Государственные внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,

Оглавление

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
2. Классификация внебюджетных фондов и их функции:
2.1. Пенсионный Фонд Российской Федерации;
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
2.4. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
3. Экономические внебюджетные фонды.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

социальное страхование;

    Средства ФСС образуется  за  счет  страховых  взносов  работодателей  и

граждан,  занимающихся  индивидуальной  трудовой  деятельностью,   а   также

осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях  и  имеющих  право  на обеспечение по государственному социальному  страхованию  (примерно  92%  от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно  свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские  вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на  соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета  РФ  и  добровольных  взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на  целевое финансирование мероприятий. Не допускается  зачисление  средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения  деятельности  ФСС  создан  центральный аппарат, а в

региональных  отраслевых  отделениях  -  аппараты  органов ФСС.   При   ФСС

образуется Правление, при  региональных отделениях - координационные  советы.

    Руководство   деятельностью   ФСС    осуществляется    его    Председателем,

возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением  руководит управляющий.

    Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

    Бюджет  Фонда  и  отчет  об  его  исполнении  утверждаются  Федеральным

законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты  об  их  исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

    Филиал отделения Фонда является обособленным  подразделением  отделения

Фонда. Положением о филиале  предусматривается осуществление  всех  или  части функций отделения Фонда, а также возможность  иметь  отдельный  баланс  либо смету, счета в банке, при этом он  не  является  юридическим  лицом.  Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве  оперативного управления.

    Средства  для  государственного  социального  страхования  хранятся  на

текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов,  открываемых в  учреждениях  ЦБ  РФ.  Для  хранения  и  учета  средств  для   социального страхования  Фонду,  его  отделениям  открываются  текущие  счета,  филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

    Отделения Фонда ежеквартально финансируют  расходы  своих  филиалов  по

содержанию аппарата в  пределах утвержденных  смет  и  обеспечивают  покрытие перерасхода  по  выплаченным  пособиям  страхователей.  Другие  операции  по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

    Финансовые   отчеты   об   исполнении   бюджета   Фонда    составляются

ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления  и уплаты страховых  взносов  и  иных  платежей  осуществляется  Фондом  совместно с Государственной налоговой службой России, а  за  рациональным  расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Источники образования ФСС представлены на Рис.2.


 

 

 

 

 

 

2.3. Фонд обязательного  медицинского страхования Российской  Федерации.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.91г.

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  ОМС. С этой целью создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

 Федеральный фонд ОМС предназначен для:

·выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению  финансирования программ ОМС;

·финансирование целевых  программ в рамках ОМС;

·осуществление контроля за региональным использованием средств.  

 

 

Источники финансирования средств  Федерального фонда ОМС представлены на Рис.3.

  


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субьектов федерации.

Фонд осуществляет:

·финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

·финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

·выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

·предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них  финансовых средств;

·накопление финансовых резервов;

·контроль за рациональным использованием финансовых резервов.

Финансовые средства территориальных  фондов находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изьятию не подлежат.

Источники финансовых средств  территориальных фондов представлены на Рис.4.

  


 

 

 

    

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Тариф страховых фондов определяется Федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службы РФ.

Всем гражданам РФ по месту  жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».

При нарушении плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН применяются финансовые санкции.

Недоимкой считается не внесенная  сумма страховых взносов по истечении  установленных сроков, а также  суммы задолженности, выявленные при  проверке.

Недоимки  и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке. 

 

2.4. Государственный  фонд занятости населения Российской  Федерации.

 

Государственный фонд занятости  населения РФ (ГФЗН) создан по Закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» от 19.04.91г. Образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в фонде возникла в связи с появлением безработицы.

Порядок образования и  расходования средств определен  Положением о Государственном фонде  занятости (утверждено Верховным Советом  РФ от 8.06.93г.). Источники образования  ГФЗН представлены на Рис.5.

 

 


 

 

  

 

 

 

 

 

 

Размер страховых взносов  плательщиков устанавливается законодательными органами по представлению правительства  РФ. Освобождены от уплаты в фонд те же категории, что и по Пенсионному  фонду. 

Средства фонда направляются на:

·программы активной политики занятости (обучение, консультирование, создание рабочих мест, организацию  общественных работ и т.п.);

·программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная помощь и досрочная пенсия);

·информационную поддержка программ занятости;

·страховой резерв;

·содержание служащих Фонда.  

Управление фондом осуществляется государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при  представительных органах власти. Непосредственно  руководит фондом Правление.

 

3. Экономические внебюджетные фонды. 

К экономическим фондам помимо представленных на рис.2 относятся отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, порядок образования и использования которых утвержден постановлением правительства РФ от 12.04.94г.

Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные фонды.

В управление фондами входят представители органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица.

 

Заключение.

 

    Расширение деятельности государства привело  к  созданию  значительного

количества  специальных   фондов,   многие   из   которых   сохранили   свою

самостоятельность даже после  создания государственного бюджета,  основанного

на объединении различных  фондов. Среди них ведущую  роль  заняли  социальные

фонды. В Российской Федерации  они  представлены  тремя  фондами:  Пенсионный

фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского  страхования  и  Фонд  социального

страхования.  Эти  фонды  носят  строго   целевое   значение   и   выполняют

определенные функции, возложенные  на них государством.

    Так, Пенсионный фонд РФ  создан  в  целях  государственного  управления

финансами   пенсионного   обеспечения;   Фонд   обязательного   медицинского

страхования – для  обеспечения  стабильности  государственной  системы  ОМС;

Фонд социального страхования  – для обеспечения  государственных  гарантий  в

системе социального страхования. Каждый из них  формируется  в  основном  за

счет перераспределения  Национального дохода, а именно  за  счет  специальных

налогов и сборов, средств  из бюджета и займов.

    С постепенной адаптацией экономических отношений к рыночным условиям усиливаются бюджетные ограничения вложений в экономику и, напротив, возрастают роль и возможности финансирования инвестиций по внебюджетным каналам.

   Все большую роль в действии механизма аккумуляции и использования инвестиционных ресурсов России начинают играть различные фонды государственные социально-страховые, отраслевые, межотраслевые, специальные внебюджетные фонды субъектов РФ; местные муниципальные, негосударственные социально-страховые, благотворительные, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, науки и др.

   Исходя из анализа работы государственных внебюджетных фондов, напрашивается вывод о целесообразности консолидации каналов сбора страховых взносов и централизованного целевого распределения средств. Это, очевидно, позволит упростить плательщикам процедуру расчета и перечисления страховых взносов, а Министерству налогов и сборов – повысить качество контроля над сроками и правильностью их начисления и уплаты.

    Процесс создания, распределения и использования  внебюджетных фондов непосредственно  связан со всеми экономическими, политическими, социальными и  другими течениями в обществе. Поэтому даже при незначительных  изменениях в общественной жизни,  необходимо проводить изменения в деятельности этих фондов (совершенствование деятельности), что приведет к благополучной ситуации внутри страны, более полному удовлетворению потребностей граждан и государства в целом, росту престижа страны на мировой арене. Помимо точно просчитанных и экономически обоснованных методов решения проблем, необходимо внедрять и рационализаторские идеи, которые будут также не менее грамотно просчитаны, желательно на несколько годов вперед.

    При совершенствовании  системы внебюджетных фондов  необходимо учитывать внешние  факторы, так как все «жизнедеятельные»  отрасли тесно связаны друг  с другом и изменения в качественно  лучшую сторону одних, ведет  к негативным последствиям других.

    Совершенствование  деятельности работы этих фондов  является сейчас не благими  намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов  и существуют свои проблемы, но  путем принятия новых нормативных  актов они вполне могут быть  решены. Хотелось бы надеяться  на то, что сложившаяся система  внебюджетных фондов не будет  разрушена, так как они по прежнему остаются одним из важнейших звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного пенсионного обеспечения, медицинского социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации.

2. «Бюджетная система  Российской Федерации»/под ред.  Нешитой А.С.: Учебник. –М.: 2005.

3. «Бюджетная система Российской Федерации»: П.И. Вахрин .Учебник.  –  М.: ИТК «Дашков и К», 2005.

4. Е.Н. Евстигнеев «Основы налогообложения и налогового права»: Учебное

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.

6. «Новое в пенсионном  законодательстве»/Азарова Е., Кондратьева  З.// Право и экономика. – 2006.- №2-3

7. Положение о Пенсионном  фонде России (утв. постановлением  ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993г) (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ)

8. «Финансы»/под ред. П.И. Вахрин, А.С.  Нешитой  :  Учебник для вузов.  -  М.:  ИВЦ«Маркетинг», 2006.

9. «Финансы» / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 1999.

пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

10. «Финансы. Денежное обращение. Кредит.»: Учебник для вузов / под ред.

проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити, 2004г.

1 «Бюджетная система Российской Федерации»/под ред. Нешитой А.С.: Учебник. –М.: 2005.

2 «Новое в пенсионном законодательстве»/Азарова Е., Кондратьева З.// Право и экономика. – 2006.- №2-3

3 Положение о Пенсионном фонде России (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993г) (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ)

4 «Бюджетная система Российской Федерации»: П.И. Вахрин .Учебник.  –  М.: ИТК «Дашков и К», 2005.


Информация о работе Государственные внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе