Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:01, реферат
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Введение 2
1. Государственные финансы РФ 3
1.1 Бюджетные и внебюджетные фонды 3
1.2. Актуальные вопросы межбюджетных отношений в социальной сфере 3
1.3. Доходы населения 8
1.4. Пенсионное обеспечение 11
1.5. Демографическая политика и политика занятости населения 12
Заключение 16
Литература 17
Государственные финансы в Российской Федерации: законодательная база и роль в организации функционирования экономики страны.
Содержание
Введение
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Функционирование
1. Государственные финансы РФ
1.1 Бюджетные и внебюджетные фонды
Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:
— целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;
— ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;
— социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.
Внебюджетный фонд — обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.
В регионах формируются и действуют:
— территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;
— региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;
— внебюджетные фонды муниципальных образований.
1.2. Актуальные вопросы межбюджетных отношений в социальной сфере
Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.
Что касается продвижения в достижении финансовой самодостаточности субъектов Федерации, то оно особо не просматривается ни в 2012 году ни в периоде до 2012 года, что видно из пропорций в соотношении между расходами федерального бюджета и бюджетами других уровней. На 2012-2012 годы это соотношение складывается в пропорции 56:44 в пользу федерального бюджета против 50:50, установленных ранее Бюджетным кодексом. Создавшуюся ситуацию трудно признать логичной, когда значительные собранные в регионах налоговые и неналоговые доходы, включая ЕСН, концентрируются в федеральном бюджете, а затем частично в виде межбюджетных трансфертов возвращаются в бюджеты других уровней и в государственные внебюджетные фонды. В федеральном бюджете на 2012 год эти трансферты (включая трансферты государственным внебюджетным фондам) составляют 34,6%, а в 2012 году они составят 33,6% всех расходов бюджетов данных фондов.
Объем трансфертов государственным внебюджетным фондам будет расти намного быстрее величины трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В результате данной тенденции доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в расходах федерального бюджета будет устойчиво снижаться с 14,4% в 2007 году до 10,8% в 2012 году. Предусмотренное на 2012 год увеличение Федерального фонда финансовой поддержки регионов позволит снизить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации с 13 раз в настоящее время до 4 раз. Это позволит сократить региональную дифференциацию в предоставлении субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муниципальных услуг.
Таблица 1 Бюджетные трансферты федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов государственным внебюджетным фондам
2007 год (закон) |
Проект федерального бюджета | |||
2012 |
2009 |
2012 | ||
Общий объем трансфертов государственным внебюджетным фондам (млрд. руб.) |
1060,4 |
1353,1 |
1515,9 |
1840,8 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых данных) |
116,0 |
127,6 |
112,0 |
121,4 |
в том числе: |
||||
Трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации |
959,7 |
1280,3 |
1456,4 |
1801,4 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых данных) |
115,6 |
127,3 |
113,8 |
123,7 |
Трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации |
27,3 |
27,2 |
28,1 |
35,0 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых данных) |
187,0 |
134,7 |
103,3 |
124,6 |
Ассигнования федерального бюджета на выплату базовой части пенсии трудовой пенсии составят:
· на 2012 год - 707,7 млрд. рублей (126,4% к уровню 2007 года);
· на 2009 год - 876,6 млрд. рублей (123,9% к уровню 2007 года);
· на 2012 год - 1033,0 млрд. рублей (118,0% к уровню 2007 года).
На среднесрочную перспективу
предусматривается доведение
Для достижения этой цели в 2012 году предусматривается индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля на 7% и повышение ее размера с 1 августа - на 14,6%, в 2009 году соответственно с 1 апреля - 6,8% и с 1 октября - на 18,2%, в 2012 году - индексация с 1 апреля на 6,5%.
В результате прогнозируемого повышения пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года должен превысить прожиточный минимум пенсионера на 3,5%, в 2012 году - на 1,3%.
В целях обеспечения
В материалах к проекту федерального бюджета на 2012-2012 годы отмечается, что объем субсидий по осуществлению мер социальной поддержки тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий определен исходя из численности соответствующих категорий граждан и размера ежемесячной денежной выплаты, установленной на соответствующий год, рассчитанной исходя из перечня льгот, установленных этим категориям граждан, сложившейся по состоянию на 1 января 2007 года. Объем субсидий по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда определен исходя из численности граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по состоянию на 1 января 2007 года, и уровня софинансирования в размере 20%.
2. Расходы на реализацию делегированного субъектам Российской Федерации полномочия Российской Федерации по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате 50 процентов жилищно-коммунальных услуг (в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах») предусмотрены в 2012 году - в сумме 90 млрд. рублей, в 2009 году - 97 млрд. рублей, в 2012 году - 108,5 млрд. рублей.
Указанные расходы рассчитаны, исходя
из федеральных стандартов предельной
стоимости предоставляемых
3. Расходы на финансовое обеспечение делегированного полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах», с 2006 года включены в состав национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Объем ассигнований на указанные цели предусматривается в 2012 году - в сумме 5,9 млрд. рублей, в 2009 году - 6,3 млрд. рублей, в 2012 году - 6,7 млрд. рублей. Прирост составляет соответственно 13,4%, 6,7% и 6,3%.
1.3. Доходы населения
В 2012-2012 годах намечается сохранить относительно высокие темпы роста реальных доходов населения с учетом всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности и предпринимательской деятельности.
Согласно прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов, с учетом которого определены основные макроэкономические параметры проекта федерального бюджета на 2012-2012 годы, фонд заработной платы по сравнению с 2006 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП - в 1,7 раза. В результате должна заметно увеличиться доля фонда заработной платы в ВВП: с 23,2% в 2012 году до 26,3% в 2012 году1.
Справочно. Проектируемый фонд оплаты труда в стране составит:
· в 2012 году - 8921 млрд. рублей, размер средней заработной платы достигнет 15571 руб. в месяц;
· в 2009 году - 10299 млрд. рублей, размер средней заработной платы достигнет 18094 руб. в месяц;
· в 2012 году - 11771 млрд. рублей, размер средней заработной платы достигнет 20815 руб. в месяц;
Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит не только компенсировать в ближайшие три года рост цен на товары, но и повышать на 8-10% в год реальный рост покупательной способности заработной платы.
Размер среднемесячной заработной платы за 2007-2012 годы в номинальном выражении возрастет в 1,94 раза, с 10728 рублей в 2006 году до 20815 рублей в 2012 году, а в реальном выражении - соответственно в 1,47 раза.
Прогнозируется сближение опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2006 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,069, то к 2012 году прогнозируется уменьшение данного показателя до 1,014.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2012-2012 годах продолжается дальнейшее осуществление мер, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. В проекте основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов предусмотрено к 2011 году довести МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом законодательного изменения структуры минимального размера оплаты труда.