Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 03:29, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается понятие финансового рынка, его значение в экономике, состояние и структура финансового рынка Великобритании и Японии. Так же рассматривается основные направления и развитие Российского финансового рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
Понятие финансового рынка и его значение в экономике………….5
Понятие финансового рынка……………………………………….…..5
Роль финансового рынка……………………………………………...10
2. Финансовый рынок развитых стран……………………………….…12
2.1. Финансовый рынок Великобритании…………………………….14
2.2 Финансовый рынок Японии……………………………………...…..22
2.3 Развитие Российской экономической системы с
использованием зарубежного опыта……………………………………...…27
Российский финансовый рынок – основные направления и развитие…………………………………………………………...………28
3.1 Особенности финансового рынка Росии…………………………….28
3.2 Методы государственного регулирования………………………….31
3.3 Направления совершенствования финансового рынка России…38
3.4 Перспективы Российского финансового рынка…………………...41
Заключение…………………………………………………………………...…43
Список использованной литературы………………………………………..44

Файлы: 1 файл

контрольная по финансам.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

В основе деления финансового рынка на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практике развитых стран считается, что если срок обращения инструмента составляет менее 1 года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) относятся к рынку капитала.

Строго говоря, имеется «пограничная область» от 1 года до 5 лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала.

В России разделение на краткосрочные и долгосрочные инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.

О том, что отечественный финансовый рынок еще не стал полноценным инструментом привлечения инвестиций свидетельствует и тот факт, что российские компании осуществляют крупные заимствования и долгосрочные размещений на зарубежных площадках. В целом к февралю 2006 г. капитализация российского фондового рынка увеличилась до 79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка России на среднесрочную перспективу являются стимулирование роста капитализации, выхода предприятий на отечественный фондовый рынок.

В течение последних лет на российском финансовом рынке отразились общие негативные тенденции, в том числе связанные с ипотечным кризисом на мировом рынке.

Рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, существенную долю капитализации рынка (64,3%) составляют компании нефтегазового сектора.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. В 2004—2005 гг. российские предприятия при выпуске облигаций 66% средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34% — на внутреннем облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) являются недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего, в отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

Дистанционное обучение для военнослужащих по доступным ценам

Классификации финансовых рынков:

  • по принципу возвратности (долговые обязательства и рынок собственности);
  • по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);
  • по сроку предоставления денег (рынок денег и рынок капиталов);
  • по форме организации (организованные и распределенные).

Например, классификация рынка ценных бумаг по форме организации торговли включает:

  • биржевой рынок,
  • внебиржевой (розничный) рынок
  • электронный рынок.

В России представлены все эти три типа рынка. Наиболее развитым является биржевой рынок. Он характеризуется большими оборотами, которые позволяют создать высокоэффективную инфраструктуру, способную принять на себя большую часть рисков и существенно ускорить сделки и уменьшить удельные накладные расходы. Платой за это является строгая стандартизация сделки, жесткие ограничения на деятельность участников рынка, повышенные обязательства в отношении поддержания ликвидности и надежности.

Электронные рынки ценных бумаг возникли позже бирж - с появлением современных средств связи и информатики. В настоящее время обороты на них сравнимы с биржевыми. В России существовало несколько такого рода систем, но сегодня реально работает только Российская Торговая Система (РТС).

Каждый из участников финансового рынка в зависимости от поставленной цели определяет свой эффективный вид деятельности - осуществлять ли эмиссионную, инвестиционную, брокерскую деятельность, покупать, продавать и хранить ценные бумаги (или иные активы), или проводить иные операции с ними.

3.2 Методы государственного регулирования.

Государственное регулирование рынка денежного капитала(кредитов).

Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения круговорота денежного капитала.

Основными субъектами рынка кредитов являются банки.

Теперь банковская сеть развивается в основном только за счет роста сети филиалов. На 1 января 1998 года в России существовало 1675 банков.

Не смотря на значительное увеличение объема кредитования, заметно ухудшение структуры кредитов. К сожалению, наблюдается постоянное сокращение доли долгосрочных кредитов, что делает практически невозможным кредитование производственной сферы. Одной из задач государственного регулирования должно стать стимулирование банков к долгосрочному кредитованию.

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Основными рычагами воздействия Банка России на рынок денежного капитала является регулирование величины учетной ставки и размера обязательных резервов коммерческих банков, а также объема операций на рынке государственных ценных бумаг.

Кризис закончился, но тяжелая жизнь для финансовых институтов и, в особенности, для банков только началась.

В ближайшем будущем предстоят законодательные и нормативные нововведения в банковской сфере . Прежде всего предстоит принятие закона о национальной платежной системе, который поставит под государственный надзор и регулирование все нестандартные финансовые сервисы, такие как сети платежных терминалов и мобильные платежи.

С целью улучшения борьбы с отмыванием преступно нажитых средств, банкам, должны быть предоставлены права отказывать клиентам в открытии счета и даже в одностороннем порядке разрывать договор счета в случае сомнительных сделок. Будут подготовлены законодательные поправки, облегчающие выдачу синдицированных кредитов и отдельный закон о секьюритизации. Но самое главное, – с учетом опыта, полученного в кризис, будет усилена уголовная и материальная ответственность и собственников, и менеджеров, и заемщиков банков при выдаче «проблемных» кредитов.

Банки подошли к тому пределу, когда далее невозможно экстенсивное развитие путем создания новых филиалов и массового привлечения новых клиентов. В принятой Минфином и ЦБ стратегии необходимо до 2015 года увеличить объем кредитного портфеля с 45 до 55% ВВП. Но спрос на кредиты довольно низкий, поэтому 10% ВВП придется пристраивать фактически насильно. Значит, придется снижать процентные ставки и продлевать сроки по кредитам. Причем «расти придется в жесточайшей конкуренции». В итоге, маржа будет снижаться, и «жить только на процентной марже скоро будет невозможно». Маржа сравняется с уровнем операционных издержек, доля процентных доходов в суммарных доходах банков снизится с 70% до, скажем, 35% – остальное придется добирать за счет комиссионных доходов. И банки должны будут превращаться из «кредитных организаций» в «фирмы по финансовым услугам». Выживать им придется только за счет снижения издержек.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции:

1) осуществление разработки  основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов  эмиссии ценных бумаг, проспектов  эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разработка и утверждение  единых требований к правилам  осуществления профессиональной  деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4) установка единых обязательных  требований к операциям с ценными  бумагами, норм допуска ценных  бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5) установка единых требований  к порядку ведения реестра  именных ценных бумаг;

6) установка порядка и  осуществление лицензирования различных  видов профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг и  деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдача, приостановка или  отзыв генеральных лицензий на  осуществление деятельности по  лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка;

8) определение стандартов  деятельности инвестиционных, негосударственных  пенсионных, страховых фондов и  страховых компаний на рынке  ценных бумаг

9) осуществление контроля  за соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных бумагах;

10)      обеспечение  создания общедоступной системы  раскрытия информации на рынке  ценных бумаг;

11)      регулирование  деятельности саморегулируемых  организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Законодательство РФ позволяет создавать профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации.  Саморегулируемая организация в соответствии с лицензией, выданной

Саморегулируемые организации призваны помочь государству в решении задач развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Несмотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.

Государственное регулирование валютного рынка.

В России до 1995 года валютное регулирование практически отсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по отношению к иностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так как постоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту и банки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция), то постепенное обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базы страны.

Кроме того, практически отсутствовал эффективный контроль за вывозом валюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки экспортеров.

В результате введения в Российской Федерации в 1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем невозвращенной выручки сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и лишь 4% в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Информация о работе Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов