Формирование и использование амортизационного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является обоснование амортизационной политики организации.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
выявить роль и значение амортизации в воспроизводстве основных фондов изучить понятие эффективности национальной экономики,
рассмотреть амортизационную политику предприятия,
изучить общие положения по учету основных средств,
изучить порядок начисления амортизации основных средств.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Роль и значение амортизации в накоплении основных фондов 4
1.1 Экономическая сущность амортизации, ее место и значение в инвестиционных ресурсах предприятия 5
1.2 Амортизационная политика государства и ее роль в воспроизводстве основных фондов предприятий 8
Глава 2 Амортизационная политика предприятия 14
2.1 Понятие износа и амортизации основных средств 15
2.2 Нормы амортизации 17
2.3 Понятие и задачи амортизационной политики предприятия 18
2.4 Виды амортизационной политики предприятия 19
2.5 Метод (способ) уменьшаемого остатка 19
2.6 Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) 21
2.7 Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования 22
2.8 Сравнительный анализ методов амортизации 22
Глава 3 Порядок начисления и учета амортизации основных средств 24
3.1 Начисление амортизации в целях налогообложения 25
3.2 Линейный и нелинейный способы 27
3.3 Ускоренная амортизация 28
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Амортизация.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

      Часть стоимости основного средства ежемесячно включается в стоимость произведенной продукции. Это происходит до тех пор, пока вся стоимость основного средства не вернется на предприятие в виде денег, полученных от продажи продукции. Такой процесс возмещения затрат на приобретение основного средства, который продолжается на протяжении нескольких лет, в бухучете принято называть амортизацией, а суммы, которые ежемесячно возмещаются, принято называть амортизационными отчислениями.

1.2 Амортизационная политика государства и ее роль  
в воспроизводстве основных фондов предприятий

      Амортизационная политика − политика государства в сфере определения величины, последовательности и порядка учета амортизационных отчислений, осуществляемых хозяйствующими субъектами. Как правило, сами хозяйствующие субъекты не вправе самостоятельно устанавливать нормы и порядок учета амортизационных отчислений. Эти процедуры регулируются государством.

      Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.2

      Амортизационная политика как часть налоговой и одновременно инвестиционной политики государства является важным элементом в системе эффективного управления предприятием.

      В мировой практике хозяйствующие  субъекты не вправе самостоятельно устанавливать  нормы и порядок учета амортизационных отчислений − эти процедуры регулируются государством. В России несовершенные методы амортизационной политики не отражают истинной стоимости активов, что тормозит обновление основных производственных фондов и ограничивает возможности предприятий инвестировать собственные средства в развитие производства. Тогда как дополнительные возможности, предоставляемые государством экономическим субъектам в рамках амортизационной политики, могут стимулировать инвестиции в реальный сектор, а также способствовать быстрому обновлению устаревшего оборудования.

      Регламентация порядка амортизационных отчислений влияет на общий инвестиционный климат в стране. Схемы ускоренной амортизации, направленные на то, чтобы относительно уменьшить налогооблагаемую прибыль и увеличить размер собственных средств, вкладываемых в обновление и развитие производства, должны способствовать увеличению объема средств на внутренние инвестиции в реальный сектор, однако такие схемы применяются крайне редко.

      По  мнению Минэкономразвития России, для целей налогообложения должен учитываться лишь обоснованный рост стоимости основных средств, с тем чтобы организации при переоценках не могли неограниченно использовать данный фактор в целях снижения платежей в бюджет. Для этого необходимо четко регламентировать порядок проведения переоценки и зачета восстановительной стоимости при определении налогооблагаемой базы. При этом переоценка основных средств хозяйствующих субъектов не должна ограничиваться формальным изменением их балансовой стоимости.

      Министерство  отмечает также, что в соответствии с нормативными документами амортизируются практически все основные средства, находящиеся на балансах предприятий, независимо от уровня их участия в создании продукции, времени работы и результатов деятельности организаций в отчетном периоде. Начисление амортизации приостанавливается лишь на период нахождения основных средств на реконструкции и модернизации (восстановлении), а также консервации. В связи с этим переоценке основных средств (в отличие от ранее проводимых) должна предшествовать их инвентаризация с указанием работающих и неработающих основных средств. При этом указанные взаимосвязанные мероприятия целесообразно провести единовременно по всем организациям российской экономики по единой методике или, как компромиссный вариант (учитывая значительные затраты на их реализацию), засчитывать результаты переоценки основных средств для целей налогообложения при условии наличия документов об их инвентаризации и переписи.

      Необходимо  также предусмотреть эффективные меры, способствующие целевому использованию дополнительно полученных хозяйствующими субъектами финансовых ресурсов.

      Минэкономразвития России полагает, что переоценка должна базироваться на следующих ключевых принципах:

  • добровольность ее проведения, исходя из финансового состояния конкретного предприятия, стратегии его развития;
  • использование исключительно рыночных методов при оценке восстановительной стоимости основных средств;
  • направление дополнительно полученных от переоценки финансовых средств только на цели инвестирования.

      Минэкономразвития предлагает следующие условия принятия для целей налогообложения результатов переоценки:

  • добровольность переоценки;
  • использование исключительно рыночных методов оценки;
  • направление экономии по налогу на прибыль на цели инвестирования.

      Что касается первого условия, то здесь  не усматривается минусов и его  можно поддержать.

      Если  рассмотреть второе условие, то здесь  для проведения переоценки предлагается на первом этапе разделить работающие и неработающие основные средства. Минэкономразвития России правильно уточняет, что предприятия будут нести значительные затраты на реализацию этого мероприятия. Можно добавить — и нести значительные временные затраты на проведение и оформление учетных процедур и их автоматизацию.

