Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 03:29, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается понятие финансового рынка, его значение в экономике, состояние и структура финансового рынка Великобритании и Японии. Так же рассматривается основные направления и развитие Российского финансового рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
Понятие финансового рынка и его значение в экономике………….5
Понятие финансового рынка……………………………………….…..5
Роль финансового рынка……………………………………………...10
2. Финансовый рынок развитых стран……………………………….…12
2.1. Финансовый рынок Великобритании…………………………….14
2.2 Финансовый рынок Японии……………………………………...…..22
2.3 Развитие Российской экономической системы с
использованием зарубежного опыта……………………………………...…27
Российский финансовый рынок – основные направления и развитие…………………………………………………………...………28
3.1 Особенности финансового рынка Росии…………………………….28
3.2 Методы государственного регулирования………………………….31
3.3 Направления совершенствования финансового рынка России…38
3.4 Перспективы Российского финансового рынка…………………...41
Заключение…………………………………………………………………...…43
Список использованной литературы………………………………………..44

Файлы: 1 файл

контрольная по финансам.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Отрасль отличается относительно высоким уровнем концентрации: на долю 10 основных управляющих приходится половина всех активов, находящихся в доверительном управлении. Крупнейшим игроком выступает Barclays Global Investors, под управлением которого более 1,6 трлн. долл. активов.

Лондонская фондовая биржа.

Лондонская фондовая биржа считается старейшей фондовой биржей в мире. Обычно годом её основания считают 1773 год. Именно тогда, во всяком случае, впервые появился сам термин London Stock Exchange. Биржа занимает 3-4 место в мире по капитализации и обороту, при этом она не знает равных с точки зрения оборота иностранных акций.

Оборот торговли акциями многих европейских эмитентов в Лондоне больше, чем у них на родине. Это касается и российских компаний, оборот торговли которыми (американские и глобальные депозитарные расписки на российские акции) в Лондоне в отдельные годы был в два-три раза выше, чем в России. Кстати, в 2004-2005 годах среди иностранных компаний первые места по оборотам заняли российские эмитенты. В 2005 году «Лукойл» оказался самой торгуемой иностранной компанией LSE. В текущем десятилетии LSE, как очень многие биржи, превратилась в открытое акционерное общество (Public Limited Company) c выпуском своих акций в свободную продажу и листингом на самой LSE.

Торговля на LSE осуществляется с помощью двух электронных торговых систем: SETS и SEAQ. Последняя является аналогом NASDAQ (дилерский рынок – quote-driven market) и функционирует с 1986 года. Тогда же прекратились голосовые торги и закрылся торговый зал LSE. SETS введена в строй в 1997 году и основана на вводе приказов (аукционный рынок – order-driven market). В ней торгуются акции более 200 крупнейших эмитентов.

Помимо указанных торговых систем на LSE применяются различные их разновидности, введенные в строй в первой половине 2000-х годов.

Система регулирования финансового рынка Великобритании

Регулирование всех сегментов финансового рынка в Великобритании возложено на специальный орган – Ведомство по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA), де-факто существующий с конца 1990-х годов. Ранее регулирование выполняли различные организации, от Банка Англии до саморегулируемых организаций. В конце прошлого десятилетия в Великобритании началась реформа системы регулирования, в результате которой сформировался нынешний мегарегулятор. Нормативной базой деятельности FSA является Закон о финансовых услугах и рынках 2000 года. (Financial Services and Markets Act 2000). Законом перед Ведомством поставлены следующие основные задачи:

    • поддерживать доверие к финансовой системе Великобритании;
    • способствовать лучшему пониманию населением финансовой системы;
    • обеспечить должный уровень безопасности для инвесторов;
    • уменьшить возможности преступлений в финансовой сфере.

Эти задачи решаются путем лицензирования (authorisation) участников финансовых рынков (компаний и индивидуумов); введения и поддержания нормативов, обеспечивающих экономическую безопасность (достаточность капитала, структура активов и пассивов), контроля и постоянного мониторинга их деятельности на рынке; поддержания базы данных о лицензированных учреждениях; информирования инвесторов о потенциально доступных механизмах инвестирования; создания механизмов компенсации для инвесторов и обеспечения работы системы инфорсмента (контроль за действующим законодательством), включающей механизмы воздействия на нарушителей.

FSA является статутным, то есть возникшим на основании закона (statutory) (но неправительственным! – non-governmental) органом регулирования. Отчитывается перед парламентом через Министерство финансов. Председатель ведомства и члены правления назначаются Министерством финансов (при этом министерство не вмешивается в дела ведомства, которое является совершенно самостоятельным органом). Англия, таким образом, отошла от модели саморегулирования фондового рынка, которая была характерна для нее вплоть до конца прошлого десятилетия. Ведомство фактически является государственным органом регулирования, хотя формально отчасти и сохранило облик СРО.

Ведомство финансируется контролируемыми им финансовыми учреждениями за счет отчислений от прибыли. Бюджетное финансирование отсутствует. Общее количество сотрудников в 2005 году – примерно 2300 человек.

