Государственные финансы в Российской Федерации: законодательная база и роль в организации функционирования экономики страны.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Оглавление

Введение 2
1. Государственные финансы РФ 3
1.1 Бюджетные и внебюджетные фонды 3
1.2. Актуальные вопросы межбюджетных отношений в социальной сфере 3
1.3. Доходы населения 8
1.4. Пенсионное обеспечение 11
1.5. Демографическая политика и политика занятости населения 12
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Государственные финансы в Российской Федерации.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Государственные финансы  в Российской Федерации: законодательная база и роль в организации функционирования экономики страны.

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовые отношения,  складывающиеся у государства с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм- доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой  в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

1. Государственные финансы РФ

1.1 Бюджетные и внебюджетные фонды

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно  действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

— целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

— ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

— социально-экономических, экологических, научно-технических  и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд —  обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются  и действуют:

— территориальные подразделения  федеральных внебюджетных фондов;

— региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

— внебюджетные фонды  муниципальных образований.

 

1.2. Актуальные вопросы межбюджетных отношений  в социальной сфере

Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.

Что касается продвижения  в достижении финансовой самодостаточности субъектов Федерации, то оно особо не просматривается ни в 2012 году ни в периоде до 2012 года, что видно из пропорций в соотношении между расходами федерального бюджета и бюджетами других уровней. На 2012-2012 годы это соотношение складывается в пропорции 56:44 в пользу федерального бюджета против 50:50, установленных ранее Бюджетным кодексом. Создавшуюся ситуацию трудно признать логичной, когда значительные собранные в регионах налоговые и неналоговые доходы, включая ЕСН, концентрируются в федеральном бюджете, а затем частично в виде межбюджетных трансфертов возвращаются в бюджеты других уровней и в государственные внебюджетные фонды. В федеральном бюджете на 2012 год эти трансферты (включая трансферты государственным внебюджетным фондам) составляют 34,6%, а в 2012 году они составят 33,6% всех расходов бюджетов данных фондов.

Объем трансфертов государственным  внебюджетным фондам будет расти  намного быстрее величины трансфертов  из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации. В результате данной тенденции доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в расходах федерального бюджета будет устойчиво снижаться с 14,4% в 2007 году до 10,8% в 2012 году. Предусмотренное на 2012 год увеличение Федерального фонда финансовой поддержки регионов позволит снизить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации с 13 раз в настоящее время до 4 раз. Это позволит сократить региональную дифференциацию в предоставлении субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муниципальных услуг.

Таблица 1 Бюджетные трансферты федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2009 и 2012 годов государственным внебюджетным фондам

 

2007 год

(закон) 

Проект федерального бюджета 

2012 

2009 

2012 

Общий объем трансфертов  государственным внебюджетным фондам (млрд. руб.) 

1060,4 

1353,1 

1515,9 

1840,8 

в % к предыдущему году (в сопоставимых данных) 

116,0 

127,6 

112,0 

121,4 

в том числе: 

       

Трансферты Пенсионному  фонду Российской Федерации 

959,7 

1280,3 

1456,4 

1801,4 

в % к предыдущему году (в сопоставимых данных) 

115,6 

127,3 

113,8 

123,7 

Трансферты Фонду социального  страхования Российской Федерации 

27,3 

27,2 

28,1 

35,0 

в % к предыдущему году (в сопоставимых данных) 

187,0 

134,7 

103,3 

124,6 


 

Ассигнования федерального бюджета  на выплату базовой части пенсии трудовой пенсии составят:

· на 2012 год - 707,7 млрд. рублей (126,4% к уровню 2007 года);

· на 2009 год - 876,6 млрд. рублей (123,9% к уровню 2007 года);

· на 2012 год - 1033,0 млрд. рублей (118,0% к уровню 2007 года).

На среднесрочную перспективу  предусматривается доведение размера  социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.

Для достижения этой цели в 2012 году предусматривается индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля на 7% и повышение ее размера с 1 августа - на 14,6%, в 2009 году соответственно с 1 апреля - 6,8% и с 1 октября - на 18,2%, в 2012 году - индексация с 1 апреля на 6,5%.

В результате прогнозируемого повышения  пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года должен превысить прожиточный  минимум пенсионера на 3,5%, в 2012 году - на 1,3%.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда в 2012 году направляются средства в сумме 184,6 млрд. рублей, в 2009 году - 149,1 млрд. рублей, в 2012 году - 251,6 млрд. рублей.

В материалах к проекту федерального бюджета на 2012-2012 годы отмечается, что объем субсидий по осуществлению мер социальной поддержки тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий определен исходя из численности соответствующих категорий граждан и размера ежемесячной денежной выплаты, установленной на соответствующий год, рассчитанной исходя из перечня льгот, установленных этим категориям граждан, сложившейся по состоянию на 1 января 2007 года. Объем субсидий по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда определен исходя из численности граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по состоянию на 1 января 2007 года, и уровня софинансирования в размере 20%.

2.  Расходы на реализацию делегированного субъектам Российской Федерации полномочия Российской Федерации по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате 50 процентов жилищно-коммунальных услуг (в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах») предусмотрены в 2012 году - в сумме 90 млрд. рублей, в 2009 году - 97 млрд. рублей, в 2012 году - 108,5 млрд. рублей.

Указанные расходы рассчитаны, исходя из федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади  жилья в месяц с учетом роста  платных услуг населению в  соответствующем году, социальной нормы  площади жилого помещения в размере 18 кв. метров на одного гражданина и численности граждан, имеющих право на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

3.  Расходы на финансовое обеспечение делегированного полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах», с 2006 года включены в состав национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Объем ассигнований на указанные цели предусматривается в 2012 году - в сумме 5,9 млрд. рублей, в 2009 году - 6,3 млрд. рублей, в 2012 году - 6,7 млрд. рублей. Прирост составляет соответственно 13,4%, 6,7% и 6,3%.

 

1.3. Доходы населения

В 2012-2012 годах намечается сохранить относительно высокие темпы роста реальных доходов населения с учетом всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности и предпринимательской деятельности.

Согласно прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов, с учетом которого определены основные макроэкономические параметры проекта федерального бюджета на 2012-2012 годы, фонд заработной платы по сравнению с 2006 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП - в 1,7 раза. В результате должна заметно увеличиться доля фонда заработной платы в ВВП: с 23,2% в 2012 году до 26,3% в 2012 году1.

Справочно. Проектируемый  фонд оплаты труда в стране составит:

· в 2012 году - 8921 млрд. рублей, размер средней заработной платы достигнет 15571 руб. в месяц;

· в 2009 году - 10299 млрд. рублей, размер средней заработной платы достигнет 18094 руб. в месяц;

· в 2012 году - 11771 млрд. рублей, размер средней заработной платы достигнет 20815 руб. в месяц;

Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит не только компенсировать в ближайшие три года рост цен на товары, но и повышать на 8-10% в год реальный рост покупательной способности заработной платы.

Размер среднемесячной заработной платы за 2007-2012 годы в номинальном выражении возрастет в 1,94 раза, с 10728 рублей в 2006 году до 20815 рублей в 2012 году, а в реальном выражении - соответственно в 1,47 раза.

Прогнозируется сближение  опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете  на одного занятого). Если в 2006 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,069, то к 2012 году прогнозируется уменьшение данного показателя до 1,014.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2012-2012 годах продолжается дальнейшее осуществление мер, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. В проекте основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2009 и 2012 годов предусмотрено к 2011 году довести МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом законодательного изменения структуры минимального размера оплаты труда.

Информация о работе Государственные финансы в Российской Федерации: законодательная база и роль в организации функционирования экономики страны.