Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план.
Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.
Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
1.3 ЭВОЛЮЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, мёда. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные – виры, дорожные – мыт, пошлина брака – выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за её сбор лица, сама дань принимает форму подати. С 13 века начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».
В 15 веке с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны били также таможенный, соляной, кабатский и другие сборы.
В 15 веке в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счёт княжеских налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском государстве также в 15 веке. Для содержания царских наместников и волостей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения хозяйственных местных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара) и др. В 1551 году Иван 4 провёл земскую реформу. В этом же году стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
В 16 веке сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская. В первой четверти 17 века на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство дорог, мостов). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских и др. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине 16 века винных откупов.
Первый в России бюджет – смета государственных доходов и расходов – был составлен в 1645 году. В городах составлялись городовые сметы. Эта система действовала до петровских реформ.
В 1679 году в место стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали её между собой по дворам.
После проведения переписи населения в 1722 году подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников государственного дохода. В 1796 году на её долю приходило около 34% всех доходов.
На ряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851 – 1854 года мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы в 1824 году платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов 19 века внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 году подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 году вводится промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлею, промыслами. В 1861 году в место винных откупов вводится акциз производства спиртных напитков. В 1875 году в место подушной подати с крестьян введён поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Менялся и аппарат управления государственным и местным бюджетами. С созданием в 1802 года функциональных министерств (министерств внутренних дел, министерств финансов и др.). Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казённые палаты, на уездном – казначейства.
Казённые палаты раскладывали на население налоги, вели учёт поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий осуществляемых на местах. С 1817 года они ведали казёнными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью земских палат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 году вышло «Положение о губернских т уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Представительным органом земств были земские и уездные собрания. Членам этих органов были гласные, избираемые по трём куриям. Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчёт о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездные – губернаторами.
Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и т.д.
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счёт существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны и т.д. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким – либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов. Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного самоуправления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счёт так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежавших сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты формировались за счёт доходов от городских предприятий, сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в Росси до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-
Рисунок 2 . Бюджетная система РФ
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНЯИ И НАВПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.
Бюджетная классификация РФ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
Информация о работе Государственный бюджет,Как экономическая категория