Формы банковской конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Важным фактором развития рыночных отношений в общественном производстве является наличие конкуренции. Отечественная экономика находится на этапе формирования и становления институциональных основ конкуренции и развития ее во всех сферах хозяйствования, включая банковский сектор.
В идеале результатом действия конкурентных сил между кредитными организациями на рынке должно стать уравновешение спроса и предложения на банковские услуги, при котором стимулируется результативный оборот ресурсов аккумулируемых коммерческими банками, и создаются условия для удовлетворения текущих и инвестиционных потребностей субъектов и населения.

Оглавление

Глава 1.Теоретические основы и механизм банковской конкуренции.
1.1. Сущностные аспекты, принципы и особенности конкуренции в банковском секторе.
1.2. Предпосылки и факторы регулирования межбанковской конкуренции на современном этапе.
1.3. Формы контроля и способы оценки конкурентной среды и конкурентной позиции кредитных организаций.
Глава 2.Тенденции развития межбанковской конкуренции в региональном секторе экономики.
2.1. Экономические и организационные условия межбанковской конкуренции в регионе
2.2. Особенности развития конкуренции на региональном рынке банковских услуг.
2.3. Проблемы регулирования и оценки конкуренции в банковском секторе.
Глава 3.Методические подходы к оценке банковской конкуренции в регионе и разработке механизма регулирования.
3.1. Организационные аспекты системы контроля межбанковской конкуренции в территориальном секторе экономики
3.2. Теоретическое и методическое обоснование элементов регулирования банковской конкуренции.
3.3. Методика определения пороговых пределов, характеризующих уровень межбанковской конкуренции.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Объем и структура  диссертации. Диссертация состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных литературных источников (146 наименований), 17 приложений. Основной текст работы изложен на 169 страницах, содержит 32 рисунка, 19 таблиц.

Заключение: 

Заключение 

На основе исследования, проведенного в диссертационной  работе, нами получены следующие научные  результаты:

1. В результате  анализа сущности банковской конкуренции было выявлено, что большинством авторов в экономической литературе при формулировке данного понятия допускаются неточности, поскольку не учитываются специфические черты конкуренции в банковском секторе. Они связаны со следующими особенностями:

• рынок банковских услуг - это сфера экономических отношений, где формируется спрос и предложение на денежные ресурсы. В качестве товара на нем выступает денежный капитал;

• банки являются организаторами движения денежных средств, так как выступают субъектами платежно-расчетных отношений, организаторами и контролерами движения финансовых потоков и источником ссудного капитала для экономики;

• в рыночных условиях банк — это основной элемент процесса выявления, удовлетворения и формирования социальных потребностей в экономике.

Исходя из выше изложенного, мы можем определить, что банковская конкуренция - это соперничество и борьба между банками за наиболее выгодные источники привлечения денежных ресурсов и сферы их размещения с целью обеспечения своего стабильного положение на рынке банковских услуг посредством удовлетворения социально-экономических потребностей общества.

2. В работе рассмотрены  три формы экономических отношений,  в рамках которых регулирование  конкуренции имеет свои специфические  черты: 

- экономическая политика laissez-faire, в данной концепции реализуется модель ничем не ограниченной конкуренции;

- регулирование, осуществляемое  центральными государственными  органами в рамках централизованно управляемой экономики. Конкуренция как форма взаимодействия экономических субъектов отсутствует или существует в ограниченных масштабах;

- регулирование экономического  процесса через создание условий  для развития конкуренции. В  основном через правовой механизм  с целью контроля за образованием монополий в экономики.

Нами установлено, что при реализации экономической политики laissez-faire конкуренция на рынке приводит к образованию монополистических структур. Поведение экономических субъектов всегда направлено на занятие господствующего положения на рынке. В этом процессе соперничества используются любые методы для достижения данной цели, что и приводит к образованию монополий. В результате функционирование рыночного механизма перестает быть эффективным. С целью нейтрализации негативных последствий государством проводится политика демонополизации рынка, ликвидации монополистических объединений и создания здоровой конкурентной среды. Однако данные мероприятия не всегда приводят к заданному результату, если нивелируются истинные причины возникновения монополий. Поэтому необходимо соблюдение определенных принципов и выбор оптимальных методов, с помощью которых будет осуществляться регулирование.

3. Рассмотренные нами  в работе методики анализа  конкуренции на рынке банковских услуг позволили определить показатели, которые наиболее часто используются при оценке уровня концентрации и соответственно конкуренции на рынке — это индекс Херфиндаля—Хиршмана и индекс концентрации. Однако применение данных показателей при оценке уровня концентрации в банковском секторе России на региональном уровне может привести к искажению результатов, поскольку:

• не учитывается  специфика движения банковских продуктов  и услуг;

• рекомендуемые  нормативные значения для данных индикаторов опираются на зарубежный опыт антимонопольного регулирования рынков. В свою очередь развитие отраслевых рынков, в том числе и рынка банковских услуг, в других странах происходит совершенно в иных условиях. Поэтому применять пороговые значения для показателей концентрации, опираясь только на зарубежный опыт, нецелесообразно.

