Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….…………….3
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации...5
1.1. История и причины образования ФСС в России………………………..…5
1.2. Цели и задачи фонда социального страхования…………………………...9
2. Анализ особенностей доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………..16
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ..16
2.2.Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………..……………...17
2.3. Единый социальный налог……………………………………………...21
3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………..33
Заключение ………………………………………………………………………39
Список используемой литературы ……………………………………………..42

Файлы: 1 файл

БРЯНСК 2011.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

 

Налоговый период.

По данному налогу налоговый период определен водин календарный год. Отчетный период — квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Налоговые льготы.

Льготы – это определенные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков. Данные преимущества позволяют не уплачивать налог или платить его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Российское налоговое законодательство установило также от­ельные налоговые льготыпо единому социальному налогу.

Одной из важнейших льгот является стимулирование исполь­зования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты налога ос­вобождаются организации любых организационно-правовых форм – с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года, начисленных работникам, являющимся инва­лидами I, II и III групп.

В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы доходов, не превышающие 100 000 руб. в течение налогового пе­риода на каждого отдельного работника, у следующих категорий работодателей.

Во-первых,у общественных организаций инвалидов, среди чле­нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений.

Во-вторых,у организаций, уставный капитал которых полно­стью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде опла­ты труда составляет не менее 25 %.

И, в-третьих, учреждения, созданные для достижения образо­вательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, Детям-инвалидам и их родителям, единственными собственника­ми имущества которых являются указанные общественные орга­низации инвалидов.[9;292]

Вместе с тем, указанные льготы не распространяются на орга­низации, занимающиеся производством или реализацией подак­цизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Российским Правительством по представ­лению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Кроме перечисленных льгот, законодательство установило льготу для налогоплательщиков-предпринимателей, являющихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогооб­ложения их доходов от предпринимательской и другой професси­ональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.

Одновременно с этим, налогоплательщики-предпринимате­ли – инвалиды освобождаются от уплаты налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования.

В случаях, если в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации иностранные граждане и лица без граж­данства, осуществляющие на российской территории де­ятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств российс­кого Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования, то они ос­вобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соот­ветствующие фонды.

Дата получения дохода.

Для исчисления налога важно определить дату получения до­ходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимос­ти от категории, к которой относится налогоплательщик.

Для доходов, начисленных налогоплательщиками–работода­телями,датой получения доходов является день начисления дохо­дов в пользу работника.

Для доходов от предпринимательской или другой професси­ональной деятельности, а также для других доходов, включая материальную выгоду, датой получения дохода является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответс­твующего дохода.[14]

При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечис­ления дохода считается день списания денежных средств с его счета.

Порядок исчисления и уплаты налога.

Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.

Налогоплательщики–работодателиисчисляют сумму налога отдельно в федеральный бюджет и в отношении каждого фонда. Эта сумма определяется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования, должна быть уменьшена на произведенные налогоплательщиками самостоятельно расходы на цели государственного социаль­ного страхования, предусмотренные российским законодатель­ством.

Указанные налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для полу­чения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодатель­ством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогопла­тельщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных поручений на перечисление налога.

Для правильного исчисления причитающихся сумм налога налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

Несколько иной порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношении налогоплательщиков–предпринимателей.Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате этими налогоплательщиками, производится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, который указан в подаваемой ранее налогоплательщиком налоговой декларации. Указанная декларация должна быть подана налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период налоговые органы должны произвести не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполага­емого дохода на текущий год.[2]

В случае появления в течение года у налогоплательщиков до­ходов, полученных от осуществления предпринимательской или другой профессиональной деятельности, они обязаны предста­вить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена налогоплательщиком по согласо­ванию с налоговым органом.

Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, выписываемых и направляемых налогоплательщи­кам в следующие сроки:

- за январь—июнь налог уплачивается не позднее 15 июля теку­щего года в размере половины годовой суммы авансовых плате­жей;

- за июль—сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного, то есть более чем на 50 % увеличения дохо­да в налоговом периоде, против установленного при расчете аван­совых платежей, налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год, а в случае значительного уменьшения дохода он вправе предоставить новую декларацию. В этих случаях налоговый орган должен произвести перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.

Окончательный расчет налога производится налогоплательщи­ками–предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоя­тельно, с учетом всех полученных в налоговом периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога должна быть исчислена налогоплательщиком отдельно в отношении каж­дого фонда. Она определяется как соответствующая процентная доля соответствующей налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, должна быть внесена на­логоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за от­четным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогопла­тельщику.

С 1 января 2010 г. на территории РФ вводится новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В связи с этим с указанной даты единый социальный налог отменяется (п. 2 ст. 19,п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

-              единый социальный налог заменяется страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Федеральный закон  от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

-              за Фондом социального страхования РФ закрепляются функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

-              контроль за их уплатой и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения осуществляется Фондом социального страхования РФ.[5;317]

Переход с 2010 года на уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не повлечет какой-либо дополнительной нагрузки на работодателей. Сохранен тариф страховых взносов в Фонд – 2,9% (ставка ЕСН в текущем году также равна 2,9%). Для отдельных категорий страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и др.) на переходный период 2010 – 2014 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов.

При этом законодательством вводится предельная сумма, на которые начисляются страховые взносы, - 415 000 рублей в год. На доход работника свыше этой суммы страховые взносы в Фонд начисляться не будут.

Со следующего года  Фонд социального страхования РФ не только продолжит выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам, но и будет осуществлять контроль за уплатой страхователями в бюджет Фонда страховых взносов.

В рамках этих новых правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов установлена и ответственность работодателей за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд. Например,  за неуплату или неполную уплату работодателем страховых взносов в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам.

Соответственно, повышена также ответственность Фонда перед страхователями, к примеру, за излишнее взыскание с работодателя страховых взносов, пеней и штрафов Фонд выплачивает страхователю проценты на сумму излишне взысканных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и успешно заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием.[11;151]

Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы