Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:36, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИРФ………………….....................................5
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………..5
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ…….....13
2. БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………...14
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…..14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования……………………………………………………….19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….......27
1.2. Место и роль фонда
В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования. В настоящее время среди объективных и субъективных мотивов, лежавших в основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного финансирования социальных расходов с использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что оно позволяет установить более жесткую зависимость между вкладом гражданина в производство национального продукта и объемом предоставляемых ему в случае утраты работы или трудоспособности социальных льгот. Однако на практике учреждение в 1991-1993 годах внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения и фондов обязательного медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального обеспечения по сравнению с советским периодом.
В системе социальных услуг, предоставляемых бюджетной системой Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды занимают основное место. Через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.
2. БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО
2.1. Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнение после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
- доходы, распределяемые органами
Федерального казначейства
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательн
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастн6ых случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным ФЗ от 28.11.2009г. № 297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
- недоимки, пени, штрафы по взносам
в Фонд социального
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба (средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования РФ. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ, которые предусмотрены в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов при разработке Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый период в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
- прочие поступления.
До 2001г. размер страховых взносов составлял 5,4% от фонда оплаты труда. С введением с 01 января 2001г. единого социального налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4%. С 1 января 20105г. размер страховых взносов в ФСС был сокращен до 3,2%, а с 01 января 2006г. – до 2,9%. Сегодня после отмены ЕСН производят отчисления в ФСС организации, предприятия по ставке 2,9%, от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; фермерские хозяйства отчисляют в ФСС 14,9% фонда оплаты труда. Важно отметить, что в переходный 20114-2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице 1.
Тарифы страховых взносов в ФСС РФ в 2010-2014г.г.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Для основной категории налогоплательщиков и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельности в области информационных технологий (%) |
2,9 | ||||
Для сельхозпроизводителей (%) |
1,9 |
2,4 | |||
В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%) |
- |
1,9 |
2,4 | ||
В организациях, использующих труд инвалидов (%) |
- |
1,9 |
2,4 | ||
В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе: |
- | ||||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (%) |
- |
2,9 | |||
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (%) |
- |
2,9 | |||
Единый сельскохозяйственный налог (%) |
- |
1,9 |
2,4 |
Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений – улучшение социального обеспечения граждан России.
Расходы бюджете Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами субъектов РФ.
Хотелось бы добавить, что с 2011 года исчислять страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФОМС по общим тарифам должны будут все плательщик, за исключением ограниченного числа страхователей, для которых предусмотрены пониженные страховые тарифы (ч. 2 ст. 12, ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
При этом в совокупности общий страховой тариф составит 34% (в 2010 году было 26%), на 6% повышаются взносы на страховую часть пенсии и на 2% - в ФФОМС.
Взносы в ФСС РФ остались на прежнем уровне. До настоящего времени соблюдение страховых принципов совмещалось для ФСС РФ с оказанием большой поддержки из госбюджета. А при формировании бюджета на 2011 год возникла необходимость поиска новых путей для балансировки доходов и расходов бюджета ФСС.
8 декабря 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 343-ФЗ, в котором предусмотрены поправки Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Федеральный закон от 03.12.2012г. № 219-ФЗ направлен на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета ФСС РФ.
На данный момент за счет средств ФСС РФ выплачиваются (ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ) пособия:
установленные Федеральным законом от 08.12. 2010г. № 3473-ФЗ с 1 января 2011 года новые правила буду применятся только при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В правилах выплаты иных пособий изменений нет.
Вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
2.2 Анализ изменения структуры
доходов и расходов Фонда
Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» приведенных в таблице 1:
Таблица 1 Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов:
Характеристика |
2013г. тыс. руб. |
2014г. тыс. руб. |
2015г. тыс. руб. |
Общий объем доходов бюджета. |
590 272 347,8 |
565 085,9 |
719 815 156,7 |
За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. |
74 401 296,1 |
74 674 532,8 |
78 268 004,3 |
Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. |
19 030 000,0 |
19 030 000,0 |
19 030 000,0 |
Общий объем расходов бюджета Фонда. |
606 518 458,2 |
654 583 486,8 |
709 010 455,1 |
Предельный объем профицита бюджета Фонда. |
16 246 110,4 |
7 981 599,1 |
10 804 701,6 |
Общий объем доходов бюджета фонда по обязательному социальному страхованию. |
414 194 891,1 |
478 227 773,1 |
522 229 868,4 |
Общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. |
6 596 092,3 |
90 632 780,0 |
100 287 284,0 |
Источник: Федеральный закон от 3 декабря 2012года № 219-Ф3
«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»[1]
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 1): в 2013 году в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, или 107,8% к уровню 2012 года; в 2014 году - 565 085,9 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2013 года; в 2015 году - 719 815 156,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2014 года.
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию - в 2013 году - 414 194 891,1 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2012 года, в 2014 году - 478 227 773,1тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году - 522 229 868,4 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2014 года;
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2013 году -65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2012 года, в 2014 году -90 632 780,0 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году - 100 287 284,0 тыс. рублей или 110,2% к уровню 2014 года;
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2013 году -74 401 296,1 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2012 года, в 2014 году -
74 674 532,8 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2013 года, в 2015 году -
78 268 004,3 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2014 года.
Расходы Фонда предусмотрены (таблица 1) - в 2013 году в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года, в 2014 году -654 583 486,8 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2013 года, в 2015 году в сумме -709 010 455,1 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2014 года.
Представленный проект бюджета Фонда на 2013 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 16 246 110,4 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 7 981 599,1 тыс. рублей, а на 2015- 10 804 701,6 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.
Бездефицитность бюджета ФСС на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:
Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития - не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.