Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:01, реферат
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Введение 2
1. Государственные финансы РФ 3
1.1 Бюджетные и внебюджетные фонды 3
1.2. Актуальные вопросы межбюджетных отношений в социальной сфере 3
1.3. Доходы населения 8
1.4. Пенсионное обеспечение 11
1.5. Демографическая политика и политика занятости населения 12
Заключение 16
Литература 17
Соотношение минимальной и средней заработной платы не входит в число регулируемых российским законодательством показателей. Между тем в настоящее время именно этот показатель является важнейшим для регулирования заработной платы в промышленно развитых странах. В Российской Федерации это соотношение 10-12%, что ниже рекомендуемых Международной организацией труда и Евросоюзом величин в 40% и 50%, соответственно.
Кроме того, темпы роста фондов оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений будут соответствовать темпам роста инфляции: в 2012 году – на 7% с 1 сентября; в 2009 году - на 6,8% с 1 августа и в 2012 году – на 6,5% с 1 января. Следует отметить, что намеченное повышение оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций на уровне прогнозируемой, а с учетом сроков проведения индексации, то фактически более низкой по сравнению с инфляцией, означает ее фактическое замораживание на планируемый трехлетний период. Это приведет к снижению реальной покупательной способности заработной платы данной категории работников и еще больше увеличит существующую диспропорцию с заработной платой в других отраслях экономики. Как следствие, не произойдет приближения размеров и основной части тарифных ставок ЕТС (по экспертным оценкам – до 16-го разряда) к величине прожиточного минимума.
Политика в области заработной
платы работников бюджетной сферы
кроме установления ежегодных индексаций
будет увязываться с
В этой связи, по мнению ФНПР, необходимо
предусмотреть в проекте
Повышение заработной платы работников бюджетной сферы - это одна из форм государственных инвестиций в человеческий капитал, а не только расходы социального характера. Целенаправленная деятельность государства, направленная на увеличение заработной платы бюджетников, призвана создать новые мощные стимулы для динамичного развития экономики и социальной сферы.
1.4. Пенсионное обеспечение
Одним из основных элементов доходов населения, регулируемых с помощью бюджетных ресурсов, является пенсионное обеспечение. Размер среднемесячной трудовой пенсии возрастет с 2770 рублей в 2006 году до 5158,8 рублей в 2012 году, то есть, намечено обеспечить рост в 1,8 раза. Кроме того, принято решение о доведении социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в 2012 году, что составит 3881 рубль.
Для достижения этой цели предусматривается индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2012 году на 7% и повышение ее размера с 1 августа 2012 года – на 14,6%, в 2009 году, соответственно, с 1 апреля – на 6,8% и с 1 октября – на 18,2%, в 2012 году – индексация с 1 апреля – на 6,5%.
В результате прогнозируемого повышения размера пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года должен превысить прожиточный минимум пенсионера на 3,5%, в 2012 году – на 1,3%.
Следует отметить общее неудовлетворительное финансовое положение пенсионной системы страны, когда значительная часть выплат пенсий покрывается за счет дотаций из федерального бюджета. Во многом это явилось следствием снижения Единого социального налога в 2005 году, направляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 26% до 20% от выплачиваемой заработной платы. Объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета в 2012 году возрастёт по сравнению с 2007 годом в 1,9 раза.
В связи с состоянием пенсионной системы в качестве крупной приоритетной задачи государственной социальной политики выступает задача разработки концепции и законодательных предложений по формированию институтов обязательного и добровольного социального пенсионного страхования в России, финансово- сбалансированных в долгосрочной перспективе.
1.5. Демографическая политика и политика занятости населения
Важнейшим направлением социальной составляющей федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов является финансирование мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в стране. На финансирование Демографической программы выделяются значительные ресурсы: в 2012 году – 43,9 млрд. рублей, в 2009 году – 47,6 млрд. рублей, в 2012 году (с учетом предоставления материнского капитала) – более 90 млрд. рублей.