В качестве дополнительных параметров возможно использование  и других показателей (дисперсия  долей конкурентов на рынке, индекс энтропии, и индекс Джини).

4. Автором предложена классификация условий, которые могут воздействовать на состояние конкурентной среды и интенсивность конкурентных отношений на рынке банковских услуг:

• внешние условия: политика Банка России, экономическая  среда, политика ФАС РФ и др.;

• внутренние условия, связанные с тенденциями в развитии банковской отрасли и непосредственно воздействуют на стратегию поведения конкретного коммерческого банка на рынке банковских услуг.

Предложенная группировка  позволила определить основные условия, оказывающие существенное влияние на развитие конкуренции в банковском секторе Приморского края, и установить ключевые сегменты рынка банковских услуг, к которым относится рынок кредитования физических лиц и рынок вкладов населения, а также рынок кредитования корпоративных клиентов.

5. Проведенный нами  анализ уровня концентрации на  основных сегментах рынка банковских услуг России, а также Приморского края за период с 1992 по 2003 г. подтверждает выдвинутую нами гипотезу несоответствия установленных пороговых значений для показателей концентрации тенденциям развития банковского сектора. То есть если применять пороговые индикаторы, которые рекомендует использовать ФАС РФ для индекса Херфинда-ля—Хиршмана и трехдольного показателя, то можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке банковских услуг практически отсутствует, поскольку большинство его сегментов являются высококонцентрированными. Однако нами было зафиксировано снижение концентрации и увеличение интенсивности конкуренции на рынке. О снижении концентрации также свидетельствует рассчитанный прогноз уровня концентрации на период с 2004 по 2006 г. для рынка кредитов. Результаты опроса экспертов также свидетельствуют, что банковский бизнес в Приморском крае развивается в условиях конкуренции. Таким образом, необходимо методическое обоснование для установления пороговых пределов для показателей концентрации.

Научная новизна диссертационной  работы определяется следующей совокупностью  результатов:

1. Применительно к банковскому сектору, как мы считаем, целесообразно создание механизма регулирования банковской конкуренции на региональном уровне. Это будет способствовать формированию эффективной конкурентной среды в банковском секторе России на современном этапе его развития.

Автор полагает, что  под механизмом регулирования банковской конкуренции следует понимать систему отношений, связанную с целенаправленным процессом поддержания равных условий конкуренции между кредитными организациями с целью обеспечения стабильного развития банковской системы в интересах экономики страны и общества.

2. Основу механизма  регулирования банковской конкуренции  должны составить, как мы считаем,  следующие элементы: принципы, методы  и система показателей, а также  их пороговые значения, характеризующие  уровень концентрации на рынке  банковских услуг, с помощью которых будет осуществляться мониторинг конкуренции на рынке.

3. Разработана методика  обоснования пороговых пределов  для показателей концентрации, которая  включала несколько этапов:

• I этап — был  произведен сбор первичной информации;

• II Этап — обработка собранной информации;

• III Этап — обоснование  пороговых значений показателей  концентрации для регионального  рынка банковских услуг.

Использование данного  подхода также позволило установить пороговое значение для доминирующего  положения кредитной организации на рынке банковских услуг, доля которой на рынке не должна превышать 45%.

На основе разработанной  методики были определены кредитные организации, занимающие доминирующее положение на отдельных сегментах рынка банковских услуг Приморского края, а также уточнена структура регионального рынка банковских услуг.

Список литературы: 

1. Федеральный закон  от 02.12.1990 N 394-Г'О центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 21.03.2002)

2. Федеральный закон  от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 30.06.2003)

3. Федеральный закон  от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изм и доп., от 01.07.2002).

4. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями от 25.05.1995).

5. Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг"

6. Приказ МАП РФ  от 28.10.2003 № 374 «Порядок определения  доминирующего положения финансовых  организаций на рынке банковских услуг».

7. Приказ ГКАП РФ от 20.12.1996 N 169 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках"

8. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. -М., 1998.-545 с.

9. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России 1850-1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства / АН СССР, Институт истории СССР, Ленингр. отд-е. -М.: Наука, 1991. 196 с.

10. Андреев И. Обострение банковского кризиса. Рост конкуренции // Маркетинг. 1997. - №5. - С.22.

11. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. -416 с.

12. Афанасьев B.C. Буржуазная экономическая мысль 30 80-х годов XX века. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1986. - 351 с.

13. Банки Дальневосточного  экономического района России: Справочник  специалиста. Вып. 10 / Авт.-сост.: Л.И. Вотинцева, М.Р. Оленичева -Владивосток: МИФКИБД ДВГАЭУ, 2003.

14. Банки Дальневосточного  экономического района России: Справочник  специалиста. Вып. 9 / Авт.-сост.: Л.И. Вотинцева, М.Р. Оленичева Владивосток: МИФКИБД ДВГАЭУ, 2002.

15. Банковский портфель 2: Книга банк, менеджера. Книга банк, финансиста. Книга банк, юриста / Отв. ред. Ю.И. Коробов и др. - СОМИТЭК, 1994.-752 с.

Информация о работе Формы банковской конкуренции