Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:11, курсовая работа
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России,
Введение……………………………………………………………....стр.3
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Причины их возникновения…………………………………………стр.
Основные социальные внебюджетные фонды. Их правовой
статус, характеристика, состав бюджета
Пенсионный фонд РФ………………………………………….......стр.
Фонд социального страхования………………….………………стр.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…..стр.
4. Заключение …………………..................... ………………………..стр.29
5. Список используемой литературы………………………………...стр.31
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
• специальные целевые налоги и сборы, установленные для
соответствующего фонда;
• отчисления
от прибыли предприятий,
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
• займы,
полученные фондом у
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован с 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ).
Положение о Пенсионном фонде Российской
Федерации утверждено постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
В соответствии с Положением Пенсионный
фонд РФ подчинен Правительству РФ.
Пенсионный фонд является
финансово-кредитным учреждением. Он осуществляет
свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством.
Согласно ст. 2 Положения
о Пенсионном фонде денежные средства
этого фонда находятся в государственной
собственности, не входят в состав бюджетов
других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный
фонд имеет в регионах Российской Федерации
свои отделения.
Правовой основой ныне действующей
в России пенсионной системы являются
Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993г.; Федеральный закон "О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" от 15 декабря
2001 г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" от
17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Федеральный закон
"Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации" от 15 декабря
2001 г. № 167-ФЗ.
Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:
Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Указом Президента РФ
от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О мерах по совершенствованию
управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации"
предусмотрено:
1) закрепить за Пенсионным фондом РФ и
его территориальными органами полномочия
по выплате государственных пенсий;
2) рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов РФ заключить с Пенсионным
фондом РФ соглашения о передаче территориальным
органам Пенсионного фонда РФ полномочия
по назначению и выплате государственных
пенсий, материально-технической базы,
обеспечивающей реализацию указанных
полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся
вопросами назначения и выплаты государственных
пенсий, на работу в территориальные органы
Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, Президент РФ, издав Указ,
наделил Пенсионный фонд РФ полномочиями
по начислению и выплате государственных
пенсий (до Указа это полномочие принадлежало
территориальным государственным органам
социальной защиты - собесам, а Пенсионный
фонд РФ осуществлял передачу средств
собесам на финансирование выплат пенсий).
Конституционный Суд РФ постановлением
от 25 июня 2001 г. № 9 признал, что Указ Президента
РФ "О мерах по совершенствованию управления
государственным пенсионным обеспечением
в Российской Федерации" в части, закрепляющей
за Пенсионным фондом РФ и его территориальными
органами полномочия по выплате государственных
пенсий, не противоречит Конституции РФ.
Следовательно, этот Указ будет действовать
до издания соответствующего федерального
закона.
Пенсионный фонд - это
государственный централизованн
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная
выплата в целях компенсации гражданам
заработной платы или иного дохода, которые
получали застрахованные лица перед установлением
трудовой пенсии.
В России установлены следующие виды трудовых
пенсий:
1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности
состоят из следующих частей: базовой
части; страховой части; накопительной
части.
Право на трудовую пенсию по старости
имеют:
♦ мужчины, достигшие возраста 60 лет;
♦ женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается
при наличии не менее пяти лет страхового
стажа.
Государственные пенсии назначаются и
выплачиваются в соответствии с Законом
"О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" отдельным
категориям граждан за счет средств федерального
бюджета.
Пенсия по государственному
пенсионному обеспечению - ежемесячная
государственная денежная выплата, право
на получение которой определяется федеральным
законом. Она предоставляется гражданам
в целях компенсации им заработка, утраченного
в связи с прекращением государственной
службы при достижении установленных
законом выслуг при выходе на трудовую
пенсию.
Пенсии, пособия и другие виды социальной
помощи должны обеспечивать прожиточный
уровень жизни.
Постановлением Правления Пенсионного
фонда РФ от 9 октября 2000 г. № 118 "О создании
управлений ПФР в федеральных округах"
созданы управления Пенсионного фонда
России в 7 федеральных округах (Центральном,
Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском,
Сибирском, Дальневосточном), утверждено
Типовое положение об Управлении Пенсионного
фонда РФ в федеральном округе.
