Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:46, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Экономическое содержание и функции государственного кредита…………5
1.1. Государственный кредит как экономическая категория……………………5
1.2. Функции государственного кредита……………………………………...….8
2. Формы государственного кредита……………………………………..……..12
2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита………….……12
2.2. Международный государственный кредит………………………………...17
3. Методы погашения государственного кредита………………………………21
4. Внешний долг России в системе международной задолженности..………..23
Заключение………………………………………………………...……………..32
Список литературы……………………………………………………………….33
4.
Внешний долг России
в системе международной
задолженности
Внешний долг является важнейшей характеристикой экономики долгового типа, имеющей не только экономическое, но и большое геополитическое и социальной значение. Для такой экономики характерно отвлечение значительной части создаваемого богатства на выплаты по обслуживанию внешнего долга. Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992г., когда Россия вступила в МВФ и Всемирный банк и начала переговоры с фондом о кредитной поддержке. Кредитное соглашение между МВФ и Россией было подписано еще в марте 1995г. Международные кредиторы часто высказывают серьезные претензии российскому правительству по поводу невыполнения договоренностей, иногда задерживают кредитование. Впервые мировое сообщество выразило свою обеспокоенность внешним долгом СССР весной 1991г. на первом заседании Ученого Совета только что созданного Международного центра исследований экономических реформ. Одним из главных вопросов на этом заседании был следующий: в состоянии ли наша страна выплатит внешний долг или он требует реструктуризации? Вопрос не праздный, так как в сентябре 1991г. кредитный рейтинг СССР упал с 18 до 111 места. И уже вскоре после этого начались официальные переговоры с западными кредиторами о реструктуризации внешнего долга. Стратегия предоставления заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и затем уже гуманными. Исключением можно считать лишь несколько стран, которые, руководствуясь именно гуманными соображениями, периодически направляют на оказание помощи развивающимся странам до 1 % ВВП (в последние годы это носится к Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Финляндии и Канаде). Также во все эпохи существовали геостратегические и геополитические государства. К первым всегда относились высокоразвитые страны, движимые мотивами и обладающие способностью полководческого восприятия мира с целью оказания влияния за пределами собственных границ. Лидером по объему внешнего долга на протяжении последующих десятилетий являются США — почти 0,7 трлн. долл., хотя это и не соответствует состоянию их экономики. Скорее всего, это является наглядным примером того, как хорошо (если по-умному) можно жить в долг. В страну - должника США, превратились в 1985г., когда иностранные активы в этой стране, превысили ее активы за рубежом, и нетто-дебиторская позиция достигла 200 млрд. долл. На 1 января 1995 г. Россия занимала пятое место (108,6 млрд. долл.), пропустив вперед Германию, Бразилию и Мексику. Всего в орбиту мирового долга было вовлечено на тот момент (как, собственно, и сейчас) более 200 стран, которые в обшей сложности «были должны» почти 3 трлн. долл. Это, конечно, абсолютная цифра, которая при соответствующих взаимозачетах может оказаться значительно меньше. К началу 80-х годов многие страны из числа развивающихся испытывали трудности при выполнении своих обязательств. По настоящему долговой кризис разразился в 1982г., когда Мексика заявила, что не в состоянии больше обслуживать свой иностранный долг. Крупные страны со средним доходом по большей части имели задолженность перед основными коммерческими банками. На первых порах подлинную озабоченность вызвал тот факт, что невыполнение условий кредитных соглашений подорвет международную банковскую систему, поскольку сумма задолженности часто превышала капитальную базу многих из этих частных учреждений.
