Финансы и финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Оглавление

Введение. 3
1.Финансы РФ. 7-13
1.1.Функции финансов. 8
1.2.Признаки финансов. 9
1.3.Особенности финансов. 11
2. Финансовая система РФ. 14-32
2.1.Государственный бюджет. 16
2.2.Внебюджетные фонды. 23
2.3.Государственный кредит. 23
2.4.Фонды страхования. 25
2.5.Фондовый рынок. 30
2.6.Финансы предприятия. 31
Заключение 33
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

fin.i_finan.sist.rf-tanya.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

 Зарплата. Следом за  ценой, внутри финансового распределения,  начинает функционировать заработная  плата. Финансы создают условия  для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочей силы; во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс.

С помощью финансов формируется  множество фондов, а с помощью  заработной платы - фонд заработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработная плата - основа для уплаты налогов. Источником заработной платы являются финансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становится источником финансовых ресурсов.

 Кредит. Фонды банков  формируются на стадии перераспределения,  т.е. кредит завершает распределительный  процесс. Кредитные ресурсы формируются  в результате того, что появляется  несоответствие в наличии собственных  средств и их потребностью. Кредит  дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.

1.3. Особенности финансов.

Особенности финансов:

- средства банка выдают  на определенный срок; на определенных  условиях и при условии возвратности;

- средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита  происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями  и гражданами.

Постоянно происходит переливание  кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Использование финансов в условиях рынка.

Объективные предпосылки  и возможности использования  финансов

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и  процесс в целом. Объективные  предпосылки влияния связаны  с двумя обстоятельствами:

- финансы функционируют  во всех сферах общественного  производства (производстве, обращении,  потреблении)

- финансы обладают  потенциальным свойством быть  катализатором  процессов экономики,  что вытекает из распределительной  функции.  Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального  производства, таким образом, оказывает  влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она  представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается,  предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

- коммерческие организации;

- бюджетные организации

В настоящее время  можно встретить организации  смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками  существуют возможности использования  финансов. Они вытекают из экономической  природы финансов. Поскольку это  распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория  воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для  достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

- количественно (характеризуется  пропорциями распределительного  процесса);

- качественно (характеризуется  воздействием финансов на материальные  интересы субъектов хозяйствования).

   Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

- с позиции обеспечения  потребностей расширенного воспроизводства  необходимыми финансовыми источниками;

- с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;

- с позиции использования  финансов, как экономического стимула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовая система  РФ.

 

Что же представляет собой финансовая система России?

 Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система  представляет собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две  подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы  деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы  служат финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически  связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

2.1. Государственный бюджет.

 

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.                                              ГБ характеризуется следующими чертами:

    -носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит бюджета,                                                                                         -формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

    -перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности,  социальными группами населения;

    -государственное регулирование и стимулирование экономики;

   -финансовое обеспечение финансовой политики;

   -контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным  процессом принимают участие  все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное  место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов   автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс.  местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон “Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РФ” 

Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного  устройства:  единство, полнота,  реальность, гласность и самостоятельность  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная  проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм,  т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии  с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные  доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие  доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции —  средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,  катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату.  Возврат осуществляется  в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

Информация о работе Финансы и финансовая система РФ