Государственные ценные бумаги Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные - в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.
В последние годы стал быстро развиваться российский рынок государственных ценных бумаг.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………..3
1.1. Общая характеристика государственных ценных бумаг……………...…..4
1.2. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации……...11
1.3. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг………………………...16
1.4. Виды государственных ценных бумаг России
и их характеристика………………………………………………………………..…20
1) ГКО ………………………………………………………………………………....20
2) ГДО ………………………………………………………………………………....23 3) Золотые сертификаты ……………………………………………………….…….24 4) ОВВЗ …………………………………………………………………………….….25
5) ОФЗ …………………………………………………………………………………25
6 ) СБН ………………………………………………………………………………...26
Выводы …….. ………………………………………………………………………...27

II. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны

2.1. Роль финансов в революционных преобразованиях…………………………...29

2.2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях……..31

2.3. Социальные реформы и финансы……………..………………………………...35

Выводы……………………………………….………………………………………..37

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Финансы денежное обращение кредит.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999  на Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период,  прошедший  с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный доход в зависимости от срока приобретения сертификата.

От налога  освобождались процентный квартальный доход и разница между ценой первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально прибыль от перепродажи становилась объектом налогообложения.

Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена первичного размещения.

 

4) Облигации  внутреннего  валютного   займа.

 

В результате банкротства  Банка внешнеэкономической  деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения  от 1 до 15 лет.  Эмитентом облигаций выступает  Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.

Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.

 

5) Облигации   федерального   займа (ОФЗ).

 

ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации, потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО,  цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий - с исключительно низкой).

 

6) Сберегательная   бумага   для    населения (СБН)

 

Внешне это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения прибавляется ещё один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла выпускать, т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.

Выводы

 

В качестве выводов необходимо отметить, что большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры.

Рынок государственных ценных бумаг во втором квартале 2006 года имел следующую динамику. Сумма внутреннего долга, оформленная в государственных ценных бумагах - государственных краткосрочных облигациях (ГКО) и государственных среднесрочных казначейских обязательствах (ГСКО) на 1 июля 2006 года уменьшилась почти на 1% по отношению к 1 января 2006 года. Оборот вторичных торгов за первое полугодие 2006 года увеличился значительно - на 50%.

За 1 полугодие 2006 года на рынке государственных краткосрочных облигаций был проведен 1 аукцион по размещению ГКО со сроком обращения 1 год. На вторичном рынке проведено 124 торга. Стоимость ГКО, находящихся в обращении на 1 июля 2006 года составила 32,34% от аналогичного показателя на 1 января 2006 года. Доля краткосрочного внутреннего долга в общем объеме государственного долга продолжает уменьшаться с одновременным увеличением доли среднесрочного. На 1 июля 2006 года это соотношение составило 10,4% и 89,6%, на 1 января 2006 года соответственно 32% и 68%. За все время функционирования рынка ГКО с 1996 года было эмитировано 293 выпуска с различными сроками обращения: 36 выпусков со сроком обращения 3 месяца, 105 выпусков со сроком обращения 6 месяцев, 73 выпуска со сроком обращения 9 месяцев и 79 выпусков облигаций со сроком обращения 12 месяцев. На 1 июля 2006 года в обращении находилось 5 выпусков ГКО. В течение первого полугодия 2006 года было погашено 8 выпусков ГКО.

Сумма внутреннего долга оформленная в ГСКО, на 1 июля 2006 года увеличилась более чем на 30% по отношению к 1 января 2006 года. Данный сегмент финансового рынка продолжает динамично развиваться, сейчас объем рынка ГСКО более чем в 8 раз превышает объем рынка ГКО. В течение первого полугодия 2006 года было проведено 15 аукционов по размещению ГСКО со сроком обращения 546 дней (18 месяцев). На рынке проведено 112 вторичных торгов, оборот вторичных торгов вырос в 1,5 раза.

За период с 2003 года было эмитировано 52 выпуска ГСКО . На 1 июля 2006 года в обращении находилось 32 выпуска, в течение первого полугодия 2006 года было погашено 12 выпусков ГСКО. Соотношение оборотов первичного и вторичного рынков на 1 июля текущего года составило 47% и 53%. Выручка от размещения ГСКО выросла за первый квартал на 30%.

В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.

В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.

В процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные  фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны

2.1. Роль финансов в революционных преобразованиях

 

              Общественный прогресс предполагает две формы развития – революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим.

              Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.

Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества –его работников.

              Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека. Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.

              Финансы способствуют появлению новых политических движений и партий, обеспечивают эффективное их участие в общественной жизни, революционном преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как партия использует систему доходов и расходов для укрепления своего организационного единства, широкого распространения своих программных взглядов среди различных социальных групп и общественных движений.

              Кроме подготовки объективных и субъективных факторов революции финансы играют важную роль в обострении противоречий (экономических, социальных и политических), ускоряющих революционные процессы. Объективно способствуя зарождению и развитию прогрессивных явлений во всех сферах общественной жизни, финансы не обеспечивают полной автоматической реформации или отмирания устаревших экономических и государственных структур, передачи власти другим общественным силам и политическим партиям. На этой основе обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их разрешения при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция.

              Революция –это определённая совокупность политических, экономических и социальных мероприятий, направленных на радикальное переустройство общественной жизни и закрепление победы более совершенной общественно-экономической системы. Важным элементом экономических преобразований в ходе революции является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех сферах общественной жизни.

              Финансовая программа революции должна обеспечить радикальные преобразования экономической основы жизни страны. Для этого в ней необходимо предусмотреть такие изменения в области финансов, которые создавали бы возможность формирования финансового капитала, стимулирующего ускоренное развитие прогрессивных экономических форм. Данная программа нацелена на переустройство социальной структуры общества.

Финансовая сторона жизни общества является в руках победивших революционных сил мощным рычагом коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. При этом часть положений программы меняется в зависимости от исходных финансово-экономических условий, конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция (финансовый кризис, относительно благополучное финансовое положение старого политического режима и т.п.).

              Финансовая программа социальной революции направлена на решительную демократизацию финансовой системы. В ходе революции предусматриваются глобальные изменения в налоговой политике и расходах государственного бюджета; происходит укрепление и развитие местных бюджетов, упорядочение отношений в области государственного кредита, демократизация финансов государственных предприятий; система имущественного страхования ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, развивается система социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся.

Налоговая политика пересматривается в направлении обеспечения большого участия в формирования доходов бюджета состоятельных слоёв общества и предоставлении определённых льгот малоимущим группам населения. При недостаточности регулярных налоговых поступлений возможно использование чрезвычайных налогов. В области расходов государственного бюджета упраздняются статьи затрат, происходит переориентация расходов на хозяйственные и социальные потребности за счёт сокращения инвестиций на непроизводительные цели. На основе роста поступления доходов и строгого соблюдения режима экономии в расходах достигается бюджетное равновесие. Принимаются меры к развитию местных бюджетов, чётко определяются источники их доходов и бюджетные права местных органов власти.

Информация о работе Государственные ценные бумаги Российской Федерации