Фонд социального страхования и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и особенностей функционирования Фонда социального страхования и его места в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда;
-анализ бюджета фонда;
-рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………..4
1.2. Место и роль фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……….13
2. Бюджет фонда социального страхования РФ
2.1. Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ….14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ…………………………………………………18
3. Перспективы развития социального страхования
3.1 .Актуальные проблемы социального страхования……………………..23
3.2.Пути повышения эффективности системы социального страхования…24
3. 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ………..25
Заключение …………………………………………………………………….29
Список используемой литературы и источников…………………………...31
……………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.49 Кб (Скачать)
 

     Принятые  законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального  страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а  также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального  страхования. В конечном итоге главная  задача изменений — улучшение  социального обеспечения граждан  России.

     Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

     Хотелось  бы добавить, что  с 2011 года исчислять  страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФОМС по общим тарифам должны будут все плательщики, за исключением  ограниченного числа страхователей, для которых предусмотрены пониженные страховые тарифы (ч. 2 ст. 12, ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

  При этом в совокупности общий страховой тариф составит 34 % (в 2010 году было 26 %), на 6 % повышаются взносы на страховую часть пенсии и на 2 % - в ФФОМС.

   Взносы в ФСС РФ остались на прежнем уровне. До настоящего времени соблюдение страховых принципов совмещалось для ФСС РФ с оказанием большой поддержки из госбюджета. А при формировании бюджета на 2011 год возникла "необходимость поиска новых путей для балансировки доходов и расходов бюджета ФСС".

  8 декабря 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 343-ФЗ, в котором предусмотрены поправки к Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ).

     Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ направлен  на оптимизацию расходов и обеспечение  сбалансированности бюджета ФСС  РФ.

На данный момент за счет средств ФСС РФ выплачиваются (ч. 1 ст. 1.4 Закона№255-ФЗ)пособия: 
1) по временной нетрудоспособности ( при заболевании ( травме) застрахованного лица, начиная с третьего дня болезни; первые два дня оплачивает работодатель)

2) по  беременности и родам;

3) единовременное  пособие женщинам, вставших на  учет в ранние сроки беременности;

4) единовременное  пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное  пособие по уходу за ребенком

6) на  погребение

         Установленные Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ с 1 января 2011 года новые правила будут применяться только при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В правилах выплаты иных пособий изменений нет.

     Вложение  временно свободных денежных средств  обязательного социального страхования  может осуществляться только под  обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации. 

     2.2. Анализ изменения  структуры доходов  и структуры расходов  фонда социального  страхования РФ 

     Рассмотрим  структуру расходов ФСС. Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году – 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года;  межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.

     Проект бюджета Фонда сформирован с текущим дефицитом по средствам на обязательное социальное страхование и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах.

     Расходы Фонда составляли – в 2008 году в сумме 379,4 млрд. рублей или 125% к уровню 2007 года, в 2009 году – 448,5 млрд. рублей, или 118,2% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 491,5 млрд. рублей или 109,5% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.

     В проекте бюджета Фонда было предусмотрено увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривалась.

     Был увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода .

     Предусматривалось увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2008 году до 50200 рублей, в 2009 году – 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и был определен на 2008 год в размере 38500 рублей, в 2009 году – 41000 рублей и в 2010 году – 43500 рублей.

     Размер  единовременного пособия при  рождении ребенка предусматривался из расчета 8000 рублей, при этом индексация не предусмотрена. Для застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера , установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей.

     Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения  в ближайшей перспективе следующих  вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего  статус Фонда с учетом современного состояния системы социального  страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области  санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

  В составе трансфертов, перечисляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации имеются ассигнования на:

·       выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей;

·       обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году).

  Правительство Российской Федерации предполагало, что запланированные объемы средств на указанные расходы позволят в полной мере обеспечить предоставление инвалидам технических средств реабилитации в соответствии с расширенным Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, однако, по данным Фонда социального страхования Российской Федерации и Минздравсоцразвития России, в ассигнованиях на указанные цели на 2008-2010 годы не учитывалась задолженность по неисполненным заявкам инвалидов на обеспечение их техническими средствами реабилитации за 2005-2006 годы на общую сумму более 4 млрд. рублей.

  Объем доходов, которые формируются ФСС в основном за счет страховых взносов, значительно меньше объема расходов. Так, в 2008 году доходы составили 777 млн рублей, расходы 1,5 млрд, в 2009-м - доходы 700 млн, расходы 1,6 млрд рублей. Налицо хронический дефицит бюджета фонда. Дефицит ФСС сегодня составляет более 75 млрд рублей. По мнению правительства, в 2011 году фонду необходимо ликвидировать дефицит и создать собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны. Проблема носит глубокий, структурный характер. Основные риски здесь связаны с тем, что дефицит не нефтегазовго бюджета РФ составляет 13% от ВВП и в 2012-2013 годах вполне может начать вновь расти. Причины в продолжающемся в мире долговом кризисе, решение проблем которого может вызвать ускорение в мировой экономике инфляции при снижении среднегодовых темпов прироста ВВП и в условиях, когда меры бюджетной господдержки процессов модернизации экономики останутся весьма актуальными.  
На мой взгляд, «точечные» меры балансировки фонда, бюджета РФ в целом, несут в себе долгосрочные экономические риски. Они связаны с усилением «теневого» сектора экономики, сокращением темпов прироста ВВП за счет «сжатия» потребления, общим возможным снижением на этом фоне отчислений в фонд. В ближайшие несколько лет регуляторам, вероятно, придется вернуться к теме способов балансировки доходов казны в случае, если анонсированные меры по привлечению в экономику частных долгосрочных инвестиций не дадут устойчивого положительного результата. 

 Доходы Фонда социального страхования в 2011 г составят 458,8 млрд. рублей при расходах в 456,9 млрд. руб. В нынешнем  году бюджет ФСС дефицитный на более, чем 28 млрд. руб. Предполагается, что в дальнейшем профицит Фонда будет расти: в 2013 г он запланирован в 7,5 млрд. руб. 
   Тарифы страховых взносов в ФСС в 2011 г не увеличились и остались на уровне 2,9 %. В связи с этим, для формирования профицитного бюджета ФСС в федеральном бюджете предусмотрены почти 11,3 млрд. руб., которые будут направлены на компенсацию недостатка средств Фонда соцстраха. 
   В бюджете Фонда предусмотрена индексация основных выплат, которые осуществляет ФСС (выплаты по больничным листам, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.). Поэтому, в 2011 г. пособие при рождении ребенка составило 11703 руб., а в 2012 г - 12405 руб. Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до достижения полутора лет в 2011 г составят 2195 руб., в 2012 г - 2327 руб. 

  Минздравсоцразвития в 2010 году внес в Госдуму законопроект, который радикально меняет схему оплаты больничных листов.

 Главное  в нем то, что сто процентов  среднего заработка будет оплачиваться  не через 8 лет трудового стажа,  а через 15 лет. И начисляться  больничные будут исходя из  среднего заработка не за 12 месяцев  работы, а за 24 месяца.

  Фонд  собирает на одного застрахованного  6,6 тысячи рублей в год, тратит  на одного застрахованного 8 тысяч.  Благодаря новым правилам соотношение  изменится: доход останется на  уровне 6,6 тысячи рублей, а расход  будет 6,3 тысячи. Бюджет фонда  превратится в профицитный. И  бюджет Фонда соцстраха, по  расчетам его специалистов, получит  при введении этой нормы дополнительно  3,7 миллиарда рублей, а по мнению  экспертов минздравсоцразвития,  еще больше - не менее 7 миллиардов  рублей.

 Начисляться  больничные будут исходя из  среднего заработка не за 12 месяцев  работы, а за 24 месяца. И тут есть  тонкость. Сейчас учитывается год  труда на одном предприятии.  А если, скажем, человек устроился  на него три месяца назад,  то больничные считаются исходя  из зар платы за этот период, даже если на предыдущем месте  он получал намного меньше  и страховые взносы за него  поступали копеечные. По новым  правилам "среднее арифметическое" будет высчитываться по всем  местам работы за два года. И это даст бюджету фонда  52 миллиарда рублей экономии.

 Изменение  трудового стажа при определении  размера пособия. Сейчас сто  процентов среднего заработка  платится при стаже свыше восьми  лет, а будет - после 15 лет. 80 процентов сейчас при стаже  5 - 8 лет, а будет - 8 -15 лет. 60 процентов  будет выплачиваться тем, кто  проработал менее 8 лет (сейчас - менее 5 лет). При этом минимальное  пособие по временной нетрудоспособности  не будет меньше МРОТа, в  соответствии с требованием 130-й  Конвенции Международной организации  труда.

Эта норма  позволит фонду соцстраха сэкономить 10,6 миллиарда рублей.

Также предусмотрена оплата трех дней больничного  за счет работодателя (сейчас два дня). За счет этого, по расчетам минздравсоцразвития, экономия бюджета фонда соцстраха  составит 3,7 миллиарда рублей.

Но ведь  есть и другие способы пополнить  бюджет фонда. К примеру, фонд выплачивает  единовременные пособия при рождении ребенка или на погребение, и государство  могло бы взять эти выплаты  на себя. 
 
 
 

Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития