Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
1. классификацию доходов бюджетов РФ;
2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.
Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (рис. 2).
2.1 СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Доходы бюджетов денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Рисунок 2. Структура доходов бюджета.
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- От государственных внебюджетных фондов;
- От государственных предприятий и учреждений;
- От наднациональных организаций.
2.2 СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Бюджетные расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
расходы федерального бюджета;
Расходы бюджетов субъектов РФ;
расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение референдумов и выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- федеральный статистический учет;
- прочие расходы.
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2010 год в (табл. 1 ).
«Таблица 1»
Доходы федерального бюджета РФ на 2010 год (извлечение)
| сумма | Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % |
Налоговые доходы, всего | 1 726 310 100,0 | 81,21% |
Налог на прибыль | 207 443 700,0 | 9,76% |
Налог на игорный бизнес | 1 009 200,0 | 0,05% |
Налог на добавленную стоимость | 773 508 000,0 | 36,39% |
Акцизы | 224 815 000,0 | 10,58% |
Лицензионные и регистрационные сборы | 804 100,0 | 0,04% |
Налог на покупку иностранных денежных знаков | 1 849 400,0 | 0,09% |
Налоги на совокупный доход | 5 677 600,0 | 0,27% |
Налоги на имущество | 920 000,0 | 0,04% |
Платежи за использование природными ресурсами | 183 715 700,0 | 8,64% |
Таможенные пошлины | 324 108 900,0 | 15,25% |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 2 458 500,0 | 0,12% |
Неналоговые доходы, всего | 104 284 200,0 | 4,91% |
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций | 50 472 500,0 | 2,37% |
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 2 779 400,0 | 0,13% |
Перечисление прибыли Банка России | 4 000 000,0 | 0,19% |
Платежи от государственных организаций | 13 972 400,0 | 0,66% |
Плата за пользование водными биологическими ресурсами | 7 000 000,0 | 0,33% |
Доходы от использования лесного фонда | 1 950 000,0 | 0,09% |
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций | 4 822 300,0 | 0,23% |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов | 290 000,0 | 0,01% |
Административные платежи и сборы | 804 100,0 | 0,04% |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 47 911 900,0 | 2,25% |
Прочие неналоговые доходы | 3 114 300,0 | 0,15% |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего | 13 893 900,0 | 0,65% |
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет | 281 230 000,0 | 13,23% |
Всего доходов | 2 125 718 200,0 | 100% |
Основная часть доходного потенциала (табл. 1) федерального бюджета на 2010 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федерального бюджета.
Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета на 2010 год приведены в (табл. 2) .
«Таблица 2»
Расходы федерального бюджета РФ на 2010 год (извлечение)
| Сумма | Удельный вес статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, % |
Государственное управление и местное самоуправление | 56 745 563,30 | 2,91% |
Судебная власть | 19 111 999,80 | 0,98% |
Международная деятельность | 42 858 764,50 | 2,20% |
Национальная оборона | 284 157 831,50 | 14,59% |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 173 863 288,30 | 8,93% |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 30 317 957,10 | 1,56% |
Промышленность, энергетика и строительство | 57 707 669,70 | 2,96% |
Сельское хозяйство и рыболовство | 26 821 500,00 | 1,38% |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 9 758 799,80 | 0,50% |
Транспорт, связь и информатика | 7 034 319,70 | 0,36% |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 8 693 085,00 | 0,45% |
Образование | 80 088 334,70 | 4,11% |
Культура, искусство и кинематография | 10 292 505,80 | 0,53% |
Средства массовой информации | 10 264 830,20 | 0,53% |
Здравоохранение и физическая культура | 31 908 141,60 | 1,64% |
Социальная политика | 430 350 521,50 | 22,10% |
Обслуживание государственного долга | 285 009 298,70 | 14,64% |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 265 406 554,00 | 13,63% |
Исследование и использование космического пространства | 9 742 000,00 | 0,50% |
Военная реформа | 16 544 982,80 | 0,85% |
Дорожное хозяйство | 68 519 404,00 | 3,52% |
Прочие расходы | -3 067 652,00 | -0,16% |
Резервный фонд | 4 300 000,00 | 0,22% |
Проведение выборов и референдумов | 2 632 436,00 | 0,14% |
Целевые бюджетные фонды | 13 893 900,00 | 0,71% |
Всего расходов | 1 947 386 255,40 | 100% |
Кроме того: Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога | 281 230 000,00 |
|
Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за сет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.
В федеральном бюджете 2009 года наибольший удельный вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В федеральном бюджете на 2010 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В (табл. 2) перечислены направления деятельности государства, которые обеспечиваются бюджетными средствами.
Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Информация о работе Государственный бюджет,Как экономическая категория