Финансы: сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:46, доклад

Краткое описание

Этимология термина «Финансы» хорошо изложена профессором В.Н.Суторминой. Финансы от лат. Finis – конец, окончание, финиш. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет. Лица, платившие взносы в пользу судьи, государя и различных гос. органов получали соответствующий документ, который называли fine. Позднее произошло слово financia, обозначающее денежный платеж.

Файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 32.62 Кб (Скачать)

    3) бюджетная система перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы.

    Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

    Управление  финансами – это целенаправленное воздействие управляющих субъектов финансовых отношений на систему финансов и ее звенья при помощи специальных финансовых приемов, методов и инструментов с целью бесперебойного финансового обеспечения экономики и надлежащего выполнения ее субъектами задач и обязанностей.

    В управлении финансами выделяются объекты  управления и субъекты.

    Объекты: любые виды финансовых отношений (финансы предприятий; страховые отношения; государственные финансы).

    Субъекты: организационные структуры, которые осуществляют управление.(финансовые службы, страховые органы, налоговые службы, инспекции).

    Финансовый  аппарат – это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

    В управлении финансами выделяют несколько  функциональных элементов: планирование; регулирование; контроль.

    1) финансовое планирование.

    В ходе планирования хозяйствующий субъект, всесторонне оценивает свои финансовые возможности, выявляет возможности увеличения фин. ресурсов, направления наиболее эффективного их использования. Управление в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации;

    2) финансовое регулирование

    Воздействие органов публичной власти для  исправления ошибок рынка и возникающих  диспропорций.

    3) контроль

    Контроль  позволяет сопоставить фактические  результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути эффективного развития.

     Органы управления финансами их функции

    Общее управление финансами осуществляет в соответствии с конституцией РФ осуществляют: Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Гос. думы, Совета Федерации. В соответствии с конституцией оно наделено широкими полномочиями в сфере экономики. Контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, регулирует деятельность министерств и ведомств, издает постановления, имеющие нормативный характер, утверждают положения о министерствах и казначействах. Контрольно - счетная палата: независимый от Правительства и постоянно действующий орган гос. власти, подотчетный федеральному собранию. Она регулярно предоставляет Совету Федерации информацию об исполнении бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий, результаты действия этой палаты печатаются в средствах массовой печати.

    Президент РФ и его аппарат (создаются указы по финансовым вопросам подписание федеральных законов, назначения и освобождения от должностей министерства финансов.)

    Министерства  финансов (гл. федеральные казначейства, контрольно - ревизионные управления, министерство по налогам и сборам, федеральная служба по валютному и экспертному контролю, государственный, таможенный контроль). Контролируют процесс мобилизации и использования средств бюджета, способствуют разработке оптимальной и финансовой политики, обеспечить максимальный рост поступлений в государственный бюджет. Казначейства сообщают информацию о состоянии финансов в стране, контроль за выполнением государственных обязательств совместно с ЦБ.

    Министерства  по налогам и сборам, налоговые инспекции. Налоговые инспекции это службы оперативного контроля. Осуществляют контроль за соблюдением и правильностью исчисления налоговых платежей, соблюдение законов, взыскание штрафов за невыполнение налоговых платежей.

    Федеральная служба по валютному  и экспортному  контролю. Осуществляют контроль за соблюдением законов резидентами и не резидентами страны, за импортными и экспортными операциями, по операциям с ценными бумагами.

    Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче ссуд, проверке обеспеченности и их взыскание. Разрабатывают денежно-кредитную политику, проводят мероприятия по повышению конвертируемости рубля.

    Аудиторские службы это независимые организации, способствующие повышению качества контроля и его объективности.

    Аудиторский контроль- это предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских фирм по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности, различных финансовых обязательств и требований, а также по оказанию других аудиторских услуг.

    Понятие и типы финансовой политики

    Любое государство для осуществления  своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических  задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей  играет финансовая политика.

    Через финансовую политику государство осуществляет воздействие на экономическое и  социальное развитие общества.

    Финансовая  политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное  использование для осуществления  государством его функций.

    Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

    Финансовая  политика – это система мер органов публичной власти хозяйствующих субъектов в области формирования и использования публичных и ч/х ресурсов и доходов, обеспечивающих реализацию цели и задач политики экономического и социального развития страны территории и хозяйствующих субъектов.

    В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач различают  финансовую стратегию и финансовую тактику.

    Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

    Финансовая  тактика – это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

    Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она  должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности  страны.

    Финансовая  политика содержит следующие аспекты:

    1) макроэкономическая стабилизация  экономики, связанная с дефицитом  бюджета; 

    2) распределение ресурсов, зависящее  от политики в области налогообложения  и правительственных расходов.

    Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

    Дефицит бюджета сам по себе не является чрезвычайным событием. Нет ни одной  страны, которая бы в своем развитии не сталкивалась с проблемой дефицита бюджета.

    Дефицит может быть вызван разными причинами:

    1) осуществление крупных инвестиций  в экономику. В этом случае  допущение опережающего роста  расходов над доходами является  обоснованным. Дефицит бюджета отражает  регулирование государством экономики  и его стремление обеспечить  структурные сдвиги общественного  производства;

    2) дефицит может быть вызван  чрезвычайными событиями (военные  действия, бедствия, катастрофы) Когда  государственных резервов становится  недостаточно и государство прибегает  ук дополнительным источникам;

    3) дефицит может быть вызван  определенными кризисными явлениями  в экономике, неспособностью правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране.

    Поэтому необходимо принимать срочные меры и политические решения для его  ликвидации. В условиях динамично  развивающейся экономики дефицит  бюджета в определенных границах не страшен. Положение считается  контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового продукта и бюджетном дефиците не выше 2-3 % .

    Источники финансирования дефицита бюджета:

    1) кредиты ЦБ; Кредиты ЦБ автоматически увеличивают активы правительства и объем денежной массы в обращении, поэтому постоянное кредитование приводит к инфляции.

Информация о работе Финансы: сущность и функции