового контроля. Необходимость укрепления позиций именно на превентивном финансовом контроле вызвана тем, что больший экономический эффект достигается в случае предупреждения нарушений в финансовой сфере, в распоряжении государственной и муниципальной собственностью.
В современных условиях проводимые реформы управления государственными (муниципальными) ресурсами, развитие межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма, а также мероприятия, направленные на устранение причин, создающих почву для многочисленных злоупотреблений, требуют поиска основных направлений совершенствования ГФК и продолжения теоретических исследований в этой области знаний. И поле деятельности здесь обширное: программа развития государственного финансового контроля как системы с учетом долгосрочной стратегии финансовой политики не разработана, отсутствует общепризнанная стройная структура ее элементов, не приведены к единообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эффективности, нет сводной отчетности ГФК.
2.2 Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля
Для сложившейся ныне
системы государственного финансового
контроля в России характерно многообразие
субъектов контрольной
Во-первых, сформировать оптимальную организационную структуру с устойчивыми взаимосвязями элементов, которая, с одной стороны, позволит использовать рационально совокупную мощность ГФК, а с другой – будет способствовать интеллектуальному усилению этой мощи при снижении материальных затрат на нее.
Во-вторых, обеспечить единство законодательной базы функционирования органов государственного финансового контроля, т.к. ее несовершенство является основной сдерживающей причиной его развития.
В-третьих, выработать действенный механизм контроля, препятствующий экономическим злоупотреблениям, а также обеспечивающий должное реагирование органов управления государственными финансами и самих объектов контроля на результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, что положительным образом скажется на продвижении экономики страны по пути прогресса.
Имеющиеся проблемы должны
быть решены посредством грамотного
распределения целей и функций
ГФК по иерархической пирамиде государственных
органов и государственных
В связи с этим система
ГФК должна строиться исходя из функционального
единства управления и контроля за
финансово-хозяйственной
Для разграничения предметов ведения и полномочий субъектов контрольной деятельности, устранения дублирования и закрепления единообразия принципов их работы от программы до результата настоятельным образом требуется определить концептуальные основы ГФК в рамках долгосрочной стратегии развития страны. Их отсутствие не позволяет четко определить полномочия субъектов контроля, неоправданные финансовые и интеллектуальные издержки при разработке методик на однотипные контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия и т.д.
Надлежащее функционирование единой системы государственного финансового контроля целиком зависит от его правовых основ. Несовершенство законодательства ослабляет контроль исполнительской дисциплины бюджетного процесса. Между тем действующие в России рыночные отношения в общем ряду качественных изменений механизмов управления государственными финансами предопределяют усиление контроля за бюджетным процессом, поскольку слабый контроль за расходованием публичных средств при исполнении бюджета и использования государственной собственности наносит стране огромный ущерб.
Чтобы успешнее работала вся система ГФК за эффективностью использования финансовых ресурсов необходимо взаимодействие органов контроля как по горизонтали (внутреннего и внешнего контроля), так и по вертикали (взаимоотношение контрольных органов разных уровней властной иерархии). В этом залог выравнивания бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, стимулирования налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, рационального и эффективного их расходования.
Опыт работы контрольно-счетных
органов играет важную роль в решении
вопросов формирования и совершенствования
межбюджетных отношений. Прежде всего,
накопленный ими потенциал
Новые нормы законодательства
о местном самоуправлении предусматривают
четкое разграничение полномочий уровней
власти всех административно-
Несмотря на то, что установление четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней должно способствовать прозрачности межбюджетных отношений, развитие должной координации деятельности органов ГФК крайне важно. Неустойчивость связей как внутри системы государственного финансового контроля, так и за ее пределами образует «прорехи» в формировании идеологии контроля, в достижении высокого уровня законопослушности, гражданского самосознания в стране. Недостаточно еще развитая сфера ответственности побуждает региональные и местные власти прибегать к использованию различных форм отклонений от норм бюджетной политики: увод ресурсов во внебюджетные фонды и счета, скрытое субсидирование, безответственные заимствования, накопление кредиторской задолженности и т.д. Все это приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, а иногда к их прямому хищению и утрате.
Поэтому одной из первоочередных
задач органов ГФК на современном
этапе является углубление их взаимодействия
посредством организации
Итак, можно выделить четыре характерные особенности становления современного государственного финансового контроля в Российской Федерации и его возрастающую функциональную роль в экономике нашей страны.
Во-первых, с изменением принципов государственного управления экономикой государственный финансовый контроль в процессе эволюции приобрел характер публичного контроля. Получил развитие внешний ГФК, функциональная роль и значение которого усиливаются с каждым годом, особенно в реализации долговременной стратегии развития экономики, в общей программе ее государственного регулирования.
Во-вторых, изменение государственного устройства и экономических отношений – отношений собственности – на первых порах значительно ослабило систему внутреннего ГФК, а эффективной системы внешнего ГФК создано не было. И это произошло несмотря на огромный отечественный опыт функционирования государственного финансового контроля, причем с элементами народного контроля, повышающего доверие общества к результатам контрольной деятельности. Словом, тогда сформировать единую, эффективно работающую систему финансового контроля не удалось.
В условиях первых, далеко
не блестящих результатов
В-третьих, изучение опыта развитых стран показывает, что ГФК может быть достаточно эффективным, если это действенный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, если это реальный контроль за формированием и использованием бюджетных средств, если этот контроль находится под наблюдением общественности и его результаты доступны для народа, если система органов ГФК представляет совокупность органов внутреннего контроля (внутри отдельных ведомств и организаций) и внешних контрольных служб, которые не являются частью организационной структуры проверяемых учреждений.
В-четвертых, государственный финансовый контроль в экономике страны должен приобрести социальную направленность за соблюдением действующих норм, отвечающих насущным интересам каждого члена общества, за реальным повышением благосостояния населения. Для этого необходимо: согласовать направления развития ГФК со стратегическими целями и задачами государства, важным звеном которых являются бюджетно-финансовая и социальная политика, закрепить основы функционирования его системы на законодательном уровне.
Заключение
Таким образом, в условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.
Совершенствование правовых основ финансового контроля и устранение многих существующих пробелов и противоречий бюджетного законодательства является одним из важных направлений в реформе всей системы управления государственными финансами Российской Федерации. В современных условиях экономического развития и децентрализации межбюджетных отношений лишь четкая и согласованная система финансового (бюджетного) контроля способна обеспечить эффективность управления многоуровневой системой государственных финансов и исключить разобщенность в финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Как мне представляется, необходимо, во-первых, необходимо принятие единого федерального закона о системе общегосударственного контроля. Во-вторых, нужно разработать механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти.
Решение указанных задач
позволит перевести государственный фина
Изложенные в данной работе проблемы финансового контроля в условиях обновления бюджетного процесса не являются исчерпывающими. Перечень их, конечно, шире. И нужно продолжать поиск их оптимальных решений.
Список литературы
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.).
Информация о работе Государственный финансовый контроль. Пути его совершенствования