Государственные ценные бумаги Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные - в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.
В последние годы стал быстро развиваться российский рынок государственных ценных бумаг.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………..3
1.1. Общая характеристика государственных ценных бумаг……………...…..4
1.2. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации……...11
1.3. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг………………………...16
1.4. Виды государственных ценных бумаг России
и их характеристика………………………………………………………………..…20
1) ГКО ………………………………………………………………………………....20
2) ГДО ………………………………………………………………………………....23 3) Золотые сертификаты ……………………………………………………….…….24 4) ОВВЗ …………………………………………………………………………….….25
5) ОФЗ …………………………………………………………………………………25
6 ) СБН ………………………………………………………………………………...26
Выводы …….. ………………………………………………………………………...27

II. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны

2.1. Роль финансов в революционных преобразованиях…………………………...29

2.2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях……..31

2.3. Социальные реформы и финансы……………..………………………………...35

Выводы……………………………………….………………………………………..37

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Финансы денежное обращение кредит.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Как было отмечено ранее, основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

- более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

- более высокая надежность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Механизм выпуска и обращения.

В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации:

- область - республика;

- район - округ;

- город.

Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через один или несколько уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:

- именными и на предъявителя;

- на любые сроки (в том числе сроком на один год);

- без ограничений или с ограничениями по возможности обращения;

- под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);

- купонными и бескупонными;

- в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);

- с фиксированным и колеблющимся процентом;

- отзывные и без права отзыва эмитентом;

- с фондом погашения и без такового;

- с правом обратной продажи и без таковой;

- в качестве зеро-купонов;

- с застрахованными обязательствами перед инвестором и без таковых;

- с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

Рассмотрим классификацию облигаций местных органов власти.

Облигации под общее обязательство о погашении задолженности:

- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.

Облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности:

- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

- облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

Облигации могут выпускаться:

- на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;

- на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

- с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:

а) за счет будущих налогов;

б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;

в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов;

г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;

д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

 

1.2.           Формирование  рынка  ценных  бумаг в  Российской  Федерации

 

Несмотря на определенные трудности формирования рынка ценных бумаг в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и развитию. Прежде всего это касается создания фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж. Однако первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это наполнение осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов.

В результате этого произошло определенное   и с к а ж е н и е   понятия рынка ценных бумаг в России, и в частности, в деятельности фондовой биржи в общепринятом понимании. Торговля ценными бумагами в 1991 — 1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так, в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продаже преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционные сертификаты. При этом происходило нарастание стоимости выпускаемых и предложенных ценных бумаг, которое составило 30 млрд. руб., а с учетом предложения кредитных ресурсов — 33 млрд. руб.

Однако из предложенных 30 млрд. руб. куплено было ценных бумаг всего на сумму 52,1 млн. руб. Биржевая торговля на МЦФБ на 90—95% в 1992 г. держалась в основном на купле-продаже кредитных ресурсов. За девять месяцев 1992 г. предложение денежных ресурсов на МЦФБ достигло 1,8 млрд. руб. Размещено было 730 млн. руб. Из 255 выставленных лотов продано 161, т.е. 63,1%.

Таким образом фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей функции. В результате увеличения процентной ставки Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах. Однако денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный характер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ.

Эта тенденция характерна для всех действующих в РФ фондовых бирж. В основе таких искажений несколько причин.

1) На начальной стадии формирования рынка ценных бумаг ценные бумаги (в основном акции) и сами акционерные общества не отвечали общепринятым международным стандартам. К концу 1992 г. официально зарегистрированных акционерных компаний в России было всего 10%, тогда как остальные находились по существу на нелегальном положении.

2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности.

3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия.

В результате взаимодействия всех этих факторов доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снижалось, что и определило небольшой объем сделок. Кроме того, использование МЦФБ и рядом других бирж метода листинга, т.е. предпродажной проверки акций на обеспеченность активами, вызвало значительный отток акций с рынка. Так, на МЦФБ оборот акций снизился с 400 млн. руб. за первые четыре месяца 1991г. до 18 млн. руб. за соответствующий период 1992 г. В то же время этот процесс носил в определенной степени позитивный характер, поскольку имел очистительный эффект. Большое количество сомнительных акций выбыло из оборота биржи, а некоторые акционерные компании подали заявки на регистрацию своих ценных бумаг.

В результате всех этих противоречивых процессов операции с акциями, которые были официально зарегистрированы, составили всего 0,04% от общего оборота на МЦФБ.

Основной поток выпуска акций на фондовые биржи России обеспечивали коммерческие банки, так как они раньше других юридических лиц, действующих на рынке, начали осуществлять акционирование. За коммерческими банками следовали страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако сравнительно небольшое количество этих компаний давало довольно слабый приток ценных бумаг на биржу. Самое последнее место в обороте фондовых бирж 1992 — 1993 гг. заняли акционерные производственно-промышленные компании, что в основном определялось отставанием процесса приватизации в промышленности и на транспорте на первом этапе разгосударствления собственности.

Несмотря на всю противоречивость деятельности биржевого рынка ценных бумаг следует признать, что фондовая биржа уже на начальной стадии стала барометром экономической и политической жизни в стране.

В условиях жесткой денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г. предложение ценных бумаг на биржах выросло, и наоборот, обещанная правительством широкая приватизация во втором квартале 1992 г. обусловила миграцию денежных средств от ценных бумаг в банковские депозиты. Этому же способствовало ослабление денежно-кредитного регулирования.

Другим позитивным моментом развития рынка ценных бумаг явилось увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Так, к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотен миллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты, и кредитные ресурсы.

Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, а также улучшение технической оснащенности фондовых бирж, что необходимо для повышения эффективности их работы. Так, создание электронных систем на биржах позволяло следить за операциями по 14 параметрам.

На некоторых биржах созданы расчетно-клиринговые центры, способные хранить акции не только в бумажной, но и безбланковой форме, в качестве запасной дискеты на ЭВМ как банк данных.

Большое внимание биржи уделяли оценке или листингу инвестиционных качеств ценных бумаг, повышая требования к эмиссиям и организации публичной отчетности акционерных компаний. Четыре наиболее крупные фондовые биржи — Московская центральная, Московская международная, Санкт-Петербургская и Сибирская использовали листинг, т.е. производили предпродажную проверку акций на предмет обеспеченности реальными активами. Однако критерии такого листинга пока остаются более либеральными по сравнению с аналогичными методами, которые приняты на фондовых биржах западных стран. Предполагается, что в дальнейшем по мере развития рынка ценных бумаг уровень листинга должен повышаться и в конечном итоге будет доведен до мировых стандартов.

Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг явилось установление контактов и кооперативных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались прежде всего для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран.

Были созданы также государственные органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг : Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой вошли представители фондовых бирж, специалисты ЦБР и Минфина, Антимонопольного комитета и Госкомимущества. Минфин определяет нормативы выпуска ценных бумаг, деятельность брокеров и фондовых бирж; ЦБР регулирует нормативы выпуска государственных облигаций.

Информация о работе Государственные ценные бумаги Российской Федерации