Финансы и финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Оглавление

1. Финансовая политика: понятие, задачи, принципы, исторические типы.
Литература: [25,26,27,28,30,31],
2. Бюджетный процесс в Российской Федерации: сущность, участники, стадии.
Литература: [3,25,26,27,28,30].
3. Формы и виды страхования в Российской Федерации.
Литература: [10,25,26,27,28,30].
4. Роль финансов в развитии международных экономических отношений.
Литература: [25,26,27,28,30,34].

Файлы: 1 файл

К.Р. по Финансам(ненужная).doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Задание 5

  1. Финансовая политика: понятие, задачи, принципы, исторические типы.

     Литература: [25,26,27,28,30,31],

  1. Бюджетный процесс в Российской Федерации: сущность, участники, стадии.

     Литература: [3,25,26,27,28,30].

  1. Формы и виды страхования в Российской Федерации.

     Литература: [10,25,26,27,28,30].

  1. Роль финансов в развитии международных экономических отношений.

     Литература: [25,26,27,28,30,34]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Финансовая  политика: понятие,  задачи, принципы, исторические  типы.

Финансовая  политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание  финансовой политики:

            1. Разработка общей  концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, главных задач.

            2. Создание адекватного  финансового механизма.

            3. Управление финансовой  деятельностью государства и  других субьектов экономики.

        Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

        Важная составная  часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

        Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации  финансовых отношений.

        Элементы финансового  механизма:

            · формы финансовых ресурсов;

            · методы их формирования;

            · система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

            · организации бюджетной  системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизмДирективныйРегулирующийразрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий). 

определяет  основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

        В этом случае государство  устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов. 

        Исходя из выше сказанного задачами финансовой политики является:

            1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

            2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

            3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

            4.   выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

            5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.  

        В процессе проведения финансовой политики особенно важно  обеспечение ее взаимосвязи с  другими составными частями экономической  политики - кредитной, ценовой, денежной.

        Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

        Типы  финансовой политики.

        Классическая политика.

        Являлась основным типом финансовой политики большинства  стран до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

        Основные направления:

            ·     невмешательство государства в экономику,

            ·     сохранение свободной конкуренции,

            ·     использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.  

        Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

        Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

        Регулирующая  финансовая политика  

        Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х  XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

        В ее основу были положены  труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

        Основывалась на необходимости вмешательства и  регулирования государством циклического развития экономики.

        Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования  финансового механизма для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения.

        Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

        Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

        Большое внимание в  финансовом механизме уделяется  системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

        Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

        В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах  стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

        В 70-х годах в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная  с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.

        Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости  сокращения обьема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

        Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

        Планово-директивная  финансовая политика.

        Применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой.

        Основана на государственной  собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

        Ее цель - обеспечение  максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в  соответсвии с основными направлениями государственного плана.

        Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изьятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

        Управление финансами  осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми  вопроса использования финансового  механизма в народном хозяйстве.

        Планово-директивная  финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

     2. Бюджетный процесс  в Российской Федерации:  сущность, участники,  стадии.

     Бюджетный процесс, как определяет его Бюджетный кодекс РФ (ст. 6), - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Продолжительность бюджетного процесса, который включает четыре стадии, длится около трех лет  составление проекта бюджета, его  рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период, - с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - восемь месяцев.

Задачи  и участники бюджетного процесса. Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

1) максимальное  выявление всех материальных  и финансовых резервов в целях  достижения существенного прогресса  на пути к
сбалансированному  рынку;

2)  определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также  общего  объема  в  соответствии    с прогнозами   и   целевыми программами социально-экономического развития;

3)  установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема  исходя  из  потребности  бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

4)  согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций   в   экономике   и   обеспечение   устойчивости   национальной денежной единицы;

5)  сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

6)  осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами    хозяйства, экономическими регионами;

7)  повышение роли   перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

8)  контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

9)  автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Участниками бюджетного процесса являются (ст. 152 Бюджетного кодекса РФ):

- Президент  РФ и органы законодательной  (представительной) власти;

- органы  исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);

- органы  денежно-кредитного регулирования;

- органы  государственного и муниципального  контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств и др.

Принципы  организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся   в   единой   правовой   базе,   единой   бюджетной   классификации,   единстве   форм   бюджетной документации,  необходимой  для   статистической  и  бюджетной  информации  при  составлении  консолидированного бюджета РФ  и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельность  каждого  участника  осуществлять   бюджетный   процесс.   Обеспечивается   наличием   собственных  и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

3) балансовый  метод, который заключается в  установлении правильного соотношения  между доходами и расходами  бюджетов.

Это  должно  обеспечить  устойчивость   бюджета  и   необходимые  пропорции   в  распределении  средств   между  сферами  хозяйства, экономическими регионами. Важное условие метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип - главная цель всей финансовой политики.

Составление проектов бюджетов осуществляется Правительством РФ не позднее, чем за десять месяцев  до начала очередного финансового года. Ему предшествует разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых осуществляется разработка проектов бюджетов.

Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами. При составлении проектов бюджетов используются разные методы:

-  метод экономического анализа - определяется степень выполнения бюджета за прошлый гол и устанавливается степень выполнения за истекший год, выявляются причины отклонений;

-  нормативный метод, в основе которого лежат нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг;

-  экстраполяционный метод - исходя из отчетных данных за предыдущие годы на основе динамики определяются финансовые показатели, и полученные суммы экстраполируются на будущий год.

Одновременно  с проектом федерального бюджета  Министерство финансов РФ разрабатывает  основные показатели федерального бюджета  на среднесрочную перспективу.

Перспективный финансовый план содержит данные о  прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению  государственных и муниципальных  заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года (год, на который составляется бюджет, плановый период - следующие два года).

Рассмотрение  и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах Федеральном  Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов  РФ и органах местного самоуправления.

Совет Государственной Думы в течение  суток после его получения  направляет все материалы в Комитет  по бюджету для подготовки заключения. На основании заключения данного  Комитета решается вопрос о принятии Проекта федерального закона о бюджете к рассмотрению в Госдуме либо возвращению в Правительство РФ на доработку.

Госдума рассматривает Проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях.

При рассмотрении законопроекта о федеральном  бюджете в первом чтении обсуждаются концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой полемики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджет на предстоящий год, к которым относятся (ст. 199 Бюджетного кодекса РФ):

- доходы   федерального   бюджета   по   группам,   подгруппам   и   статьям классификации доходов бюджетов РФ;

- распределение  доходов от федеральных налогов  и сборов между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  РФ;

- дефицит  федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источники его покрытия;

- общий  объем расходов федерального  бюджета на предстоящий гол.

Во  втором чтении Госдума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Госдума в третьем чтении утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, а также расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федеральною бюджета.

Заключительное, четвертое чтение федерального закона о федеральном бюджете заканчивается принятием закона в федеральном бюджете в целом.

Принятый  Госдумой закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня  принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который обсуждает  федеральный бюджет в течение 14 дней и одобряет его (или нет) в целом. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту РФ и обнародование.

Исполнение  бюджета начинается после утверждения  федерального бюджета Парламентом  и подписи его Президентом  РФ. Правительство РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления организует порядок исполнения доходной и расходной частей бюджета.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей в целом  и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового гола, на который утвержден бюджет.

Информация о работе Финансы и финансовая политика