Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа
Империя была провозглашена по итогам Великой Северной войны русским царём Петром I Великим. Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1721—1728 годах, потом Москва в 1728—1730 годах, затем снова Санкт-Петербург в 1730—1917 годах (в 1914 город был переименован в Петроград). Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке.
Введение 3
1.История Российской Империи 4
2.Земледелие 9
3.Железные дороги 10
4.Промышленность 11
4.1. Рост Промышленности 12
4.2. Доли в мировом промышленном производстве, %% 13
5.Ценные бумаги Российской империи 17
6. Налоги с 1861 – 1892гг 21
6.1. Налоги в период с 1892 – 1917гг. 23
7. Российская империя в XVIII веке. 30
8. Российская империя в ХХ веке. 31
Заключение 32
Литература 33
Тем не менее, сохраняется значительное
отставание от западных стран в силу огромной
разницы «стартовых позиций». Активная
индустриализация Англии началась во
второй половине XVIII века, США — в начале
XIX, России — фактически в последней четверти
XIX. Доля США в мировом промышленном производстве
на 1913 год составляла 35,8 %, увеличившись
с 28,6 % в 1881 году. В абсолютных цифрах Россия
на 1913 год производила в 2,6 раза меньше,
чем Англия, и в 3 раза меньше, чем Германии. Огромный рост населения привёл
к тому, что среднедушевые показатели
предвоенной Российской империи выглядели
уже гораздо хуже. При том, что Россия на
1913 год составляла 5,3 % мировой промышленности,
её доля в мировом населении была 10,2 %. По
уровню промышленного производства на
душу населения Россия уже серьёзно уступала
передовым державам. Так, в 1910 году потребление
угля на душу населения в России составляло
4 % от американского, а стали — 6,25 %. По промышленному
производству на душу населения империя
в среднем уступала своим западным национальным
окраинам — Финляндии (Великое княжество
Финляндское) и Польше (Привислинский
край).
На 1912 год национальный доход
на душу населения в России составлял
110 руб золотом, в Германии — 300 руб, в Англии —
500, США — 720. Рост был прерван мировым экономическим
кризисом 1899—1903, в течение которого закрылось
около 3 тыс. фабрик и заводов. Кризис содействовал
дальнейшей концентрации производства,
образованию крупных синдикатов (Продамет,
Продпаровоз, Продвагон). Значительно
усиливаются позиции иностранного капитала,
в первую очередь, французского.
Бурный рост промышленности
в конце XIX — начала XX веков вызывает сопротивление
правоконсервативных кругов. Они отстаивают
необходимость прекращения массового
железнодорожного строительства, сворачивания
индустриализации и отмены золотого стандарта.
По их мнению, золотой стандарт означает
массовый приток в империю иностранного
капитала. По мнению М. Степанова, «страшный
наплыв к нам евреев и других иностранных
финансистов, банкиров, ажиотёров, спекулянтов,
присоединение к ним всякого звания русских
финансовых дельцов и купное их всех быстрое
обогащение ясно доказывают, что финансистам
вполне дозволено почитать кредит в России
не государственным богатством, — а товаром…Верховной
российской власти, необходимо опомниться
и вернуть кредитные операции в исключительное
ведение государства, иначе ему грозит
вырождение в буржуазно-плутократический
режим».
Проводником консерваторов
становится министерство внутренних дел,
в своих аналитических записках императору
отстаивающее отмену золотого стандарта
(то есть фактически отмену конвертируемости
рубля), и остановку индустриализации
из опасения перед большой концентрацией
рабочих. Характерными являются статьи
князя Мещерского, требовавшего приоритета
сельского хозяйства над промышленностью,
которая, по его мнению, бесполезна и лишь
высасывает ресурсы из деревень в ущерб
их интересам: «В эти 40 лет мы отняли
от земли все почти деньги, все почти умственные
силы, изнурив землю и разрушив все виды
земельного хозяйства, и получили взамен
к началу нового столетия в придачу к разорённому
земледелию — висящие на нитке банки и
постепенно суживающие своё производство
фабрики и заводы…Земледелие умирает,
земледельцы разорены, и, вследствие этого,
мануфактура, раздутая на счёт земледелия,
начинает падать и разоряться за неимением
заказчиков и покупателей…А завтра отмените
протекционизм, и три четверти наших фабрик
закроются».
Развитие заводов, по мнению
консерваторов, лишь приводит к сворачиванию
традиционных кустарных производств,
которые, как им казалось, ничуть не хуже.
Погоня за заведомо более развитыми индустриальными
державами ими воспринималась, как «химера»,
а преобладание в экспорте хлеба их ничуть
не смущало («держать всю хлебную торговлю в Европе
в руках и ставить Европу в полную зависимость
от нашего хлебного богатства»).
Очевидное недовольство рабочих
князь Мещерский не мог понять, и объяснял
лишь «гипнозом таинственных провокаторов».
С его точки зрения, рабочим было абсолютно
нечем возмущаться, так как «нравы отношений
хозяина к рабочим почти всегда патриархальны». С явной неприязнью относились
консерваторы к массовому строительству
железных дорог. Князь Мещерский: «железная
дорога убивает все до неё бывшие народные
ресурсы промысла и заработка там, где
она проходит: село, деревня, местечко —
всё беднеет и рушится». К. Н. Леонтьев: «Мирные
изобретения (телефоны, железные дороги
и т. д.) в 100 раз вреднее изобретений боевой
техники. Последние убивают много отдельных
людей, первые убивают шаг за шагом всю
живую органическую жизнь на земле.». По
мнению народнического экономиста Н. Ф. Даниельсона,
«железные дороги, наряду с коммерческими
банками, являются главнейшими насосами,
перекачивающими ресурсы из деревни в
город и обеспечивающими благоденствие
капиталистических сегментов экономики
за счёт обнищания и деградации крестьянства».
Ещё агрессивнее князь Мещерский
высказывался в обращении к министру финансов
Витте по поводу золотого стандарта: «это
масонский замысел», «евреи станут хозяевами
денег в России вместо вас, и вы обратитесь
из русского министра финансов в их приказчика».
Взамен предлагалось печатать сколько
угодно необеспеченных бумажных денег:«когда
нужны деньги, поступать казне так: выпустить
столько, сколько нужно кредитных билетов»,
«Нужны деньги, должны быть деньги, как
только эти деньги нужны для блага государства
и интересов правительства…Жжём ли мы
кредитные билеты или делаем мы их, где
Европе это знать и проверять».
Противоположную сторону возглавляло
министерство финансов (которое консерваторы
называют «красным»), отстаивающее золотой
стандарт и индустриализацию. За счёт
развития промышленности предполагалось
поправить расстроенные финансы империи,
кроме того, индустриализации также требовало
ведение современных войн. Оппонент князя
Мещерского, Н. В. Щелгунов, иронизирует
над ним: «Упал курс нашего
рубля и никак не хочет поправляться, „Гражданин“
говорит так: так как курс уронили купцы,
евреи, банкиры и шалопаи, то воспретить
вывоз за границу кредитных билетов, изъять
из обращения посредством замены старого
образца новым кредитные билеты, воспретить
пересылку по почте в рекомендованных
и ценных пакетах всяких денежных знаков,
ограничить выезд и пребывание за границей
без научной цели всех русских, а эмиграцию
преследовать военно-уголовным судом,
как измену государству».
На 1913 год, несмотря на быстрый
рост промышленности, Россия всё ещё остаётся
крестьянской страной. В городах проживает
около 16 % населения, численность фабрично-заводских,
горных и железнодорожных рабочих доходит
до 4.2 млн. чел. В то же время в Германии
на 1907 городское население составляет
43,7 %, в Англии на 1911 — 51,5 %. При росте промышленности общее
количество фабрик и заводов даже сокращается
за счёт более высокой концентрации. По
масштабам концентрации промышленного
производства Россия обгоняет Германию
и США. Так, на 1890 год около 50 % российских
индустриальных рабочих были сосредоточены
на заводах с числом рабочих более 500, в
то время как в США — 33 %. Одна треть российских
рабочих при этом находилась на предприятиях
числом более 1000 рабочих. Высокая концентрация рабочих
создаёт в крупных индустриальных городах
всё более взрывоопасную атмосферу. Рабочие
проявляют значительное недовольство
условиями своего труда. Часть этих требований со временем
удовлетворяется; так, в 1884 запрещается
выплачивать зарплату купонами, ограничивается
наиболее грубый произвол владельцев
фабрик. С 1903 появляется государственное
страхование рабочих на случай утраты
трудоспособности, однако оно распространяется
на небольшое меньшинство предприятий.
