Финансы внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую, помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы ВБФ.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Введение

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую, помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.1

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Одни счета открывались, другие закрывались.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды позволяют:

  • влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важных задачи:

  • обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
  • расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, что привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования.

Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования. На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой, Россию поразило множество кризисных явлений, взаимно обусловливающих друг друга.

Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения и наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных и социальных

фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

  • пенсионный фонд Российской Федерации;
  • фонд социального страхования Российской Федерации
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Актуальностью темы курсовой работы, являются современные условия перехода к рыночной экономике, которая используется в условиях плановой экономики и ее механизм социального обеспечения граждан России. Важную Роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источники формирования.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
  • изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

Объект исследования – внебюджетные фонды РФ.

Предмет исследования -   изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Теоретической основой написания курсовой работы стали информационные источники, интернет-источники, статьи из научных сборников и периодики, учебная и методическая литература.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Введение включает в себя актуальность темы, цели, задачи, объект и предмет исследования, структуру работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов

Государственные финансы являются важнейшим средством перераспределения общественного продукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов: федеральные, субъектов федерации и местные. Отдельным элементом в системе государственных финансов являются внебюджетные фонды, главное назначение которых состоит в финансировании отдельных целевых мероприятий. Структура государственных финансов представлена на рис 1.

Рис. 1. Структура государственных финансов

Внебюджетные фонды – денежные фонды, имеющие строгоцелевое назначение. Средства внебюджетных фондов являются государственной или муниципальной собственностью т.е. по правовому положению делятся на государственные и местные.

Государственные ВФ находятся в распоряжении федеральных органов власти и субъектов Федерации. Местные ВФ – у органов местного самоуправления.

В зависимости от целей создания различают:

    • социальные фонды;
    • экономические – для поддержания отдельных отраслей экономики (НИОКР);
    • природоохранные и экологические, которые формируются за счёт штрафов с предприятий за загрязнение окружающей среды и средств бюджетов;
    • инновационные – способствуют развитию науки;
    • военно-политические фонды – средства этих фондов расходуются военно-политическими союзами;
    • межгосударственные.

Помимо государственных и муниципальных ВФ могут создаваться резервные фонды, например, резервный фонд Президента РФ – он расходуется на финансирование непредвиденных расходов, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, актов терроризма.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10октября 1991 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой путь – это формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенной для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае, по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные мобилизации национального  дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центральных, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
  • средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Главной причиной создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.2

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

 

Глава 2. Социальные внебюджетные фонды РФ

Государственное обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам.

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики:

К числу основных социальных рисков относятся:

  • риски утраты трудоспособности с возрастом;
  • риски утраты трудоспособности по инвалидности;
  • риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);
  • риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;
  • риски заболеваний и ухудшения здоровья.3

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.

В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Информация о работе Финансы внебюджетных фондов