В их составе, в частности, предусмотрены средства на следующие меры социальной поддержки:
· выплату, начиная с 1 января 2012 года, сумм материнского (семейного) капитала, установленного в размере 250 тыс. рублей при рождении после 1 января 2007 года второго или последующих детей;
· увеличение стоимости родового сертификата в период беременности до 3 тыс. рублей, в период родов до 6 тыс. рублей, в период диспансерного наблюдения за ребенком в течение первого года жизни – до 2 тыс. рублей;
· увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на первого ребенка до 1,5 тыс. рублей, на второго и последующих – до 3 тыс. рублей неработающим женщинам;
· компенсацию части
родительской платы за содержание ребенка
в государственных и
· выплату единовременного пособия в размере 8 тыс. рублей при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
· увеличение размера выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей и оплаты труда приемному родителю до 2,5 тыс. рублей ежемесячно;
· проведение диспансеризации детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах системы здравоохранения и образования.
Начиная с 2012 года, намечается развитие высокотехнологичных медицинских центров в области родовспоможения. На эти цели в 2012 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8,0 млрд. рублей, в 2009 году – 12,0 млрд. рублей.
В результате предпринимаемых мер прогнозируется увеличение общего коэффициента рождаемости на тысячу человек с 10,6 в 2007 году, до 11,6 в 2012 году (в США в 2004 году данный показатель составил 14,06). При анализе ситуации эксперты отмечают наличие значительных резервов, например, по ассигнованию лечения женского бесплодия (по оценкам абсолютная численность такой категории женщин составляет около 5 млн. человек). По опыту западноевропейских стран, которые выделяют на эти цели значительные финансовые ресурсы, данная мера, как правило, приносит положительные результаты.
Возможное улучшение демографических показателей не позволит преодолеть существенный разрыв с развитыми странами. В России средняя продолжительность жизни в 2005 году составляла всего 65,3 года по сравнению с 77,4 годами в США, младенческая смертность - 10,8 на тысячу человек, при 7,0 – в США. Прогнозируется снижение показателей смертности с 15,8 на тысячу человек населения в 2007 году до 15,4 в 2012 году (в США – 8,2 в 2004 году).
Неблагоприятная тенденция сокращения численности населения в России будет преобладать в средне- и долгосрочной перспективе. Население в трудоспособном возрасте за три года сократится на 2,5 млн. человек. Численность занятых в экономике с учетом действия факторов миграции и снижения безработицы сократится с 67 млн. человек в 2007 году до 66,3 млн. человек в 2012 году. Планируемый рост производительности труда на уровне 106,3-106,6% должен позволить в 2012-2012 годах компенсировать возникающее снижение предложения трудовых ресурсов.
Занятость населения
Формирование проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов по данному направлению осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым предусматривается с 1 января 2007 года делегирование органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по обеспечению занятости населения.
В проекте федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов в предусматриваются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в следующих объемах: в 2012 году – 35,8 млрд. рублей, в 2009 году – 37,7 млрд. рублей, в 2012 году – 36,1 млрд. рублей. Прирост ассигнований на указанные цели по отношению к предыдущему году составляет соответственно 4,6%, 5,3% и 4,2%.
Кроме того, в программе мер по осуществлению государственной политики в области занятости населения, по-прежнему, не учитывается необходимость усиления мер по оказанию содействия в трудоустройстве населения и соответствующего увеличения финансирования этих мероприятий, что наносит вред экономике и создает неблагоприятный социальный климат в территориях, где высок уровень застойной безработицы.
«Замораживание» на уровне около 1,7 млрд. рублей финансирования мероприятий, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятого населения и безработных граждан (уровень 2005-2007 годов) на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов, вызовет (в условиях наличия существенной инфляции) фактическое уменьшение численности обучающихся, приведет к уменьшению их шансов на повторное включение в трудовую деятельность. Без программы переподготовки безработных нельзя рассматривать как реальный резерв пополнение занятого населения в условиях ожидаемой убыли населения трудоспособного возраста. В этой связи важной мерой по проведению активной политики в сфере занятости населения было бы существенное увеличение финансовых ресурсов на эти цели.
Заключение
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.
Бюджет – единство основных финансовых категорий (налогов, государственных кредитов, государственных расходов) в их действии. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование
Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, в котором отражены расходы и источники их финансового покрытия. Бюджет утверждается парламентом.
Основные функции бюджета:
80% государственного бюджета
составляют различные налоги, сборы.
Большую долю общих средств
в государстве, кроме
Литература