2.2 Финансовый  рынок Японии.

В течение нескольких послевоенных десятилетий Япония демонстрировала наиболее высокие темпы роста экономики среди промышленно развитых стран – до 12-13% в год, что уже через 20 лет после Второй мировой войны превратило её в третью после США и СССР экономику мира. 
Успехи в развитии промышленности сопровождались ростом финансовой мощи японских институтов. В 1990 году 5 крупнейших банков мира были японскими. Из 6 ведущих мировых компаний по ценным бумагам 4 были японскими. Страховая компания Nippon Life Insurance Company занимала первое место в мире по величине активов. 
Во второй половине 1980-х годов страна пережила бум, получивший в Японии название «хейсей», сопровождавшийся разбуханием финансовых активов и образованием колоссального пузыря на рынке акций и недвижимости.  
В конце 1980-х годов по капитализации акций Япония заметно опередила США, заняв по этому показателю первое место в мире (около 40% мировой). На пике этого бума, как отмечается в некоторых источниках, земля под императорским дворцом в Токио стоила больше, чем вся земля в штате Калифорния, а стоимость квадратного метра земли в токийском районе Гинза в 1989 году достигала 1,5 млн. долл. 
Затем последовал стремительный обвал курса акций на японских биржах и цен на недвижимость (1990-1992 гг.), что крайне негативно повлияло на состояние японской финансовой системы и экономики в целом.  
Рынок акций Японии.

До 1980-х годов выпуск акций (равно как и облигаций) играл небольшую роль в финансировании японских корпораций. Потребности удовлетворялись почти исключительно за счет долгосрочных кредитов банков. В 1980-е годы повышение курсовой стоимости акций сделало эмиссию весьма привлекательной. Её объем неуклонно увеличивался и достиг максимума в 1989 году – 8,8 трлн. иен. Обвал курса в 1990–1992 годах привел к сокращению эмиссии до 0,4 трлн. иен в 1992 году. В целом эмиссия акций и в настоящее время не играет заметной роли в финансировании предприятий Японии. В 1991-2007 годах доля инвестиций, профинансированных за счет эмиссии акций, составляла от 0,5 до 2,2%, абсолютные размеры – не более 3,5 трлн. иен в год. 
О повысившейся привлекательности японских акций свидетельствует и тот факт, что они все в большей степени покупаются иностранными портфельными инвесторами. В 2007 году доля иностранных инвесторов в торговле акциями на Токийской бирже составила 45%, а доля иностранцев в акционерном капитале японских компаний повысилась с 4% в начале 1990-х годов до 10% в 1998 году и до 28% в 2007 году. 
Залогом восстановления японского рынка акций в среднесрочной перспективе является мощный научно-технический потенциал японских корпораций. По показателю расходов на НИОКР по отношению к ВВП (3,13% в 2004 году) Япония занимает третье место в мире (уступая только Финляндии и Швеции), но первое среди стран «семерки». Душевой показатель расходов на НИОКР (примерно 1000 долл.) соответствует показателям самых передовых стран. При этом особенностью японских расходов на НИОКР является более высокий, чем в других странах, удельный вес частного бизнеса, что тоже можно рассматривать как положительный фактор, укрепляющий конкурентоспособность экономики. По доле в мировом экспорте наукоемкой продукции (11,4%), Япония занимает вместе с Германией 2–3 место, уступая только США (19,2%). 
Фундаментальные особенности рынка акций Страны восходящего солнца несколько десятилетий в значительной мере определялись структурой собственности японских корпораций, сложившейся после Второй мировой войны. Она заметно отличалась (и продолжает отличаться) от аналогичной структуры компаний США и Англии. В качестве основных акционеров здесь выступают сами нефинансовые компании и банки, обладающие крупными пакетами акций. Доля акций в свободном обращении (free float) традиционно была значительно меньше, чем в англосаксонских странах. 
Доля физических лиц сократилась с почти 70% в 1949 году до 18-20% в настоящее время, хотя при этом количество акционеров выросло с 5 млн. до 40 млн. человек. В отличие от США в структуре финансовых активов населения преобладают не ценные бумаги, а вклады в банках (50%) и пенсионные накопления – 26%. 
На протяжении десятилетий рынок был в значительной мере закрыт для иностранных инвесторов, доля которых в акционерном капитале японских корпораций не превышала 4–6%. Большая часть акций японских корпораций оказалась в собственности других японских корпораций и банков в рамках сформировавшихся после Второй мировой войны финансово-промышленных групп (ФПГ) - кейрецу. Акции, торгуемые на бирже (т. е. у внешних акционеров), составляли 20–40% всех выпущенных. 
Особенности финансовой системы Японии.

Институты финансовой системы Японии можно классифицировать следующим образом: банковские кредитные организации, кредитные организации кооперативного типа, небанковские финансовые организации и государственные финансовые организации. В структуре активов финансовой системы доминируют кредитные учреждения, в первую очередь банки. Ведущей группой банков Японии выступают так называемые городские банки, на которые в конце 2006 года приходился 21% привлеченных средств и 27% кредитов. 
Городские банки занимают в финансовой системе страны примерно такое же место, какое в Германии принадлежит гроссбанкам. Количество городских банков сократилось за последнее десятилетие в результате слияний и поглощений с 11 до 6. Крупнейшие в настоящее время: Mitsubishi UFJ Financial Group, Mizuho Holdings, Sumitomo Mitsui Banking Corp., Resona Holdings, Inc. 
После Второй мировой войны в Японии действовало ограничение на максимальную долю участия коммерческих банков в акционерном капитале корпораций (5% для банка и 15% для банковской холдинговой компании). При этом отсутствовали ограничения на общую сумму инвестиций в акции. Кризис на фондовом рынке в 1990-е – начале 2000-х годов усугубил проблемы японской банковской системы. В 2001 году был принят закон (с по- правками 2003 года), согласно которому общий объем инвестиций банков в акции не должен превышать их собственный капитал.

Тесно связаны с городскими банками (нередко являются их дочерними компаниями) так называемые трастовые (доверительные) банки. В основном подобные банки выполняют трастовые услуги, включающие управление пенсионными фондами (привилегия, которую они долгое время делили с компаниями страхования жизни) и инвестиционными трастами (инвестиционными фондами). Инвестиционные трасты в Японии традиционно имеют контрактную форму. Инвестор приобретает долю в трасте, который не является юридическим лицом. Средства передаются кастодиану (один из доверительных банков), а затем инвестируются одной из нескольких десятков управляющих компаний (аффилированных с брокерско-дилерскими фирмами) или трастовым банком. 
Компании по ценным бумагам.

Деятельность на рынке до конца прошлого десятилетия подлежала государственному лицензированию, которое вплоть до конца 1990-х годов осуществляло Министерство финансов. Оно выдавало лицензии на четыре вида деятельности: 1) дилерскую, 2) брокер скую, 3) андеррайтинговую, 4) на совершение «розничных» операций с частными инвесторами. Большинство фирм имели лицензии на несколько видов деятельности, а крупнейшие – на все четыре. Последние как раз и называются инвестиционными домами.

Фондовые биржи Японии.

Всего в Японии действует 6 фондовых бирж (2007 г.): в Токио, Осаке, Нагойе, Фукуоке, Саппоро. При этом на долю Токийской фондовой биржи (TSE) приходится свыше 90% оборота по акциям (по стоимости), Осакской биржи – 4% (2007 г.). В конце 2004 года статус фондовой биржи получила внебиржевая торговая система JASDAQ. 
Членами Токийской фондовой биржи являются только юридические лица – брокерско-дилерские фирмы (компании по ценным бумагам), их было110 в конце 2007 года (из них 20 – иностранные фирмы). 
C 2001 года TSE (как и Фондовая биржа Осаки) – корпорация (акционерное общество), преследующая цель получения прибыли для своих акционеров. Эти события лишний раз подтверждают общую закономерность коммерциализации фондовых бирж. В 1999 году Токийская биржа полностью перешла на электронную торговлю, совсем отказавшись от голосового аукциона в биржевой толпе. При открытии/закрытии используется онкольный (залповый) аукцион (итайозе), в течение торговой сессии – непрерывный двойной (зараба).

Регулирование фондового рынка Японии.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг Японии, является Закон о ценных бумагах и фондовых биржах 1948 года. В основу закона были положены основополагающие американские акты 1933-1934 годов. На протяжении послевоенных десятилетий в него вносились многочисленные поправки, в результате которых многие существовавшие прежде запреты и ограничения были отменены. 
Вплоть до конца 1990-х годов исключительными полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг (как и всего финансового сектора) обладало Министерство финансов. 
В июле 1992 года в Японии появилась Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входили наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке.

Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990–1991 годах, выявившим серьезные злоупотребления: манипулирование ценами и использование служебной (инсайдерской) информации. 
В конце 1998 года система лицензирования компаний по ценным бумагам и инвестиционных трастов была заменена на систему регистрации. Был отменен запрет на торговлю листинговыми акциями только на бирже (декабрь 1998 года). Были смягчены правила, ограничивавшие выкуп собственных акций корпорациями. 
Одним из основных элементов реформы явилось создание специального регулирующего органа вне Министерства финансов, на который был возложен контроль над всей финансовой системой страны (национальными банками, иностранными банками, страховыми компаниями, брокерско-дилерскими фирмами и т.п.). Этим органом стало Агентство финансового надзора (Financial Supervisory Agency). 
2.3 Развитие Российской экономической системы с использованием зарубежного опыта.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

 

3. Российский финансовый рынок - основные направления и развитие.

3.1 Особенности финансового рынка России. Система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Замыкание сбережений реального сектора экономики в экспортных сырьевых отраслях приводит к перенакоплению капитала в сочетании с его устойчивым дефицитом в обрабатывающих производствах и финансовый рынок не обеспечивает переток капиталов в эти производства.

Информация о работе Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов