Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:10, контрольная работа
Финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему денежных распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов.
Без должного теоретического осмысления новой роли финансов в меняющейся экономической среде России невозможно построение действующего финансового механизма.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. «Финансы» - категория историческая…………………………………..4
2. Объект изучения финансовой науки……………………………………6
3. Функции финансов………………………………………………………..7
4. Финансовые ресурсы……………………………………………………..9
5. Финансовая система………………………………………………………11
6. Финансовая политика…………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………..20
Вторым важным источником формирования централизованных финансовых ресурсов являются доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в форме прибыли и амортизационных отчислений государственных хозяйствующих субъектов – предприятий и организаций).
Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет реализации государственных ценных бумаг и размещения долгосрочных государственных займов, доходов от реализации государственного и муниципального имущества при его приватизации, поступлений от внешнеэкономической деятельности государства.
Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – это совокупность всех денежных доходов и поступлений, находящихся в их распоряжении. На уровне хозяйствующих субъектов финансовые ресурсы используются на образование денежных фондов целевого назначения (фонд оплаты труда, фонд производственного развития, резервный фонд, страховой фонд, фонд материального поощрения и др.), выполнение обязательств перед государственным бюджетом, деловыми партнерами (поставщиками сырья, материалов, оборудования, товаров, энергоносителей и т.п.), банками, страховыми организациями и другими юридическими и физическими лицами.
Финансовые ресурсы
Понятие «финансовая система»
(или «система финансов») является развитием
более общего понятия «финансы»
- системы экономических
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются различные денежные фонды.
Необходимость выделения отдельных звеньев финансовой системы вызвана различием в участии многочисленных субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств.
Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы, методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Система финансов в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на отдельные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности они образуют единую финансовую систему государства.
Подсистема государственных финансов включает:
Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает:
Финансы коммерческих организаций
подразделяются, в свою очередь, на
финансы коммерческих организаций
в сфере материального
В рыночной экономике основным экономическим (хозяйствующим) субъектом выступают коммерческие организации (предприятия). Они являются юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Особое место в деятельности коммерческих организаций и финансовой систем в целом занимают финансовые посредники. В развитых странах в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.
Несмотря на разнообразие типов финансовых посредников (коммерческие банки и кредитные учреждения, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании, фондовые и валютные биржи и др.) они выполняют общую функцию: приобретают и продают разные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к конечным потребителям.
Финансы некоммерческих организаций как самостоятельно хозяйствующих субъектов, не ставящих своей основной целью извлечение прибыли, имеют специфику, связанную с целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источником ее финансирования. Прибыль, получаемая некоммерческими организациями, не распределяется между учредителями или участниками организаций, а направляется на финансирование уставной деятельности.
Взаимодействие подсистем, звеньев и подзвеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является Центральный банк Российской Федерации и вторым (нижним) уровнем – коммерческие банки и кредитные учреждения.
Правительство Российской Федерации совместно с Банком России разрабатывает и осуществляет кредитно – денежную политику, которая неразрывно связана с государственной финансовой политикой по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Большая роль в осуществлении этой политики отводится коммерческим банкам. Функционируя как коммерческие организации – финансовые посредники, они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно – финансового обслуживания.
Основой финансовой системы любого государства являются децентрализованные финансы, поскольку именно в материальном производстве формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.
В рыночной экономике первичные
доходы хозяйствующих субъектов
создаются в частных и
Любое государство в процессе функционирования осуществляет политическую деятельность в экономическом, социальном, национальном, геополитическом и военном направлениях.
Составной частью социально-экономической политики государства является финансовая политика. Особенность ее состоит в том, что, будучи составной частью социально-экономической политики и выполняя по отношению к ней вспомогательную роль, финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства во всех перечисленных пяти направлениях. Без успеха финансовой политики все замыслы государства обречены на провал.
Главной целью государственной финансовой политики должно быть (и должно стать в современной России) создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Финансовая политика государства должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны, увеличение объема финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование.
Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий, включающий:
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов для решения главных и экономических и социальных задач государства. Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Стратегия и тактика финансовой
политики взаимосвязаны и
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового
механизма относятся формы
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все изменения текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Сюда входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает систему организации финансовых отношений, обязательную для всех участников.
Регулирующий финансовый
механизм определяет основные правила
финансовых отношений (правила игры)
в конкретном сегменте финансов, не
затрагивающем прямо интересы государства.
например, для частных предприятий
государство устанавливает
На разных этапах исторического развития разными государствами применялись разные типы финансовой политики. финансовая наука выделяет три основных типа: классический, регулирующий, планово-директивный.
До конца 20-х годов прошлого
столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был классиче
Бурное развитие производительных
сил поставило перед