Государственное регулирование социальных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:58, лабораторная работа

Краткое описание

Система социального регулирования является составляющей государственного регулирования. Социальное регулирование представляет собой осуществление государством комплекса мер в таких сферах как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, контроль за добычей полезных ископаемых, атомная энергетика, стандарты безопасности оборудования и т.п., направленных на достижение определенного уровня (стандарта, принятого государством) жизни граждан в широком смысле этого слова. Активное участие государства в процессах, направленных на социальное благополучие граждан, можно рассматривать как процесс построения социально ориентированной экономики через обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов и преимуществ рыночной экономики

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование социальных процессов.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     сохраняется благоприятное для хозяйствующего субъекта соотношение между собственной  и заемной частями в основном капитале;

     появляется  возможность наиболее эффективного использования производственного  капитала;

     субъектам лизинга предоставляются различные  налоговые льготы;

     инвестиционные: хозяйствующему субъекту проще получить требуемое имущество в лизинг, чем ссуду на его покупку, в  частности из-за того, что объект лизинга может выступать в  качестве залога;

     инвестирование  в форме имущества снижает  риск невозврата средств, поскольку  за лизингодателем сохраняются права  собственности на это имущество;

     лизинг  не требует значительной доли собственных  средств, как в случае предоставления кредита банком, так как кредит выдается обычно на 75 — 80% стоимости приобретаемого имущества, а лизинг обеспечивает 100%-ную стоимость сделки;

     организационно  — эксплуатационные: использование  предмета лизинга способно приносить  немедленный доход (без предварительной  оплаты полной стоимости основных фондов), который идет на оплату лизинговых платежей и приносит прибыль лизингополучателю;

     сервисные: лизингополучатель имеет возможность  воспользоваться большим объемом  сопутствующих сервисных услуг  по страхованию, транспортировке, монтажу, обучению и сервисному обслуживанию предмета лизинга;

     учетно-бухгалтерские: как правило, расходы по лизингу  рассматриваются как текущие  затраты со всеми вытекающими  последствиями их калькулирования;

     лизинговые  платежи относятся на издержки производства лизингополучателя, что снижает его налогооблагаемую прибыль;

     обычно  предмет лизинга учитывается  на балансе лизингодателя и не учитывается на балансе лизингополучателя.

     Однако  практика реализации лизинговых сделок встречает ряд затруднений. Лизинговые операции отличаются значительной сложностью как по разработке приемлемой схемы, согласованию условий сделки, так и по документальному оформлению. Лизингодатель должен обладать значительным собственным капиталом или иметь стабильный доступ к источнику заемных средств, а суммарная стоимость лизинга основных фондов значительно выше, чем цена покупки этого имущества за счет собственных средств или банковского кредита, поскольку включает в себя и вознаграждение лизингодателя.

     Не  менее важной является роль страхования в регулировании социальной сферы. В условиях рыночной экономики основной принцип регулирования социальных гарантий с использованием страхования состоит в следующем: минимум обеспечивается обязательными видами страхования (основу составляет медицинское), а добровольное страхование обеспечивает гражданину дополнительную страховую защиту (основу составляет добровольное страхование жизни)13.

     Регулирование социальных гарантий через страхование  имеет ряд преимуществ над  бюджетным: достигается строго целевое использование средств страхового фонда, нет углубления бюджетного дефицита, а следовательно ускорения инфляционных процессов, от которых в первую очередь страдают наименее защищенные категории граждан. Кроме того, страхование гарантирует индивидуальную, адресную социальную поддержку каждому гражданину, и по его желанию в соответствии с материальными возможностями обязательное страхование может быть дополнено добровольным.

     Использование страхования при реализации государственных  социальных программ имеет не только социальное, но и макроэкономическое значение. Регулируя посредством страхования благосостояние граждан, государство обеспечивает сохранение определенного уровня потребительского спроса. А как известно, платежеспособный спрос населения является одним из основных факторов развития рыночной экономики.

     В наибольшей степени это относится  к медицинскому страхованию, так  как среди других видов страхования  ему в наибольшей мере присуща  социальная роль, на его основе в  развитых странах строится вся система здравоохранения. Не менее важно страхование рент, пенсий, пособий и других выплат социально незащищенным категориям граждан. В развитых странах страховой защите подлежат также объекты культуры (исторические и культурные памятники, предметы искусства и т. д.), это имеет большое значение в сфере гуманитарных отношений.

