Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:43, практическая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетный фонд – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует части доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.
Внебюджетный фонд - это целевой государственный, региональный или местный финансовый фонд, образуемый для накопления и дальнейшего целевого использования денежных средств в соответствии с потребностями социально-экономического развития государства, субъекта РФ, региона, муниципального образования либо определенной сферы управления или отрасли (нескольких отраслей) экономики.

Файлы: 1 файл

Занятие 5 Государственные внебюджетные фонды Финансы..docx

— 39.29 Кб (Скачать)

Направлениями расходов фонда являются: а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижении им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; в) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

 

Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.* предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида социального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу и др.

В 1998 г. во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.** создан внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Он предназначен для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства.

Правовой режим этого фонда определяется Положением о внебюджетном фонде развития исполнительного производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659.

5. Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

 

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

 

Среди основных функций фонда:

 

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Контроль над целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации создают территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), которые работают в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утвержденно постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»).

 

По состоянию на 6 августа 2014 года в систему ОМС РФ входили 86 территориальных фонда обязательного медицинского страхования (в 2014 году к существующим 84 фондам добавились ТФОМС Крыма и Севастополя.

 

Наполнение территориальных фондов происходит, в основном, за счёт страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Важнейшими источниками финансов для фонда ОМС являются:

    1. Источники финансирования ФФОМС

 

    1. ежемесячные страховые взносы предприятий, организаций и других субъектов хозяйствования;
    2. взносы территориальных фондов ОМС, полученных от программ по договорным основам;
    3. ассигнования госбюджета;
    4. добровольные взносы физических и юридических лиц;
    5. доходы от размещения временно свободных собственных средств.

Основное свое предназначение фонд видит в реализации прав граждан на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

 

Деятельность построена на принципах всеобщности, которые подразумевают равные условия для всех нуждающихся в медицинских услугах независимо от уровня дохода, социальных и гендерных характеристик.

6.Особенности реформирования  и перспективы развития пенсионной  системы РФ.

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления страной, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

 

С 1 января 2002года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [9, с.203] Пенсионным фондом Российской Федерации осуществлен перерасчет всех видов пенсий исходя из норм пенсионного законодательства. В результате около 12 млн. человек получили существенную прибавку к пенсии, которая в среднем составила 346руб, что соответствует более чем 30-процентному росту пенсий. Одновременно осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Источником финансирования базовой части является государственное пенсионное обеспечение, а не страхование. Отсюда возникло понимание, что надо разделить финансовые источники и принципы индексации[32, с.24].

Страховая  и накопительная части пенсии напрямую зависят от трудового вклада. Страховая часть рассчитывается по определенной формуле исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и ожидаемого периода выплаты, связанные с уплатой страховых взносов за застрахованное лицо.

Накопительная часть является новым элементом пенсионной системы и полностью зависит от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившие в бюджет ПФР.

Гражданам, не имеющим по каким либо причинам права на трудовую пенсию, установлено государственное обеспечение в виде социальной пенсии на условиях и в порядке, определенных Федеральным законом  от 15 декабря 2001года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принятом Государственной Думой  30 ноября 2001года[7, с.225].

Новое законодательство  сохранило условия назначения пенсий, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, такие как условия назначения трудовых пенсий, периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, порядок и условия перерасчетов, внеся в них изменения, дополнения в части индексации пенсий,  перерасчета пенсий работающим пенсионерам, корректировка, конвертация стажа. Были сохранены условия назначения льготных пенсий, сохранены права на назначение досрочных пенсий отдельным категориям граждан ст. 27-28 закона «О трудовых пенсиях в РФ»[9, с.218]. Кроме того был принят ряд постановлений Правительства РФ, Министерства Труда России и Пенсионного фонда России, которые конкретизировали и разъясняли отдельные вопросы нового трудового законодательства. Среди них наиболее значимыми и своевременными были: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2005г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсии» [19. c.50], Постановление Минтруда России и ПФР от 27февраля 2002г. № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[20, с.82], Постановление Минтруда России и ПФР от  16 февраля 2002г. № 17/19пб «Об утверждении правил обращения за пенсий, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[21, с. 83],  Постановление Правительства Российской Федерации от  11 июля 2002года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[22, с.57].

         Уже  в 2002году повышение пенсий производилось  трижды. С 1 февраля и с 1 августа 2002г. все виды пенсий проиндексированы  на 6,5 и 9%..

В результате в целом за 2002год средний размер пенсии увеличился с 1138рублей до 1462рубля, или более чем на 28% при годовом уровне инфляции15,1%. Средний размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2003года составил 1482рубля, размер пенсии по старости – 1590рублей. Максимальный размер пенсии по старости увеличился до 1746рублей.

Начиная с 01.01.2002г. по настоящее время было проведено несколько индексаций базовой части трудовой пенсии, как путем утверждения соответствующего коэффициента, так и установления твердой суммы, определенной исходя из темпов роста инфляции.

В указанный период Правительством Российской Федерации принято семь постановлений об индексации базовой части трудовой пенсии (от 21.01.2002г. № 42, от 18.07.2002г. № 535, от 24.01.2003г. № 47, от 16.07.2003г. № 428, от 15.03.2004г. № 142, от 21.07.2004г. № 363, от 11.07.2005г. № 419)[39, c.36].

Кроме того, наряду и индексацией, размер базовой части трудовой пенсии в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера может устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год.

7.Резервный фонд  РФ.

Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 февраля 2015 года по данным Минфина объём средств резервного фонда составлял 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

 

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

 

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

 

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Формирование.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

 

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

 

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

 

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

 

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

 

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

 

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

 

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[1]

 

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

Управление

Цели управления

 

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.[1]

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды