Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа
Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития страны. Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения, которая постоянно развивается. Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения. Целью работы является рассмотрение особенностей организации финансов предприятий автомобилестроения, эффективность производства на таких предприятиях, а так же рассчитать финансовые показатели предприятия ОАО «Ульяновский моторный завод» за 2010 год.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов предприятий
автомобилестроения………….…………………………………………………..4
1.1. Затраты на производство и реализацию продукции на предприятиях автомобилестроения.……………………………………………………………...4
1.2. Оборотные средства предприятий автомобилестроения.…………….…..10
1.3 Эффективность производства предприятий автомобилестроения……..14
Глава 2. Практические расчеты финансовых показателей.………….………..19
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………….…..47
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы финансов предприятий
автомобилестроения………….…………………
1.1. Затраты на
производство и реализацию
1.2. Оборотные средства предприятий автомобилестроения.…………….…..10
1.3 Эффективность производства
предприятий автомобилестроения
Глава 2. Практические расчеты финансовых показателей.………….………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…..
Введение.
Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития страны. Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения, которая постоянно развивается. Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения.
В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу. Продукция автомобилестроения характеризуется не только своей сложностью, но и многообразием и острой необходимостью технического обновления ее номенклатуры.
Целью работы является рассмотрение особенностей организации финансов предприятий автомобилестроения, эффективность производства на таких предприятиях, а так же рассчитать финансовые показатели предприятия ОАО «Ульяновский моторный завод» за 2010 год.
Глава 1. Теоретические основы финансов предприятий автомобилестроения.
1.1. Затраты на производство и реализацию продукции на предприятиях автомобилестроения.
Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития страны. Автомобильная промышленность (автомобилестроение) — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Кроме того, включает подотрасли:
- моторостроение,
- производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность)
- производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение).
В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности.
Автомобилестроение с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции чёрной металлургии — холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали и т. д.; цветной металлургии — производство радиаторов, карбюраторов, арматуры и т. д.; химической промышленности — резиновые (прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители и т. д.; электротехнической — системы зажигания, аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры, электропроводка, системы освещения; стекольной промышленности.
Автомобилестроение отличается сложностью выпускаемой продукции, состоящей из многочисленных деталей и узлов; последовательность их обработки и сборки в многочисленных цехах заводов и длительность производственного цикла. Объем продукции, выпускаемой заводами автомобилестроения, различен. Это может быть: массовое производство однообразной продукции, серийное или единичное производство. Бывает, что в рамках одного предприятия имеет место сочетание массового, серийного и единичного производства. Но это, безусловно, требует различного подхода к учету затрат и исчислению себестоимости продукции.
Продукция автомобилестроения характеризуется не только своей сложностью, но и многообразием и острой необходимостью технического обновления ее номенклатуры.
Автомобилестроительные заводы являются материалоёмкими производствами и основными потребителями металла в стране. В связи с усилением процесса специализации автомобилестроительных предприятий из года в год возрастает удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов, приобретаемых на стороне.
По организационной
структуре предприятия автомоби
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Снижению себестоимости промышленной продукции способствует рост производительности труда и экономия рабочего времени, рациональное использование основных и оборотных фондов, сокращение отходов сырья, снижение брака продукции, экономия в расходах на содержание аппарата управления и т.д. Важным условием снижения себестоимости является внедрение новой техники и технологии производства и обеспечение необходимой специализации производства.
Любое автомобилестроительное предприятие сталкивается с задачей расчета затрат на изготовление различных изделий. Затраты являются основой цены и соответственно непосредственным образом влияют на ценовую политику автомобилестроительного предприятия.
В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная. При группировке затрат по элементам определяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах. Сумма затрат по каждому элементу определяется на основе счетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
· материальные затраты
(за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные
нужды;
· амортизация основных
средств;
· прочие затраты.
Материальные затраты отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупных материалов; стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов.
Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса в зависимости от их использования.
Затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.
Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Эти отчисления производятся по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования.
Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств.
Прочие затраты – это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.
Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.
Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.
Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить в нее изменения в зависимости от отраслевых особенностей.
Типовая номенклатура включает следующие статьи:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия, полуфабрикаты
и услуги производственного характера
сторонних предприятий и организаций.
4. Топливо и энергия на технологические
цели.
5. Заработная плата производственных
рабочих.
6. Отчисления на социальные
нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение
производства.
8. Общепроизводственные расходы.
9. Общехозяйственные расходы.
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные
расходы.
12. Коммерческие расходы.
Итог первых 9 статей образует цеховую себестоимость, итог 11 статей – производственную себестоимость, итог всех 12 статей – полную себестоимость.
В процессе калькулирования себестоимости ставится задача определить необходимый объем трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление изделия. Это достигается в тех случаях, когда все расчеты выполняются обоснованно путем использования соответствующих нормативов. Такие нормативы создаются на предприятиях и централизованно в масштабе отрасли. К ним относятся, прежде всего, трудовые и материальные нормативы. Под первыми понимают нормы времени и расценки для производственных рабочих по видам продукции; нормативы по вспомогательным цехам; нормативы по обслуживанию рабочих мест для наладчиков, ремонтных рабочих; штатные расписания по отделам заводоуправления, цехам и службам завода. На основе этих нормативов определяют численность трудящихся и фонд заработной платы.
Материальные нормативы включают нормы расхода основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, оснастки. В эту же группу включаются материальные нормативы по ремонтным работам.
На основе указанных нормативов разрабатываются сметы цеховых и общезаводских расходов, а затем составляется калькуляция изделия. При этом по прямым статьям затрат за основу принимают действующие нормативы по основным материалам, покупным изделиям и полуфабрикатам со стороны, основной заработной плате производственных рабочих и т.д. По косвенным статьям расходов на основе разработанных смет устанавливаются необходимые соотношения между общей суммой расходов и их распределением по отдельным видам изделий. Сумма прямых и косвенных расходов составляет себестоимость изделия.
Как показывает практика получения калькуляции затрат, основными статьями калькуляции являются затраты на сырье и материалы, а также затраты на заработную плату основных рабочих. Все остальные статьи калькуляции рассчитываются как процентное отношение от заработной платы основных рабочих. Поэтому основными показателями себестоимости являются нормы времени на изготовление изделия и нормы расхода материала.
1.2. Оборотные средства предприятий автомобилестроения.
Оборотные фонды - обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется труд, затрачиваемый на их добычу и производство, тем дешевле продукт.
Для осуществления непрерывности производственного процесса автомобилестроительные предприятия нуждаются в оборотном капитале, который участвует в производстве и полностью расходуется в течение одного производственного цикла.
Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение средств производства.
1. стадия: организованный
процесс материально-
2. стадия: потребление
средств производства и
3. стадия: реализация готовой продукции.
Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме.
Оборотные средства выступают прежде всего как стоимостная категория: на практике они не являются материальными ценностями, ибо из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. Оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются (отличительная черта собственных средств) с тем, чтобы возвратиться после одного кругооборота и вступить в другой. Оборотные фонды непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные средства - косвенно, через оборотные фонды. В процессе кругооборота оборотные средства воплощают свою стоимость в оборотных фондах и поэтому посредством последних функционируют в процессе производства, участвуют в формировании издержек производства.