Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:26, курсовая работа
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Введение………………………………………………………….3
1.Финансы РФ……………………………………………….6 1.1.Функции финансов..................................................................7 1.2.Признаки финансов…………………………………….........8
1.3.Особенности финансов……………………………………...9
2. Современная финансовая система РФ………………….12
2.1.Государственный бюджет…………………………………12
2.2.Внебюджетные фонды……………………………………..20
2.3.Государственный кредит…………………………………..21
2.4.Фондовый рынок…………………………………………...23
Заключение …………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………….26
Кредит. Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.
1.3. Особенности финансов.
Особенности финансов:
- средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;
- средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.
С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.
Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.
Использование финансов в условиях рынка.
Объективные предпосылки и возможности использования финансов
Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
- финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)
- финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции. Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.
а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;
б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.
в) сфера потребления, где выделяют:
- коммерческие организации;
- бюджетные организации
В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.
Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.
Экономический инструмент - это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).
Финансы влияют :
- количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);
- качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).
Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.
Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:
- с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
- с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
- с позиции использования финансов, как экономического стимула.
Что же представляет собой финансовая система России?
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач. Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
-носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
Основные функции бюджета:
-перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
-государственное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение финансовой политики;
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.
Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.
Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:
-классификацию доходов бюджетов РФ;
-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
-экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
-классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ;
-классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).