Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России,

Оглавление

Введение……………………………………………………………....стр.3
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Причины их возникновения…………………………………………стр.
Основные социальные внебюджетные фонды. Их правовой
статус, характеристика, состав бюджета
Пенсионный фонд РФ………………………………………….......стр.
Фонд социального страхования………………….………………стр.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…..стр.

4. Заключение …………………..................... ………………………..стр.29
5. Список используемой литературы………………………………...стр.31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

Медицинское страхование  является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины. 
 
Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий. 
 
Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан РСФСР" (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан, поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования. 
 
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. 
 
Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. 
 
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования. 
 
В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования: 
 
♦ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 
 
♦ территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 
 
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-1.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Руководство деятельностью  Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. 
 
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу. 
 
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций: 
 
1) финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; 
 
2) обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан РФ"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования; 
 
3) обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования; 
 
4) аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования; 
 
5) финансирование целевых программ. 
 
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.  
 
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: 
 
1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; 
 
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; 
 
3) добровольных взносов юридических и физических лиц; 
 
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств; 
 
5) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ. 
 
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы. 
 
Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. 
 
Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. 
 
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции: 
 
♦ аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование; 
 
♦ осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования; 
 
♦ осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; 
 
♦ выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; 
 
♦ совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов; 
 
♦ организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд; 
 
♦ осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами. 
 
Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы. 
 
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет: 
 
♦ части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ; 
 
♦ страховых взносов предприятий и организаций; 
 
♦ бюджетных ассигнований; 
 
♦ кредитов банков и иных кредиторов; 
 
♦ страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение; 
 
♦ иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит). 
 
Федеральным законом № 379 от 03.12.2011г. установлен тариф  страховых взносов для предприятий, организаций в размере 5.1%, в том числе: 
 
♦ 3.1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 
 
♦ 2% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. 
 
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивает в Фонд правительства субъектов РФ и местная администрация за счет средств, предусмотренных в бюджетах. 
 
Страховые взносы уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Перечисляются средства на специальный счет в банке. 
 
От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящихся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей. 
 
Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в рассчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговые органы данной территории.  
 
Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации. 
 
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу РФ. 
 
В структуре поступлений преобладающую долю составляют страховые взносы (более 9/10). 
 
В состав расходной части федерального бюджета включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. 
 
Законом "Об обязательном медицинском страховании" предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений, быть посредником между территориальным фондом и медицинским учреждением. 
 
Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. 
 
Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы компания выдает страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем войдет, как минимум, "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. 
 
Однако введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников. 
 
Следует отметить, что наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское страхование, введенное с 1 октября 1992 года. 
 
Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием, может быть коллективным и индивидуальном. Размер страховых взносов устанавливается соглашением сторон. 
 

  1. Заключение

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

Переход к рыночной экономике  сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится  к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды.

Пенсионный фонд, фонды  обязательного медицинского страхования  и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми  сегментами, выделенными из бюджета  для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой - приняли форму страховых фондов. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Каждый из государственных  внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      5. Список используемой литературы

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации 
    от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
  2. Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 1 мая 2011г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2011г. № 68-ФЗ; 
  1.  Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ);

  1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ);

  1. Федеральный закон Российской Федерации 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  1. Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ);

  1. Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»;

  1. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. N 106 "О Фонде социального страхования Российской Федерации";
  2. Положение о ФСС Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 110;
  3. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России): Утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1;
  4. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. - "Юстицинформ", 2008 г.;
  5. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. Учебное пособие/. – М.: Юриспруденция, 2000;
  6. Кузнецов В.И. Финансовое право. Учебник/. Издательство ИНФРА-М. - М., 2003;
  7. Мандрица В.М. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия»/ . Ростов н/Д: «Феникс», 2002;
  8. www.pfrf.ru
  9. www.fss.ru

 

 


Информация о работе Государственные внебюджетные фонды