Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 04:07, лекция
Финансы – это историческая категория, так как мы можем проследить их стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени, это не одномоментное событие (образ рождения детей – зачаток финансов в период рабовладельческого общества).
- государством и организациями
- государством и населением (различные виды государственной поддержки и налоги, сборы)
- различными звеньями фин. системы
- предприятиями и их работниками (з/плата, дивиденды и др.)
- организациями и акционерами (учредителями…)
- организациям и банками (получение кредитов, их возврат с %)
- предприятиями и страховыми компаниями, населением и страховыми компаниями и др.
2 Функции финансов
Сущность финансов проявляется через их функции. Количество и содержание функций является спорными вопросами сущности финансов, в этой связи имеет смысл остановиться на изучении разных точек зрения по данному пункту.
Московская школа (Родионова Вера Михайловна и др.)
1. распределительная
2. контрольная
Дробозина к 1 и 2 функциям, добавляет регулирующую, далее добавили: стабилизационную, социальную, стимулирующую, дестимулирующую и др.
Санкт-Петербургская школа (Вознесенский, Собанти)
1. формирование денежных фондов и доходов
2. расходование денежных фондов
3. контрольная
Романовский отрицает наличие контрольной функции финансов.
Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную и контрольную, регулирующую. Действуя одновременно и скоординированно, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики.
Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.
Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих конституционных функций. В связи с этим финансы реализуются прежде всего на стадии распределения созданного обществом продукта.
Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. В отечественной экономической литературе структура совокупного общественного продукта (СОП) традиционно обозначается символами C + (V + m), где С – стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда); (V + m) – национальный доход (стоимость рабочей силы – V и прибавочный продукт – m).
Собственно распределение (или первичное распределение) означает, что после того как продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между его участниками. Часть СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть – (V + m) – распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение.
Затем следует вторичное распределение, или, иначе – перераспределение. Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального производства общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры и т.д. Общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого.
На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.
Распределительная функция проявляется в формировании и использовании денежных фондов. При посредстве финансов в процессе распределения и перераспределения национального дохода создаются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества: удовлетворение социально-культурных нужд, обеспечение обороны страны и т.д.
Распределительная функция позволяет:
- создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
- создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, осуществлять накопления гражданами.
Эффективной реализации данной функции препятствуют кризисные явления в экономике страны, в том числе: бюджетный дефицит, падение покупательной способности рубля, низкий уровень инвестиций в производство и т.д.
Распределительная функция финансов на практике осуществляется в соответствии с установленными правовыми нормами, которые регулируют финансовую систему и тем самым – воспроизводственный процесс. В этой связи выделяется регулирующая функция финансов.
Контрольная функция позволяет определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении денежных фондов, эффективно ли они используются. Практически данная функция реализуется через систему органов управления и финансового контроля.
Вместе с тем профессор М.В. Романовский не относит контрольную функцию к функциям финансов, аргументируя свою позицию тем, что контрольные мероприятия проводятся соответствующими государственными и органами предприятий и контроль является функцией этих органов.
Помимо вышеизложенных пунктов, рассматривают также стимулирующую функцию финансов. Сущность этой функции состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов (налогов, бюджета, экспортно-импортных пошлин, цен и тарифов) может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном направлении.
Некоторые исследователи, кроме вышеперечисленных, называют также производственную, социальную, фискальную и другие функции финансов, что, несомненно, отвечает особенностям конкретных видов финансовых категорий, например, таких как бюджет, налоги и т.д.
Финансовые отношения и играют особую роль в воспроизводственном процессе, оказывая воздействие на значительный круг экономических процессов. Такое влияние в первую очередь достигается через практическую реализацию функций и, кроме того, за счёт многообразия видов финансовых отношений, которые могут быть объединены в сферы и звенья финансовой системы.
2