Финансовое сообщество на этой стадии еще было уверено, что долговой кризис является следствием проблем краткосрочной ликвидности, а отсюда продление периодов погашения вместе с перестройкой денежной и макроэкономической систем будет достаточным для того, чтобы вернуть бедствующим странам международную кредитоспособность и финансировать в дальнейшем их экономический рост. В центре внимания были крупные страны со средним доходом, такие, как Бразилия и Мексика, поскольку они представляли наибольшую угрозу для мировой финансовой системы. Что же касается внешнего долга России, то мы рассмотрим некоторые основные параметры ее долга. Для того чтобы определить возможности России по обслуживанию ее внешней задолженности, необходимо сначала сравнить ее параметры с аналогичными параметрами других стран и понять, какую позицию занимает наша страна в мире. Основные параметры внешнего долга страны включают в себя общую сумму внешнего долга и его сумму в расчете на душу населения, темпы прироста и индексы роста указанных показателей; внешний долг в процентах к ВВП и экспорту и расходы по его обслуживанию, включая процентные платежи; официальные международные резервы в процентах к внешнему долгу. Внешний долг бывшего СССР, унаследованный Российской Федерацией, превышал 90 млрд. долл., при этом советский долг был в основном средне- и краткосрочным. В 1991-92гг. Российская Федерация начала переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. В результате реструктуризации временная структура государственного внешнего долга существенно улучшилась. По состоянию на начало 1998 г. в течение ближайших 5 лет погашалось лишь около 20% внешнего долга. Проблему в случае внешнего долга России представлял не платежный график, а избыточный объем долга. Доля нового долга РФ во внешнем долге последовательно увеличивалась в результате новых внешних заимствований. Особенно резко доля долга РФ и весь внешний долг увеличились в 1998 г., когда из-за высоких процентных ставок на внутреннем рынке правительство проводило политику замещения внутреннего долга внешним. За 1998 г. внешний долг вырос более чем на 20 млрд. долларов, в том числе за счет размещения Еврооблигаций на рынке, конвертации части ГКО в Еврооблигации, и заимствований у МФО. На 1 января 2000г. долг РФ составлял приблизительно 1/3 всего внешнего долга, при этом доля Еврооблигаций выросла до 10% от величины внешнего долга. В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базового . соглашения (1996г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк. Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд., перед Венгрией — 480 млн., Республикой Корея — 170 млн., Болгарией — 100 млн., Польшей — 20 млн. долл. Неурегулированы пока вопросы с некоторыми странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом. Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности осуществлять в отношении стран- должников разработанные им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности. В январе 1999г. кредиторы Лондонского клуба проголосовали за резервирование права на акселерацию выплат по российскому внешнему долгу, т.е. против акселерации как таковой, что означает возможность начала переговоров о дальнейшей реструктуризации российского внешнего долга.
Финансовый кризис августа
Проводимые мероприятия правительством
основные направления политики в сфере
государственного долга означает укрепление
позиции России как заемщика, гарантированный
выход на международные финансовые рынки
на благоприятных условиях, снижение долговой
нагрузки на бюджет, оптимизацию структуры
долга, позитивное влияние на макроэкономику.
Для ее реализации необходимо внести в
Правительство Российской Федерации проекты
изменений в ряд законодательных актов,
прежде всего Бюджетный кодекс Российской
Федерации, проекты постановлений Правительства
Российской Федерации по ведению долгового
учета, а также предложения по вопросам,
связанным с управлением долгом. Текущие
показатели «долговой устойчивости» Российской
Федерации, разработанные в соответствии
с международной методикой, свидетельствуют
о том, что страна преодолела последствия
финансового кризиса 1998 г. и существенно
сократила бремя государственного долга.
В настоящее время по основным показателям
долговой нагрузки Российская Федерация
относится к государствам с умеренным
уровнем долга. Результаты осуществления
Правительством мер в области государственного
долга в период 2000-2003 гг. дали положительные
результаты. По состоянию на 1 января 2003г.
объем государственного долга Российской
Федерации составил 144,9 млрд. долл., или
4605,7 млрд. руб. (42,4% к ВВП против 101,6% к ВВП
на начало 2000г.). По состоянию на 1 января
2003г. объем государственного внешнего
долга Российской Федерации составил
123,5 млрд. долл. США (или 36,2% к ВВП), сократившись
более чем на 30% по сравнению с началом
2000 года (158,4 млрд. долл. США, или 89,5% к ВВП).
