Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:46, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Экономическое содержание и функции государственного кредита…………5
1.1. Государственный кредит как экономическая категория……………………5
1.2. Функции государственного кредита……………………………………...….8
2. Формы государственного кредита……………………………………..……..12
2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита………….……12
2.2. Международный государственный кредит………………………………...17
3. Методы погашения государственного кредита………………………………21
4. Внешний долг России в системе международной задолженности..………..23
Заключение………………………………………………………...……………..32
Список литературы……………………………………………………………….33
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:
- тесно
связана с деятельностью
- охватывает
движение стоимости в
- осуществляется
не только финансовыми
В основном контролируется целевое использование
средств, сроки их возврата и своевременность
уплаты процента.
2.
Формы государственного
кредита
2.1.
Формы внутриэкономического
государственного кредита
Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и нерезидентами (внешний кредит). В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
- государственные займы;
- обращение части вкладов населения в государственные займы;
- заимствование
средств общегосударственного
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Государство устанавливает номинальную стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами и др. Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вообще, по казначейским обязательствам – в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализуются только среди населения. Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
- центральным правительством;
- республиканскими правительствами;
- местными органами власти.
Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
- только у населения (например, Государственный выигрышный заем 1982 года);
- среди
юридических лиц (
- универсальные,
т.е. предназначенные для
В зависимости
от формы выплаты доходов
- выигрышные займы (весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тираж. Примером выигрышного займа является Государственный заем 1982 года);
- процентно-выигрышные займы (условиями выпуска таких займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей) - беспроигрышные займы гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию.
В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату процентов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется (Примером является Государственный целевой заем 1990 года).
По срокам погашения займы делятся на:
- краткосрочные – срок погашения до 1 года;
- среднесрочные – срок погашения до 5 лет;
- долгосрочные – срок погашения более 5 лет.
По месту размещения займы подразделяют на:
- добровольные;
- размещенные по подписке;
- принудительные.
Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В тесной связи с государственными займами находится и вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства – обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заумных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда, как форма государственного
кредита характеризуется тем, что государственные
кредитные учреждения непосредственно
(не опосредуя эти операции покупкой государственных
ценных бумаг) передают часть кредитных
ресурсов на покрытие расходов правительства.
Казначейские ссуды выражают отношения
оказания финансовой помощи предприятиям
и организациям органами государственной
власти и управления за счет бюджетных
средств на условиях возвратности, срочности
и платности. В настоящее время в нашей
стране эта форма активно не используется.
Однако при коренной реформе отношений
собственности сопровождаемой разгосударствлением
и приватизацией хозяйственных структур,
государство не может нести ответственность
за финансовые результаты деятельности
предприятий и организаций вместо их правомочных
владельцев. Но при необходимости государственные
органы могут оказывать финансовую помощь
хозяйственным субъектам, в стабильной
работе которых они заинтересованы.
Казначейские ссуды выдаются на льготных
условиях по срокам и норме процента. Они
возможны в случае финансовых затруднений
предприятий и хозяйственных организаций
в виду их особого положения на рынке,
не имеют коммерческой цели, а являются
средством поддержки жизненно важных
для народного хозяйства экономических
структур. По гарантированным займам правительство
реально несет финансовую ответственность
только в случае неплатежеспособности
плательщика. В России созданы условия
для возрождения гарантированных займов
в связи с предоставлением местным органам
власти, а так же отдельным хозяйственным
структурам права проводить операции
по заключению займов.
2.2.
Международный государственный
кредит
Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой-либо национальной принадлежности. Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Он представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита – сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты + комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке. Старейшая форма внешнеторгового кредита – фирменные кредиты. Преимущественно, это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Вплоть до начала 60-х годов XX века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки: ограниченные сроки кредита (от 1 до 7 лет), сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию. Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции, более длительные сроки кредита, большие объемы поставок по кредиту, сравнительно меньшая стоимость кредита. Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам их других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо более широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Международный кредит, прежде всего, предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска. Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется необязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар. Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения. В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешенные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других – банковские консорциумы, перед которыми ставится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешне кредитных операций коммерческих банков в центральном банке. Типичным примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он представляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.