Основными задачами управления Пенсионного
фонда в федеральном округе являются:
♦ координация и контроль за деятельность
отделений Пенсионного фонда в федеральном
округе;
♦ взаимодействие с полномочным представителем
Президента Российской Федерации;
♦ координация программ социальной защиты
пожилых и нетрудоспособных граждан;
♦ взаимодействие с органами Федерального
казначейства, Министерства по налогам
и сборам, органами государственной власти
и местного самоуправления по вопросам
прохождения средств и обобщения сведений
о доходной части бюджета Пенсионного
фонда.
Денежные средства Пенсионного фонда
формируются за счет:
♦ страховых взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью;
♦ страховых взносов иных категорий граждан;
♦ ассигнований из федерального и республиканского
бюджетов РФ на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим, их семьям,
пособий на детей старше 1,5 лет;
♦ добровольных взносов физических и
юридических лиц.
Организации начисляют и уплачивают
обязательные страховые взносы в
Пенсионный фонд в процентах от заработка
со всех работников, включая работающих
пенсионеров.
Предприятия и организации уплачивают
страховые взносы один раз в месяц и в
сроки, установленные для получения заработной
платы.
Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.
С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 27.07.10) "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).
Организации и предприятия инвалидов
и пенсионеров освобождаются
от уплаты взносов в Пенсионный фонд
РФ.
При недостатке поступлений средств в
Пенсионный фонд Банк России может предоставить
кредит для обеспечения своевременного
финансирования выплат пенсий с обязанностью
его погашения в конце года.
Кроме страховых взносов, поступающих
от организаций и физических лиц, в Пенсионный
фонд Российской Федерации перечисляются
бюджетные средства на выплату государственных
пенсий военнослужащим и приравненным
к ним гражданам, пособий на детей в возрасте
старше полутора лет, пособий гражданам,
пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы
возложен контроль за своевременным и
полным поступлением страховых взносов
в Пенсионный фонд.
Средства Пенсионного фонда РФ используются
на:
♦ выплату трудовых пенсий, в том числе
гражданам, выезжающим за пределы России;
♦ оказание материальной помощи престарелым
и нетрудоспособным гражданам;
♦ выплаты пособий на погребение получателям
пенсий;
♦ финансовое обеспечение текущей деятельности
ПФ и его органов;
♦ прочие расходы.
Размеры поступлений средств в Пенсионный
фонд РФ и расходов средств отражаются
в бюджете Пенсионного фонда. Бюджет Пенсионного
фонда утверждается в форме Закона Федеральным
Собранием РФ.
Среди поступлений в доходную часть бюджета
Пенсионного фонда России подавляющую
долю составляют страховые взносы (до
78%).
В расходной части бюджета Пенсионного
фонда на выплату пенсий населению приходится
90% (с доставкой и пересылкой пенсий).
С 1 января 1997 г. на территории Российской
Федерации вступил в силу Федеральный
закон "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного
страхования" (принят Государственной
Думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом
Федерации 20 марта 1996 г.)
Целями индивидуального учета являются:
♦ создание условий для назначения пенсий
в соответствии с результатами труда каждого
застрахованного лица;
♦ обеспечение достоверности сведений
о стаже и заработке, определяющих размер
пенсии при ее назначении;
♦ создание условий для контроля за уплатой
страховых взносов застрахованными лицами.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный
фонд РФ открывает индивидуальный лицевой
счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается
страховое свидетельство.
Организации-работодатели представляют
в органы Пенсионного фонда сведения о
заработке и начисленных взносах застрахованного
лица. Сведения включаются в лицевой счет
застрахованного лица.
Фонд социального страхования
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Статус внебюджетного
фонда социального страхования
Российской Федерации определяется Конституцией
РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд
социального страхования управляет средствами
государственного социального страхования
РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного
социального страхования он действует
как самостоятельное государственного
некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Отделения Фонда созданы во всех субъектах
Федерации и в отдельных отраслях народного
хозяйства, имеющих межрегиональный характер
(железнодорожного, морского транспорта
и др.).
Управление Фондом государственного социального
страхования возложено на правление Фонда
и его председателя. Председатель Фонда
и его заместители назначаются Правительством
Российской Федерации.
Фонд государственного социального страхования
Российской Федерации выполняет следующие
функции:
Фонд государственного социального страхования
- централизованный фонд денежных ресурсов
общегосударственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным
участием средств предприятий и организаций
и лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
Источником образования Фонда являются:
1) страховые взносы работодателей - предприятий
и организаций, которые вносят денежные
средства в виде единого социального налога
(взноса) по установленным ставкам;
2) страховые взносы граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью;
3) средств государственного бюджета (в
форме дотаций) и доходы от инвестирования
части временно свободных средств Фонда
в банковские вклады;
4) прочие поступления.
Все организации и предприятия независимо
от форм собственности с 2001 года вносят
взносы в Фонд государственного социального
страхования в виде единого социального
налога на счета, открытые органами Федерального
казначейства, а затем последние перечисляют
средства в Фонд социального страхования.
Размер взносов, перечисляемых в Фонд
социального страхования, начисляется
по тарифу, размер которого устанавливается
Федеральным законом.
Инструкция о порядке начисления и уплаты
страховых взносов, расходования и учета
средств государственного социального
страхования (от 2 октября 1996 г.) введена
в действие с 1 января 1997 года.
В соответствии с действующим порядком
формирования бюджета Фонда социального
страхования сумма страховых взносов
распределяется следующим образом:
♦ 74% страховых взносов остаются на предприятии,
бухгалтерия которого по поручению профкома
делает необходимые расчеты по социальному
страхованию;
♦ 26% страховых взносов централизуются
на региональном и федеральном уровнях.
Контроль за полнотой и своевременностью
уплаты взносов на социальное страхование
возложен на Фонд социального страхования
и Государственную налоговую службу РФ.
В рамках реализации Бюджетного
послания Президента РФ Федеральному
Собранию о бюджетной политике в 2012–2014
годах в части, касающейся снижения размеров
тарифов страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды, принят Федеральный
закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Документ вносит изменения
в целый ряд законов и, в первую очередь,
в законы: «О страховых взносах во внебюджетные
фонды». В течение 2012 -2013 годов максимальный
тариф страховых взносов понижен с 34 до
30 процентов. Он будет применяться к выплатам,
начисленным в пользу работника, которые
не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и
573 тыс. рублей в 2013 году.
Также, предусмотрено, что в случае превышения
предельной величины базы для начисления
страховых взносов возникает обязанность дополнительных
отчислений в Пенсионный фонд. Размер дополнительного
тарифа в Пенсионный Фонд составит
10 % от суммы превышения фактически выплаченной
заработной платы предельной величине
базы для начисления страховых взносов.
Средства Фонда социального страхования
Российской Федерации используются на
следующие цели:
1) на выплату пособий по больничным листам
(по временной нетрудоспособности, беременности
и родам), а также пособий на период отпуска
по уходу за ребенком до достижения им
возраста 1,5 лет.
2) финансирование санаторно-курортного
обслуживания трудящихся;
3) частичное финансирование содержания
санаториев-профилакториев и оздоровительных
детских лагерей;
4) выплата пособий сверх норм на лечение
и оздоровление трудящихся;
5) финансирование исполнительной дирекции
Фонда.
До 1994 г. система социальных пособий и
комиссионных выплат семьям, имеющим детей,
насчитывала 17 видов социальных выплат.
Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г.
"О совершенствовании системы государственных
социальных пособий и компенсационных
выплат семьям, имеющим детей, и повышении
их размеров" с 1 января 1994 г. введена
усовершенствованная система государственных
пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая
назначение ежемесячных пособий:
1. Ежемесячные пособия на период отпуска
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет.
2. Пособие по беременности и родам.
3. Пособие женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях на ранних сроках
беременности.
4. Единовременное пособие при рождении
ребенка.
5. Единое ежемесячное пособие на ребенка.
Компенсационные выплаты лицам, состоящим
в трудовых отношениях с предприятием
и осуществляющим уход за ребенком до
достижения им возраста трех лет, на период
дополнительного отпуска по уходу за ребенком
(т. е. от полутора до трех лет) производятся
за счет средств предприятия, направляемых
на оплату труда.
Выплата ежемесячного пособия на период
отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет работающим матерям
осуществляется за счет средств Фонда
социального страхования РФ.
Выплата пособий производится по месту
основной работы лица, имеющего право
на пособие, либо - в органах социальной
защиты населения по месту жительства.
Контроль за расходованием средств на
социальное страхование возложен на Фонд
социального страхования РФ с участием
профсоюзов.
Бюджет Фонда социального страхования
и отчет о его исполнении утверждаются
федеральным законом. Бюджеты региональных
отделений Фонда и отчеты об их исполнении
рассматриваются и утверждаются правлением
Фонда социального страхования.