Вводится ограничение рабочего
дня в 11,5 часов, однако рабочие требуют
8 часового рабочего дня. Он вводится явочным
порядком только после Февральской революции.
Более высокая, чем в деревнях,
грамотность рабочих, их высокая концентрация
и низкий уровень жизни создаёт благодатную
почву для радикальной социалистической
агитации. Процент стачек с политическими
требованиями возрастает с 20 % (1900—1902) до
50 % (1903—1904). С 1897—1901 года рабочие начали
выдвигать требования объявить 1 мая праздничным
днём. Массовые стачки в Петербурге в 1896—1897
получили название «Петербургской промышленной
войны».
Вплоть до начала XX века в России
запрещаются профсоюзы. С 1901 года под патронажем
полковника полиции и бывшего революционера
С. В. Зубатова начинают формироваться так
называемые «полицейские» профсоюзы,
закрытые после «Кровавого воскресенья»
1905 года.
7 мая 1901 года забастовка на
Обуховском заводе в Петербурге приводит
к вооружённым столкновениям с полицией
(«Обуховская оборона»), разогнавшей 3,5
тыс. бастующих. 800 рабочих арестованы,
29 приговорены к каторге. В ноябре 1902 казаками
разогнана забастовка в Ростове-на-Дону,
13 марта 1903 расстреляна забастовка в Златоусте.
В июле — августе 1903 происходит Всеобщая
стачка, охватившая 200 тыс. рабочих.
В петиции, поданной царю «Собранием
русских фабрично-заводских рабочих г.
Санкт-Петербурга», возглавлявшемся священником
Георгием Гапоном, в 1905 году, помимо экономических
требований (замена косвенных налогов
прямым подоходным налогом, введение 8-часового
рабочего дня) заключались и политические:
созыв Учредительного собрания, прекращение
войны с Японией. Подобные требования
были восприняты императором, как возмутительный
бунт («мятежною толпою заявлять Мне о своих
нуждах — преступно»), а ответственность
за расстрел демонстрации была возложена
правомонархистскими консерваторами
на неизвестных «провокаторов», якобы
стрелявших по оцеплению, и которых никто
не видел.
В 1905 году забастовки охватывают
до полутора миллионов рабочих. 75 % из них
носят политический характер. Волнения
перекидываются на деревню, и в небольшой
степени на армию и военный флот — 14 июня
1905 взбунтовался броненосец «Князь Потёмкин»,
11 ноября — крейсер «Очаков». 2 декабря
взбунтовался 2-й гренадёрский Ростовский
полк, всего в армии происходит 89 выступлений.
В 1912 году расстреляна забастовка рабочих
приисков на реке Лене (Ленский расстрел 1912 года), недовольных
тяжёлыми бытовыми условиями.
С 1906 года в империи легализуются
профсоюзы.
5.Ценные бумаги Российской империи
Возникновение российского рынка ценных бумаг исторически восходит к эпохе правления Екатерины II, когда в 1769 г. Россией был размещен в Голландии (Амстердаме) первый государственный внешний заем. В дальнейшем государство продолжало регулярно покрывать свои потребности в финансовых ресурсах за счет размещения крупных займов на зарубежных рынках.
Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились в период правления Александра I в связи с известным Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. В 1817 г. была сформирована Государственная комиссия погашения долгов, в ведении которой находились государственные процентные бумаги. Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых с дополнительным премиальным 1% (грация), проценты выплачивались ежегодно. Их доходность была выше, нежели предоставляемая государственными кредитными конторами, поскольку кредиты в силу традиций и ряда других факторов пользовались повышенным доверием широкой публики. Государственные облигации принимались в качестве залогов, откупов, казенных сборов и пошлин, что также способствовало повышению их привлекательности. Государство регулярно использовало и этот канал привлечения финансовых ресурсов в казну, однако покрытие дефицита бюджета за счет него не превышало 10% вплоть до середины XIX в. Основная доля поступлений в казну шла за счет внешних займов. С этого времени российские государственные облигации начали активно обращаться на биржевом и внебиржевом рынках страны. В течение XIX и в начале XX в. российский бюджет отличался хроническим дефицитом; государство систематически эмитировало облигации: именные и предъявительские, купонные и бескупонные и др. Именные облигации могли конвертироваться в предъявительские, и наоборот, при участии Государственной комиссии погашения долгов. Государство стимулировало развитие рынка именных облигаций, поэтому конверсия предъявительских бумаг была бесплатной для их владельцев, в то время как обратная процедура требовала определенных расходов.
По периоду обращения облигаций государственные займы Российской империи делились на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные:
· Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом выступало Министерство финансов. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход.
· К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты, период обращения которых составлял 4 и 8 лет для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб. Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а последующие - 4%. Они имели льготы по налогообложению дохода и принимались Государственным банком и Казначейством во все виды платежей по номинальной стоимости. Билеты Государственного казначейства сохраняли свою платежеспособность на протяжении еще 10 лет после завершения установленного при эмиссии срока обращения и по существу выполняли функции процентных денег.
· Долгосрочные облигации
в России выпускались на период 50
- 80 лет и более и вместе с
бессрочными займами занимали доминирующее
положение в структуре
· Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход, т.е. ренту, однако правительство имело право погашать их по номинальной стоимости. Такая процедура могла проходить тиражами с обязательным предъявлением бумаг к погашению или путем их свободной скупки на бирже. Последний вариант объясняет очень длительное обращение отдельных выпусков российских бессрочных бумаг, эмитированных еще в начале XIX в.
Появление на российском рынке акций и частных облигаций в период правления Николая I связано с принятием в 1836 г. Закона о промышленных обществах. Объем оборота новых видов ценных бумаг в России долгое время оставался незначительным в сравнении с государственными облигациями, а также по отношению к развитым зарубежным рынкам. Это было связано с традиционным относительно слабым развитием частного предпринимательства в стране: в начале XX в. в России насчитывалось всего лишь немногим более 1,5 тыс. акционерных компаний. На рынке в основном котировались акции железных дорог, коммерческих и земельных банков, а также нефтяных, металлургических и страховых компаний. Согласно действовавшему общему законодательству акции являлись именными ценными бумагами. Тем не менее в соответствии с уставами акционерных компаний зачастую эмитировались предъявительские акции, доминируя в обороте этого сегмента рынка.
В третьей четверти XIX в., в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов, т.е. местных органов власти. Их привлекательность, несмотря на повышенную доходность, существенно уступала государственным облигациям. Они имели хождение, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, а также обладали довольно длительными сроками обращения - до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная их часть размещалась за границей. В начале XX в. более 60 городов России выпускали местные займы, и подавляющая часть их эмиссии была сосредоточена в нескольких крупных центрах, в частности в Санкт-Петербурге и Москве. Торговля ценными бумагами в Российской империи проводилась главным образом фондовыми отделами товарных бирж и Государственным банком при посредничестве коммерческих банков. Операции с ценными бумагами первых выпусков государственных займов начали проводиться Санкт-Петербургской товарной биржей, а затем и Московской. Ими были разработаны и использованы на практике первые правила осуществления фондовых операций, которые в последующем были усовершенствованы и распространены на других участников биржевого рынка. Позже к торговле ценными бумагами приобщились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская, Харьковская и др.