Использование казначейских ссуд не означает,
что безвозмездное бюджетное финансирование
в отношении государственных хозрасчетных
предприятий полностью себя изжило. Оно
сохраняет право на существование, но
как исключительная мера в порядке оказания
финансовой помощи хозорганам, оказавшимся
в затруднительном положении ввиду особенностей
реализации производимой в интересах
общества продукции, неблагоприятной
хозяйственной конъюнктуры, кризисных
явлений в экономике и т. п. По гарантированным
займам правительство реально несет финансовую
ответственность только в случае неплатежеспособности
плательщика. В нашей стране созданы условия
для возрождения гарантированных займов
в связи с предоставлением местным органам
власти, а так же отдельным хозяйственным
структурам права проводить операции
по заключению займов.
3.
Методы погашения
государственного кредита
Государственные займы приобретаются
по ряду причин экономического, социального
и политического характера. Но во всех
случаях курс облигаций займа зависит
от доверия к правительству и его экономическому
курсу. Когда речь идет о внешних займах
и его разновидности, о международном
кредите, гарантией своевременного возврата
и своевременной и полной выплаты процентов
по долгу выступают различные международные
объединения. Однако при резкой смене
власти в стране-должнике становится весьма
проблематичной возможность возврата
таких кредитов. Во время холодной войны
и противостояния двух систем ведущие
державы обоих лагерей выдавали кредиты
африканским и арабским странам в целях
«перетягивания» стран с неопределенным
политическим будущим в свой лагерь. Советскому
Союзу такая политика обошлась почти в
80 миллиардов долларов невозвращенных
(и проблематичных в будущем) долгов. Однако
такие долги не списываются. Классическим
примером могут служить долги царской
России, которые большевистское правительство
отказалось платить. Настойчивость и последовательная
политика в частности французских держателей
российских ценных бумаг привела к тому,
что через 80 лет правительство совершенно
другой России обязалось удовлетворить
эти долги. Совсем
другая картина складывается по внутренним
долгам. Никакому правительству стабильного
государства не «придет в голову» ущемить
интересы подписчиков на облигации или
другие формы займов. Однако по разным
экономическим причинам, чаще по причине
бюджетного дефицита, правительство бывает
вынуждено искать другие, нежели немедленная
выплата за счет бюджета, способы расчета
по государственным долгам. Наиболее часто
старые займы покрываются путем выпуска
новых займов, т.е. путем рефинансирования.
При этом используется метод конверсии
займов, метод их консолидации или унификации.
Конверсия займа означает изменение первоначальных
условий займа (цена номинала, величина
процента, срок займа, форма погашения).
При конверсии меняют часть первичных
условий. Чаще всего величину процента
и срок погашения. Бывают и случаи полной
конверсии (в СССР четырежды была проведена
полная конверсия займов). Конверсии бывают
добровольные, обязательные и принудительные.
При добровольной конверсии правительство
предлагает держателям облигаций добровольно
обменять облигации старого займа на новые,
как правило, с более низким процентом.
Держатель облигаций обычно имеет право
прекратить действие кредита, получив
свои деньги (с потерей процента), либо
обменять старые облигации на новые, либо
не обменивать свои облигации и получать
по ним годовые проценты на новых условиях.
При обязательной конверсии старые облигации
подлежат либо обмену на новые, либо возврату
их государству в обмен на деньги. При
принудительной конверсии старые облигации
обмениваются на новые в пределах установленного
срока. Принудительная конверсия не предусматривает
досрочное погашение облигации. Не обмененные
в срок облигации аннулируются. Консолидация
означает перевод текущих обязательств
и краткосрочных займов в долгосрочные.
Обычно консолидация носит принудительный
характер. Чаще всего консолидация займов
сопровождается конверсией, т.е. изменением
первоначальных условий. В этом случае
возможен и обязательный, и добровольный
порядок консолидации. Унификация займов
означает замену нескольких (или всех)
ранее выпущенных облигаций займов новыми.
Обычно эта операция проводится после
прохождения цикла экономического кризиса,
сопровождаемого инфляцией.