     Страховая отрасль может использоваться государством в регулировании занятости населения  и борьбы с безработицей. Здесь  речь идет не только о том, что возмещая ущерб от страховых случаев, страховые компании предотвращают длительные перерывы в производстве и массовые увольнения, но и о страховых компаниях как работодателях. В развитых странах деятельность страховых компаний способствует поддержанию занятости как через постоянное создание новых рабочих мест штатных специалистов, так и через развитие института страхового посредничества.

     Простейший  способ использования страхования  в государственном регулировании  социально-экономических процессов - это использование обязательной формы страхования. Обязательное страхование обычно вводится государством для возмещения убытков, которые считаются общественно-необходимыми, однако его проведение часто возлагается на негосударственных страховщиков.

     Здесь возникают две проблемы: первая заключается  в том, чтобы определить долю обязательного страхования в общем объеме страховых операций, а вторая - выбор конкретных видов страхования, которые требуют обязательной формы проведения. От этого будет зависеть характер использования обязательного страхования как инструмента государственного регулирования в той или иной экономической ситуации.

     Наиболее  характерный пример использования  государством обязательного страхования - обязательное медицинское страхование. Финансирование необходимого минимума медицинского обслуживания граждан  может осуществляться либо за счет бюджетных средств, либо за счет обязательного медицинского страхования, но всегда является важнейшим элементом государственной политики в области охраны здоровья граждан. Обязательному медицинскому страхованию по сравнению с другими видами страхования в наибольшей степени присуща социальная функция, с его помощью осуществляется медицинское обслуживание наиболее нуждающихся в нем и социально уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов и т.д. Многие страны перешли от бюджетного финансирования здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования. Это обеспечивает строго целевое использование обязательных взносов и позволяет реализовывать социальные гарантии населению по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи. Таким образом, при помощи обязательного медицинского страхования регулируется не только уровень бюджетных расходов на здравоохранение, но и социальные аспекты.

     Особую  регулирующую нагрузку несет добровольное долгосрочное страхование жизни. Будучи из всех видов страхования наиболее приближенным к категории кредита, этот вид используется государством для косвенного регулирования денежной массы и борьбы с инфляцией наряду с другими кредитно-денежными регуляторами.

     В России на сегодняшний день накопительное  страхование жизни практически  не проводится. Рынок личного страхования формировался в крайне сложных макроэкономических условиях (экономический кризис, инфляция, падение уровня жизни населения), что на начальном этапе лишило государство этого важного регулирующего инструмента.

     Важное  регулирующее значение могут иметь и такие виды страхования, как страхование депозитов, страхование сельскохозяйственных предприятий и другие. Вообще регулирующее влияние на экономику оказывают абсолютно все направления деятельности страховщиков и все виды страхования.

     Таким образом, наличие эффективной системы государственного регулирования страхового дела является необходимым условием использования страхования как экономического регулятора. Кроме того, необходимость государственного регулирования страхования связана с тем, что страхование является общественно-необходимым элементом общественного хозяйства, а интересы общества в целом всегда представляет государство.  
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассмотренные в работе инструменты регулирования социальной политики государства требуют незамедлительного применения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

     Поэтому эффективная социальная политика государства  является одной из первоочередных задач  перехода к рыночным отношениям и  выхода Российской экономики из кризиса.

     Поэтому попробуем сформулировать основные направления, по которым следует  оценивать результаты деятельности государства в социальной сфере:

     ·        Число людей, получивших помощь;

     ·        Число людей, удовлетворенных полученной помощью;

     ·        Сумма средств, выделенных на социальный проект;

     ·        Доля средств, пошедшая на организационные  расходы;

     ·        Доля средств, израсходованных по целевому назначению;

     ·        Актуальность решаемой проблемы. 
 
 

 

      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Микульский, К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. [Текст]: / К.И. Микульский//  Вопросы экономики. – 2004. - №5 - с.154
  2. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики. [Текст]: / Т.Г. Морозова - Москва: Юнити. - 2002. – 412с.
  3. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1999-2004 гг. [Текст]: Вопросы статистики. – 2005. - №3. –154 с.
  4. Райзберг, Б.А. Рыночная экономика. [Текст]: / Б.А. Райзберг - Москва: Деловая жизнь. -  2001. – 426с.
  5. Режим доступа к ист.: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/ Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.
  6. Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.
  7. Режим доступа к ист.: http://www.csr.ru/document/original_66.stm Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.
  8. Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики. [Текст]: / И.И. Столяров - Москва: Дело. -  2001. – 387с.
  9. Тамбовцев, В. Экономическая наука и образование. [Текст]: / В.Тамбовцев //  Вопросы экономики. – 2005. - №3-  с. 4

Информация о работе Государственное регулирование социальных процессов