Биржевая публика, посещавшая фондовые отделы, делилась на действительных членов, постоянных посетителей, представителей Министерства финансов и гостей. Действительными членами были агенты банковских учреждений и отдельные лица, обладавшие промысловыми свидетельствами первого разряда на проведение банкирских операций. Они без посредничества фондовых маклеров могли заключать биржевые сделки, используя своих уполномоченных и подручных. Постоянными посетителями были лица, обладавшие промысловыми свидетельствами первой купеческой гильдии и наделенные правом заключения сделок только при посредничестве биржевых маклеров. Представители Министерства финансов осуществляли установленные законом надзорные функции за биржевой деятельностью и проводили сделки с ценными бумагами и валютой от имени и за счет Государственного банка и Казначейства. Гости при наличии рекомендаций действительных членов допускались на биржу без права заключения сделок. Прочая публика, как правило, мелкие инвесторы, не имея доступа на биржу, могла осуществлять фондовые сделки через посредников, открывая специальные счета в банках для оплаты необходимых расходов и зачисления полученных доходов. Деятельностью фондовых отделов товарных бирж руководили советы, избираемые на общих собраниях действительных членов, персональный состав которых подлежал утверждению Министерством финансов. Советы разрабатывали и утверждали правила фондовых сделок; принимали решения о допуске ценных бумаг к котировке; устанавливали размеры вознаграждений маклеров; регулировали споры по сделкам; определяли порядок проведения общих собраний и др.
Маклеры, назначаемые на должность Министерством финансов по представлению советов фондовых отделов бирж, выполняли исключительно посреднические функции. Их вознаграждение по основным видам ценных бумаг составляло 0,1% суммы сделки с каждого ее участника. Информация по совершенным сделкам обобщалась котировочной комиссией для составления сводных бюллетеней котировок ценных бумаг, которые публиковались в Биржевых ведомостях и Торгово-промышленной газете, а также представлялись в Министерство финансов.
Начало Первой мировой войны ввергло фондовый рынок Российской империи в глубокий кризис. Наметившаяся к середине 1915 г. тенденция оживления деятельности из-за политической нестабильности в стране не привела к полному восстановлению фондового рынка. После Февральской революции 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. При этом ставка была сделана на осуществление внутренних заимствований. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощен порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что позволило относительно его стабилизировать.
Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении Займа свободы 1917 г. - первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой. Одновременно были предприняты попытки выпуска выигрышного и железнодорожного займов, но они также не имели успеха. Еще одной неудачной и последней попыткой Временного правительства стал проект принудительного «Российского государственного 5,5 - процентного военного ликвидационного займа 1917 г.» сроком на 20 лет и объемом в 10 млрд. руб. Заем был предназначен для подписки среди строго определенных категорий физических и юридических лиц - в большей части представителей крупного капитала. Облигации могли приниматься в залог, доходы по ним освобождались от налога; предполагалось их свободное обращение на внутреннем рынке. Однако правительство не решилось на реализацию займа, поскольку из-за эскалации военных действий и крупных неудач на фронте его успех стал нереальным.
Завершая характеристику государственных ценных бумаг Российской империи, следует упомянуть и гарантированные бумаги: акции и облигации российских железнодорожных компаний, имевшие срочные или бессрочные правительственные гарантии, которые обеспечивали их держателям безусловное получение в срок установленных процентов и минимальных дивидендов. Такая практика позволяла стимулировать привлечение капитала, особенно иностранного, в частный сектор экономики страны.
6.Налоги с 1861 – 1892гг.
С именем Александра II, российского императора с 1855, связаны самые значительные преобразования в экономической и политической жизни России XIX столетия. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 г.
19 февраля 1861 г. Александром II были утверждены Положения о крестьянах, а 5 марта того же года состоялось торжественное объявление «воли». Крепостные крестьяне были освобождены от крепостной зависимости с землей, но наделы были во многих местах урезаны соответственно особым нормам. Земля отдана была крестьянам в постоянное пользование с уплатой за нее определенного сбора. Оброки эти могли быть выкуплены по добровольному соглашению крестьян с помещиками при помощи особой кредитной операции, причем помещики получали от казны всю выкупную сумму, а крестьяне уплачивали казне рассроченные на 49 лет выкупные платежи.
В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли, 3) устанавливается подомовый налог, 4) вводятся налоги и сборы земств, 5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак.
Информация о работе Государственные доходы Российской Империи