Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:58, лабораторная работа
Система социального регулирования является составляющей государственного регулирования. Социальное регулирование представляет собой осуществление государством комплекса мер в таких сферах как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, контроль за добычей полезных ископаемых, атомная энергетика, стандарты безопасности оборудования и т.п., направленных на достижение определенного уровня (стандарта, принятого государством) жизни граждан в широком смысле этого слова. Активное участие государства в процессах, направленных на социальное благополучие граждан, можно рассматривать как процесс построения социально ориентированной экономики через обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов и преимуществ рыночной экономики
В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).
К положительным сдвигам можно отнести то, что в результате реформ налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, стали также основными налогами в Российской Федерации.
В рыночной экономике НДС – один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от его уплаты затруднено вследствие непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики, и поэтому не вызывает (в сравнительных ценах) диспропорций и искажений, которые возникают при использовании многих других налогов.
Значительно отстают от развитых стран объемы поступлений подоходного налога в России, хотя ставки налогообложения близки к мировым. Одной из главных причин является то, что подоходный налог в России до сих пор остается преимущественно налогом на зарплату и взимается исключительно по месту ее выплаты, т.е. на предприятиях. Остальные доходы физических лиц фактически «ускользают» от подоходного налогообложения. Между тем доля заработной платы в совокупных доходах населения неуклонно снижается.
Подоходный налог принят в виде единой плоской шкалы со ставкой 13%, уплачиваемых вне зависимости от того, сколько человек зарабатывает.
Наряду с этим, Дума приняла решение освободить от подоходного налога все отчисления работодателей в частные пенсионные фонды. В этих условиях предприятия получили возможность обналичивать через них неограниченные средства.
Применение
прогрессивной шкалы
Единый социальный налог заменил собой социальные внебюджетные взносы медицинского и социального страхования, а также взносы в Пенсионный фонд. Существующая шкала выплат в этот фонд колеблется от 35.6% до 2%, не отвечая при этом социальным интересам большинства: за работников, чья зарплата не превышает 100 тыс. руб. в год, работодатели будут отчислять на социальные нужды 35.6%, за тех, кто заработал за год от 100 до 300 тыс., — 20%, от 300 до 600 тыс. – 10%. А те, чья зарплата превысила 600 тысяч, будут отдавать в пользу пожилых, инвалидов и других нуждающихся в социальной помощи всего 2%.
Таким образом, считая совершенствование налогового законодательства правильным по существу, мы считаем, что этот процесс должен быть максимально интенсифицирован, поскольку стабильные налоги являются одним из важнейших факторов стабильного роста экономики в целом и проведения эффективной социальной политики в частности.
Особо острой проблемой является низкий уровень собираемости налогов.
В
качестве финансовых инструментов регулирования
социальной сферы можно представить следующие:
приоритетное регулирование не совокупного
прироста, а структуры денежной массы,
уменьшение доли наличных денег, дедолларизацию
денежного обращения, ужесточение валютного
контроля, вытеснение квазиденежных средств
из платежного оборота, нормализацию вексельного
обращения, целевое регулирование денежных
потоков, исходя из задач обеспечения
потребностей рыночного сектора экономики
и социальной сферы7. Без решения
этих задач нельзя переломить негативное
влияние многих факторов, сдерживающих
инвестиционную активность в социальной
сфере.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Развитие
социальной сферы невозможно без
осуществления в нее
Социальные
инвестиции — вложения в объекты
социальной сферы с целью получения
дохода и повышения уровня и качества
жизни людей посредством
Разные потребители инвестиций (государственные и частные предприятия), разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов), разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные цели и формы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал рецепиента) — все это исключает возможность создать благоприятный режим инвестиционной деятельности в социальной сфере с помощью однородных правовых механизмов, то есть в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства9.
В
рыночной экономике роль государства
как непосредственного
В ряде западных стран через бюджет перераспределяется от 30 до 50% ВВП. Вместе с тем значение государственного инвестирования возрастает не только с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.
В
российской экономике необходимость
активизации инвестиционной роли государства
усиливается в связи с тем,
что частный капитал в силу
объективных экономических
С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социальной направленности.