      Как компромисс, министерством предлагается засчитать результаты переоценки при условии наличия документов об инвентаризации основных средств. Здесь просматривается слишком формальный подход, ведь инвентаризационные описи можно оформить с включением в них давно несуществующих объектов.

      Что касается третьего условия, то оно оценивается  положительно. Однако для предприятий  оно будет причиной дополнительных затрат (расходы на учетные операции, их автоматизацию, оплату услуг оценщика).

      Особо следует отметить аргументы, приводимые Минэкономразвития России в обоснование необходимости либерализации способов начисления амортизации для целей налогового учета, − принятие во внимание при расчете налоговой амортизации сумм последующих переоценок первоначальной стоимости объектов основных средств и применение способов ускоренной амортизации.

      Действительно, заложенный с 2002 г. налоговым законодательством  РФ механизм начисления амортизации без учета суммы переоценок первоначальной стоимости эксплуатируемых объектов основных средств изначально ставит предприятия фондоемких отраслей российской экономики со значительно изношенным парком основных средств (машиностроение и металлообработку) в заведомо невыгодные условия по сравнению с менее фондоемкими отраслями, имеющими незначительный износ основных средств (сырьевой сектор, связь), а также в совокупности с фактическим отсутствием у предприятий права применять ускоренные методы начисления амортизации для целей налогового учета приводят к постоянному увеличению налоговой нагрузки в ущерб экономическим интересам предприятий реального сектора экономики.

      Данная  ситуация возникает за счет того, что  при проведении переоценки первоначальной стоимости предприятие автоматически  подпадает под двойное налогообложение  — на сумму амортизации, начисленную с величины переоценки, невозможно уменьшить платежи по налогу на прибыль (24%), а также необходимо увеличить платежи по налогу на имущество предприятий (2,2%).

      При этом без проведения переоценки стоимости  основных средств и доведения их стоимости до реальных рыночных показателей сформированный предприятием амортизационный фонд (по данным бухгалтерского учета) в денежном выражении не способен обеспечивать выполнение той функции, для которой он изначально создается, −выступать источником средств для обновления и модернизации основных фондов предприятий (в настоящее время предприятие за счет данного фонда должно уплачивать 24 и 2,2% в качестве налога на прибыль и налога на имущество соответственно).

      Вместе  с тем положениями ст. 259 НК РФ в части определения по объектам основных средств, бывших в употреблении, нормы амортизации, исходя из срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данных основных средств у предыдущего собственника, законодательно «де-факто» поставлен налоговый запрет на своевременное обновление таких фондов. Вне зависимости от состояния основных фондов новым собственникам необходимо производить списание данных объектов в течение остаточного срока, установленного у предыдущего собственника (п. 12–13 ст. 259). Данная ситуация наиболее актуальна для промышленных предприятий, проходящих период реструктуризации по причинам банкротства.

      Позиция Минфина России представляется обоснованной только в части того, что предоставление предприятиям права принимать при исчислении налогооблагаемой прибыли суммы амортизации, начисленной с величины переоценки, действительно не обеспечит обновление и модернизацию существующих основных фондов.

      Для этого необходимо на законодательном  уровне обеспечить разработку и установление эффективного механизма контроля за целевым (инвестиционным) характером использования подобных сумм амортизации и стимулирования предприятий по обновлению основных фондов с помощью налоговых рычагов воздействия, а именно путем создания системы налоговых льгот и налоговых вычетов по налогу на прибыль в случае, если хозяйствующим субъектом было обеспечено и подтверждено целевое использование сумм амортизации, начисленной с учетом переоценки.3

 

Глава 2 Амортизационная  политика предприятия

      Материально-технической основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда.

      Первоначальное  формирование основных фондов на вновь  создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства − это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

      По  натурально-вещественному признаку основные фонды подразделяются на : здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот и т.д.

      Основные  производственные фонды предприятий  совершают хозяйственный кругооборот, состоящий из следующих стадий: износ, амортизация, накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путем капитальных вложений.

      Все объекты основных фондов (ОФ) подвержены физическому и моральному износу, т.е. под влиянием различных факторов утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ может быть частично возмещен за счет ремонта, реконструкции и модернизации. Моральный износ проявляется в том, что основные фонды по всем своим характеристикам уступают новейшим образцам. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимость замены является моральный износ.

2.1 Понятие износа и амортизации основных средств

     Весомую долю издержек составляют издержки, связанные  с затратами капитальных ресурсов – машин, оборудования, производственных помещений. Использование в производстве этого вида ресурсов, а значит, и формирование соответствующих издержек имеют ряд особенностей.

     Первая  особенность: в отличие от таких  материальных ресурсов, как топливо, энергия, материалы (т.е. предметы труда), капитальные ресурсы не расходуются за один цикл производства. Они служат годами, но подвергаются износу. ИЗНОС основных средств − старение, изнашивание зданий, оборудования в процессе их производственного использования.4 Различают два вида износа основных фондов – физический и моральный.

      Под физическим износом понимают материальное изнашивание основных средств производства, потеря ими физических свойств, качеств, размеров, работоспособности.5 Различают физический износ первого рода – изнашивание средств труда в результате их непосредственной эксплуатации в ходе изготовления продукции. Степень такого износа соответствует интенсивности применения капитальных ресурсов и растёт вместе с увеличением объёма производства. Таким образом, физический износ первого рода можно оценить как переменные издержки.

Информация о работе Формирование и использование амортизационного фонда