Финансы предприятий автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития страны. Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения, которая постоянно развивается. Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения. Целью работы является рассмотрение особенностей организации финансов предприятий автомобилестроения, эффективность производства на таких предприятиях, а так же рассчитать финансовые показатели предприятия ОАО «Ульяновский моторный завод» за 2010 год.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов предприятий
автомобилестроения………….…………………………………………………..4
1.1. Затраты на производство и реализацию продукции на предприятиях автомобилестроения.……………………………………………………………...4
1.2. Оборотные средства предприятий автомобилестроения.…………….…..10
1.3 Эффективность производства предприятий автомобилестроения……..14
Глава 2. Практические расчеты финансовых показателей.………….………..19
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………….…..47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам предприятий.doc

— 547.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы финансов предприятий 

автомобилестроения………….…………………………………………………..4

1.1. Затраты на  производство и реализацию продукции  на предприятиях автомобилестроения.……………………………………………………………...4

1.2. Оборотные средства предприятий автомобилестроения.…………….…..10

1.3 Эффективность производства  предприятий автомобилестроения……..14

Глава 2. Практические расчеты финансовых показателей.………….………..19

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы……………………………………….…..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль  машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития страны. Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения, которая постоянно развивается. Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения.

В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также  расходов на рабочую силу. Продукция автомобилестроения характеризуется не только своей сложностью, но и многообразием и острой необходимостью технического обновления ее номенклатуры.

Целью работы является рассмотрение особенностей организации финансов предприятий автомобилестроения, эффективность производства на таких предприятиях, а так же рассчитать финансовые показатели предприятия ОАО «Ульяновский моторный завод» за 2010 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы финансов предприятий автомобилестроения.

 

1.1. Затраты на производство и реализацию продукции на предприятиях автомобилестроения.

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль  машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития страны. Автомобильная промышленность (автомобилестроение) — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Кроме того, включает подотрасли:

    - моторостроение,

      - производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность)

     - производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение).

В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности.

Автомобилестроение  с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции  чёрной металлургии — холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали и т. д.; цветной металлургии — производство радиаторов, карбюраторов, арматуры и т. д.; химической промышленности — резиновые (прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители и т. д.; электротехнической — системы зажигания, аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры, электропроводка, системы освещения; стекольной промышленности.

Автомобилестроение отличается сложностью выпускаемой продукции, состоящей из многочисленных деталей и узлов; последовательность их обработки и сборки в многочисленных цехах заводов и длительность производственного цикла. Объем продукции, выпускаемой заводами автомобилестроения, различен. Это может быть: массовое производство однообразной продукции, серийное или единичное производство. Бывает, что в рамках одного предприятия имеет место сочетание массового, серийного и единичного производства. Но это, безусловно, требует различного подхода к учету затрат и исчислению себестоимости продукции.

Продукция автомобилестроения характеризуется не только своей сложностью, но и многообразием и острой необходимостью технического обновления ее номенклатуры.

Автомобилестроительные заводы являются материалоёмкими производствами и основными потребителями металла в стране. В связи с усилением процесса специализации автомобилестроительных предприятий из года в год возрастает удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов, приобретаемых на стороне.

По организационной  структуре предприятия автомобилестроения являются многоцеховыми. В их состав входят многочисленные цехи основного производства, разнообразные цехи вспомогательных производств, функциональные отделы заводоуправлений, информационно-вычислительные центры, научно-исследовательские лаборатории и др. Сложность организационной структуры автомобилестроительных предприятий обусловливает необходимость поддержания высокого уровня затрат на заработную плату и расходов по обслуживанию оборудования и управлению производством (расходов, связанных с работой оборудования, цеховых и общезаводских расходов).

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Снижению себестоимости  промышленной продукции способствует рост производительности труда и  экономия рабочего времени, рациональное использование основных и оборотных  фондов, сокращение отходов сырья, снижение брака продукции, экономия в расходах на содержание аппарата управления и т.д. Важным условием снижения себестоимости является внедрение новой техники и технологии производства и обеспечение необходимой специализации производства.

Любое автомобилестроительное предприятие сталкивается с задачей расчета затрат на изготовление различных изделий. Затраты являются основой цены и соответственно непосредственным образом влияют на ценовую политику автомобилестроительного предприятия.

В целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная. При группировке затрат по элементам определяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах. Сумма затрат по каждому элементу определяется на основе счетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.

Затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

 

 
     · материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 
     · затраты на оплату труда; 
     · отчисления на социальные нужды; 
     · амортизация основных средств; 
     · прочие затраты.

Материальные затраты  отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупных материалов; стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость  продукции, исключается стоимость  реализуемых отходов.

Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса в зависимости от их использования.

Затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.

Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Эти отчисления производятся по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования.

Амортизация основных средств  отражает сумму амортизационных  отчислений на полное восстановление основных средств.

Прочие затраты –  это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.

Группировка затрат по экономическим  элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.

Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.

Существует типовая  номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства  могут вносить в нее изменения  в зависимости от отраслевых особенностей.

Типовая номенклатура включает следующие статьи: 
    1. Сырье и материалы. 
    2. Возвратные отходы (вычитаются). 
    3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций. 
    4. Топливо и энергия на технологические цели. 
    5. Заработная плата производственных рабочих. 
    6. Отчисления на социальные нужды. 
    7. Расходы на подготовку и освоение производства. 
    8. Общепроизводственные расходы. 
    9. Общехозяйственные расходы. 
    10. Потери от брака. 
    11. Прочие производственные расходы. 
    12. Коммерческие расходы.

Итог первых 9 статей образует цеховую себестоимость, итог 11 статей – производственную себестоимость, итог всех 12 статей – полную себестоимость.

В процессе калькулирования себестоимости ставится задача определить необходимый объем трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление изделия. Это достигается в тех случаях, когда все расчеты выполняются обоснованно путем использования соответствующих нормативов. Такие нормативы создаются на предприятиях и централизованно в масштабе отрасли. К ним относятся, прежде всего, трудовые и материальные нормативы. Под первыми понимают нормы времени и расценки для производственных рабочих по видам продукции; нормативы по вспомогательным цехам; нормативы по обслуживанию рабочих мест для наладчиков, ремонтных рабочих; штатные расписания по отделам заводоуправления, цехам и службам завода. На основе этих нормативов определяют численность трудящихся и фонд заработной платы.

Материальные нормативы включают нормы расхода основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, оснастки. В эту же группу включаются материальные нормативы по ремонтным работам.

На основе указанных  нормативов разрабатываются сметы  цеховых и общезаводских расходов, а затем составляется калькуляция изделия. При этом по прямым статьям затрат за основу принимают действующие нормативы по основным материалам, покупным изделиям и полуфабрикатам со стороны, основной заработной плате производственных рабочих и т.д. По косвенным статьям расходов на основе разработанных смет устанавливаются необходимые соотношения между общей суммой расходов и их распределением по отдельным видам изделий. Сумма прямых и косвенных расходов составляет себестоимость изделия.

Как показывает практика получения калькуляции затрат, основными статьями калькуляции являются затраты на сырье и материалы, а также затраты на заработную плату основных рабочих. Все остальные статьи калькуляции рассчитываются как процентное отношение от заработной платы основных рабочих. Поэтому основными показателями себестоимости являются нормы времени на изготовление изделия и нормы расхода материала.

 

1.2. Оборотные средства предприятий автомобилестроения.

Оборотные фонды - обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется труд, затрачиваемый на их добычу и производство, тем дешевле продукт.

Для осуществления непрерывности  производственного процесса автомобилестроительные предприятия нуждаются в оборотном капитале, который участвует в производстве и полностью расходуется в течение одного производственного цикла.

Кругооборот фондов предприятий  начинается с авансирования стоимости  в денежной форме на приобретение средств производства.

1. стадия: организованный  процесс материально-технического  снабжения средствами производства;

2. стадия: потребление  средств производства и создание  готовой продукции; 

3. стадия: реализация  готовой продукции.

Кругооборот фондов предприятий  может совершаться только при  наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме.

 Оборотные средства выступают прежде всего как стоимостная категория: на практике они не являются материальными ценностями, ибо из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. Оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются (отличительная черта собственных средств) с тем, чтобы возвратиться после одного кругооборота и вступить в другой. Оборотные фонды непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные средства - косвенно, через оборотные фонды. В процессе кругооборота оборотные средства воплощают свою стоимость в оборотных фондах и поэтому посредством последних функционируют в процессе производства, участвуют в формировании издержек производства.

Информация о работе Финансы предприятий автомобилестроения