Относительно невелика и долговая нагрузка
на бюджет. Отношение платежей по обслуживанию
долга к собственным доходам федерального
бюджета снижаются и составляют в 2002 году
около 12%. В первую очередь этому способствовала
последовательная политика Правительства
Российской Федерации, Министерства финансов,
направленная на отказ от новых внешних
заимствований в сочетании с операциями
по активному управлению государственным
внешним долгом. В результате реализации
государственной долговой политики, направленной
на урегулирование задолженности бывшего
СССР, удалось также полностью решить
проблему «пиковых платежей» по внешнему
долгу, в частности. 2003г. Успешная реализация
положений Долговой стратегии Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(до 2005 года) в сочетании с благоприятной
для России внешнеэкономической конъюнктурой
и устойчивым экономическим ростом привели
к достижению основных намеченных целей
в области государственной долговой политики
уже к началу 2003 г., и позволило Российской
Федерации добиться наиболее выгодных
условий потенциальных заимствований
на международных рынках. Внешний долг
Российской Федерации формировался в
неблагоприятных экономических и политических
условиях, а также в значительной степени
унаследован от бывшего СССР. Специфика
формирования внешнего долга России обуславливает
особенности его структуры. Прежде всего,
речь идет о преобладании в структуре
долга нерыночных долговых инструментов
и обязательств. Более 42% внешних обязательств
приходится на соглашения по долгу бывшего
СССР со странами — членами Парижского
клуба, другими странами — официальными
кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд.
долл. (около 5%) представляют собой неурегулированные
обязательства по долгу бывшего СССР.
Только 37% внешнего долга выражено в рыночных
инструментах (еврооблигации и облигации
государственного внутреннего валютного
займа — ОВГВЗ). Управление таким долгом
на основе стандартных подходов, используемых
долговыми агентствами развитых стран
(регулярное рефинансирование с использованием
преимуществ текущей ситуации на финансовых
рынках, проведение процентных и валютных
свопов и т.д.), весьма затруднительно.
Необходимо изменение акцента в деятельности
по управлению внешним долгом России на
проведение внешних государственных заимствований,
строгий их мониторинг и контроль над
их использованием по назначению. В заключение
надо отметить, что проведенный анализ
управления государственным долгом показал,
что в основе конкретных модулей управления
государственным долгом в странах мира
лежат различные теории и осуществляются
эти модели в различных конкретно-исторических
условиях. Каждая страна устанавливает
свой порядок управления долгом, но для
этого необходимо иметь целевую программу
по управлению долгом. Заключение. Назначение
государственного кредита проявляется
в первую очередь в том, что он является
средством мобилизации в руках государства
дополнительных финансовых ресурсов.
В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые
ресурсы направляются на покрытие разницы
между бюджетными расходами и доходами.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые
с помощью государственного кредита средства
прямо используются для финансирования
экономических и социальных программ.
Это означает, что государственный кредит,
являясь средством увеличения финансовых
возможностей государства, может выступать
важным фактором ускорения социально-экономического
развития страны. Но оценивая финансовое
значение государственного кредита, не
следует забывать, что мобилизуемые с
его помощью государством средства являются
антиципированными, т.е. взятыми вперед
налогами. Необходимость погашения государственного
долга требует изыскания дополнительных
ресурсных поступлений в бюджет, а они
могут быть получены (если не считать новых
займов) только с помощью налогов. К тому
же погашения долговых обязательств и
уплата процентов по ним отвлекают часть
бюджетных доходов от производительного
использования, сокращает возможности
наращивания производственного и интеллектуального
потенциала общества. Главных задач системы
управления внешним долгом, являются:
обеспечение национальной экономики государства
внешними источниками финансирования,
достаточными для ее оптимального развития,
осуществление контроля за эффективным
использованием этих средств и за тем,
чтобы их объем находился в соответствии
с реальными возможностями страны обслуживать
свой внешний долг.
Заключение
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главных
задач системы управления внешним
долгом, являются: обеспечение национальной
экономики республики внешними источниками
финансирования, достаточными для ее оптимального
развития, осуществление контроля за эффективным
использованием этих средств и за тем,
чтобы их объем находился в соответствии
с реальными возможностями страны обслуживать
свой внешний долг.
Список
литературы
1. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000.
3. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.
4. Деменцев В.В.
«Внешний долг России в
5. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993.
6. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 1997.
7. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992, с.
8. [2] Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Вышэйшая школа”, 1997, с. 45.
9. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 1997.
11. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000.
12. Деменцев В.В.
«Внешний долг России в системе международной
задолженности». ж. «Финансы» №12 – 2003г.
стр.18.