Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:23, доклад
Государственный кредит – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
Государственные займы и их классификация
Государственный кредит – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Государственные займы – это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.
Размещая займы среди
населения, государство снижает
платежеспособный спрос; если за счет
кредита финансируются
Классификация государственных займов:
1) В зависимости от
валюты заимствования:
2) В зависимости от субъектов заемных отношений:
- займы, размещаемые
- займы, размещаемы
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:
рыночные – свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;
нерыночные – не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от
обеспеченности долговых
закладные – обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);
беззакладные – ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств:
- краткосрочные (до года)
(векселя); Так на срок 3 месяца
был выпущен государственный
заем краткосрочных
- среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);
- долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет).
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
6) В зависимости от
вида ценной бумаги, обслуживающей
займы: облигации, векселя,
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге:
проценты (плавающие либо фиксированные);
купонный доход (постоянный или переменный);
доход в виде дисконта от номинальной стоимости;
доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от
обязательства заемщика строго
соблюдать сроки погашения
- обязательства с правом долгосрочного погашения;
- без права долгосрочного погашения.
9) В зависимости от метода определения дохода:
- долговые обязательства с твердым доходом:
- с плавающим доходом.
10) В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
- погашение единовременным платежом;
- частями:
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
11) По признаку субъектов – держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен заём от 19 февраля 1992 года, который назывался «О государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года»;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы
предусматривают выплату
13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
14) По форме займы могут
быть облигационными и
Безоблигационные займы
оформляются подписанием
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Предельный объем
От имени РФ право осуществления
государственных внутренних заимствований
и выдачи государственных гарантий
другим заемщикам для привлечения
кредитов принадлежит Правительству
РФ. От имени субъекта РФ такое право
принадлежит исполнительному
Государственные займы осуществляются
путем выпуска ценных бумаг от
имени РФ. Договор государственного
займа заключается путем
Государственные внутренние и внешние займы осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
Облигация – это государственное долговое обязательство, которое дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству.
Продавая облигацию, государство
обязуется вернуть сумму долга
в определенный срок с процентами
или выплачивать проценты в течение
всего срока пользования
Другим видом государственных ценных бумаг в нашей стране являются казначейские обязательства. Отличия от облигаций заключаются в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения.
Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетные фонды или специально оговоренные цели.
Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.
По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку.
Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно, при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.
В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка – без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.
К государственным займам
могут быть отнесены и казначейские
ссуды. Они выражаются в оказании
финансовой помощи предприятиям и организациям,
а также органам
В государственной экономической
деятельности все время возникает
необходимость оказывать
Иногда правительство
может гарантировать
Информация о работе Государственные займы и их классификация