Технология внедрения социальных инвестиционных проектов подразделяется на точечный, массовый, рыночный и агрессивный виды.
Технология
точечного вида социального инвестирования
предусматривает создание специальных
экспериментальных объектов или
сегментов с режимом
Примером внедрения подобной технологии может быть открытие магазинов эконом-класса или торговых предприятий, реализующих товары среди социально незащищенных слоев населения в отдельных районах города. По мере получения данных реализации проекта, в том числе тех, что позволяют сделать выводы об эффективности произведенных затрат и упущениях при разработке, сеть таких торговых точек расширяется.
Технология массового вида социального инвестирования предполагает разработку типовых нормативов, основанных на представлениях разработчиков проекта и инвесторов о свойствах и качествах социального инвестиционного продукта. В случае, если проект затрагивает несколько отраслей народного хозяйства и социальной сферы — возникает необходимость в разработке специальных межведомственных нормативов, создании специальных органов или структур по его внедрению.
Примером подобного вида социального инвестирования может быть издание специальной или учебной литературы, которое требует согласований органов управления образованием, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, предусматривает задействование в реализации проекта типографий, поставщиков бумаги, художников, книготоргующих предприятий.
Технология рыночного вида социального инвестирования основывается на рыночной составляющей проекта, предположении, что рынок как механизм способен сам отрегулировать стихийный процесс реализации, а экономическая эффективность социального инвестиционного проекта базируется в основном на прибыльности инвестиционного продукта.
Технология агрессивного вида социального инвестирования характеризуется максимальной активностью при внедрении социального инвестиционного проекта: рекламной кампанией в СМИ, по ТВ и радио, использованием сетевого маркетинга с привлечением большого числа реализаторов, открытием точек распространения или внедрения в уже имеющиеся точки нового продукта в качестве приоритетного.
Наиболее ярким примером агрессивной технологии социального инвестирования последнего времени может быть активно внедряемое и пропагандируемое потребительское кредитование, которое фигурирует и как самостоятельная банковская услуга, и как способ реализации того или иного товара.
Государственное
регулирование социального
Производство и перераспределение социальных товаров, работ и услуг давно и с разной степенью эффективности осуществляется государством. Такую же оценку ("разная степень эффективности") можно присвоить исполнению функции стимулирования социального инвестиционного процесса. Функция информационного сопровождения социального инвестирования не имеет системы в реализации, зачастую информационная подача соответствующих материалов в СМИ, особенно в подконтрольных региональным властям или крупным корпоративным структурам, носит ангажированный характер. Особое внимание уделим функции финансирования социальной инвестиционной деятельности.
Государственное финансирование социальных инвестиций должно осуществляться в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте, культуре и искусстве, в области социальных услуг и занятости. Другие отрасли социальной сферы могут обходиться частными инвестициями, для развития социальной инвестиционной деятельности в этих отраслях достаточно других, нефинансовых, вариантов госрегулирования: налоговых послаблений, юридических методов, информационной поддержки. Главное в государственном финансировании социальной инвестиционной деятельности — следовать выбранным показателям эффективности, например, снижению заболеваемости, увеличению рабочих мест, уменьшению выплат из страховых социальных фондов и другим.
Важной для развития материальной базы социальной сферы является лизинговая деятельность. Относительно социальной сферы объектами лизинга могут служить транспортные средства всех ее отраслей и главным образом – инфраструктуры (общественный и специализированный транспорт).
Помимо этого объектами лизинга могут служить специальные машины и оборудование предприятий жилищного и коммунального хозяйства, бытового обслуживания, школьное и медицинское оборудование и аппаратура и т.п.
Особенностью использования лизинга в нерыночном секторе социальной сферы являются государственные бюджетные источники его финансирования. В условиях ограниченности (дефицитности) бюджетов всех уровней развития лизинга в этом секторе является наиболее актуальным направлением государственной поддержки.
Широкое
распространение лизинговых операций
в инвестиционных процессах экономически
развитых стран мира объясняется
гибкостью и разнообразием
О
широком распространении
Широкое
распространение механизма
финансовые: одновременно решаются вопросы как приобретения основных фондов, так и финансирования этой операции;
Информация о работе Государственное регулирование социальных процессов