Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:58, лабораторная работа
Система социального регулирования является составляющей государственного регулирования. Социальное регулирование представляет собой осуществление государством комплекса мер в таких сферах как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, контроль за добычей полезных ископаемых, атомная энергетика, стандарты безопасности оборудования и т.п., направленных на достижение определенного уровня (стандарта, принятого государством) жизни граждан в широком смысле этого слова. Активное участие государства в процессах, направленных на социальное благополучие граждан, можно рассматривать как процесс построения социально ориентированной экономики через обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов и преимуществ рыночной экономики
сохраняется
благоприятное для
появляется
возможность наиболее эффективного
использования
субъектам
лизинга предоставляются
инвестиционные: хозяйствующему субъекту проще получить требуемое имущество в лизинг, чем ссуду на его покупку, в частности из-за того, что объект лизинга может выступать в качестве залога;
инвестирование в форме имущества снижает риск невозврата средств, поскольку за лизингодателем сохраняются права собственности на это имущество;
лизинг не требует значительной доли собственных средств, как в случае предоставления кредита банком, так как кредит выдается обычно на 75 — 80% стоимости приобретаемого имущества, а лизинг обеспечивает 100%-ную стоимость сделки;
организационно — эксплуатационные: использование предмета лизинга способно приносить немедленный доход (без предварительной оплаты полной стоимости основных фондов), который идет на оплату лизинговых платежей и приносит прибыль лизингополучателю;
сервисные:
лизингополучатель имеет
учетно-бухгалтерские: как правило, расходы по лизингу рассматриваются как текущие затраты со всеми вытекающими последствиями их калькулирования;
лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя, что снижает его налогооблагаемую прибыль;
обычно предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя и не учитывается на балансе лизингополучателя.
Однако практика реализации лизинговых сделок встречает ряд затруднений. Лизинговые операции отличаются значительной сложностью как по разработке приемлемой схемы, согласованию условий сделки, так и по документальному оформлению. Лизингодатель должен обладать значительным собственным капиталом или иметь стабильный доступ к источнику заемных средств, а суммарная стоимость лизинга основных фондов значительно выше, чем цена покупки этого имущества за счет собственных средств или банковского кредита, поскольку включает в себя и вознаграждение лизингодателя.
Не менее важной является роль страхования в регулировании социальной сферы. В условиях рыночной экономики основной принцип регулирования социальных гарантий с использованием страхования состоит в следующем: минимум обеспечивается обязательными видами страхования (основу составляет медицинское), а добровольное страхование обеспечивает гражданину дополнительную страховую защиту (основу составляет добровольное страхование жизни)13.
Регулирование социальных гарантий через страхование имеет ряд преимуществ над бюджетным: достигается строго целевое использование средств страхового фонда, нет углубления бюджетного дефицита, а следовательно ускорения инфляционных процессов, от которых в первую очередь страдают наименее защищенные категории граждан. Кроме того, страхование гарантирует индивидуальную, адресную социальную поддержку каждому гражданину, и по его желанию в соответствии с материальными возможностями обязательное страхование может быть дополнено добровольным.
Использование страхования при реализации государственных социальных программ имеет не только социальное, но и макроэкономическое значение. Регулируя посредством страхования благосостояние граждан, государство обеспечивает сохранение определенного уровня потребительского спроса. А как известно, платежеспособный спрос населения является одним из основных факторов развития рыночной экономики.
В наибольшей степени это относится к медицинскому страхованию, так как среди других видов страхования ему в наибольшей мере присуща социальная роль, на его основе в развитых странах строится вся система здравоохранения. Не менее важно страхование рент, пенсий, пособий и других выплат социально незащищенным категориям граждан. В развитых странах страховой защите подлежат также объекты культуры (исторические и культурные памятники, предметы искусства и т. д.), это имеет большое значение в сфере гуманитарных отношений.
Страховая
отрасль может использоваться государством
в регулировании занятости
Простейший
способ использования страхования
в государственном
Здесь возникают две проблемы: первая заключается в том, чтобы определить долю обязательного страхования в общем объеме страховых операций, а вторая - выбор конкретных видов страхования, которые требуют обязательной формы проведения. От этого будет зависеть характер использования обязательного страхования как инструмента государственного регулирования в той или иной экономической ситуации.
Наиболее характерный пример использования государством обязательного страхования - обязательное медицинское страхование. Финансирование необходимого минимума медицинского обслуживания граждан может осуществляться либо за счет бюджетных средств, либо за счет обязательного медицинского страхования, но всегда является важнейшим элементом государственной политики в области охраны здоровья граждан. Обязательному медицинскому страхованию по сравнению с другими видами страхования в наибольшей степени присуща социальная функция, с его помощью осуществляется медицинское обслуживание наиболее нуждающихся в нем и социально уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов и т.д. Многие страны перешли от бюджетного финансирования здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования. Это обеспечивает строго целевое использование обязательных взносов и позволяет реализовывать социальные гарантии населению по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи. Таким образом, при помощи обязательного медицинского страхования регулируется не только уровень бюджетных расходов на здравоохранение, но и социальные аспекты.
Особую регулирующую нагрузку несет добровольное долгосрочное страхование жизни. Будучи из всех видов страхования наиболее приближенным к категории кредита, этот вид используется государством для косвенного регулирования денежной массы и борьбы с инфляцией наряду с другими кредитно-денежными регуляторами.
В России на сегодняшний день накопительное страхование жизни практически не проводится. Рынок личного страхования формировался в крайне сложных макроэкономических условиях (экономический кризис, инфляция, падение уровня жизни населения), что на начальном этапе лишило государство этого важного регулирующего инструмента.
Важное регулирующее значение могут иметь и такие виды страхования, как страхование депозитов, страхование сельскохозяйственных предприятий и другие. Вообще регулирующее влияние на экономику оказывают абсолютно все направления деятельности страховщиков и все виды страхования.
Таким
образом, наличие эффективной системы
государственного регулирования страхового
дела является необходимым условием использования
страхования как экономического регулятора.
Кроме того, необходимость государственного
регулирования страхования связана с
тем, что страхование является общественно-необходимым
элементом общественного хозяйства, а
интересы общества в целом всегда представляет
государство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в работе инструменты регулирования социальной политики государства требуют незамедлительного применения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.
Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.
Поэтому попробуем сформулировать основные направления, по которым следует оценивать результаты деятельности государства в социальной сфере:
· Число людей, получивших помощь;
· Число людей, удовлетворенных полученной помощью;
· Сумма средств, выделенных на социальный проект;
· Доля средств, пошедшая на организационные расходы;
· Доля средств, израсходованных по целевому назначению;
·
Актуальность решаемой проблемы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Государственное регулирование социальных процессов