Финансовый рынок как источник формирования финансового капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение финансового рынка, как источника финансового капитала.
В данной курсовой работе будет рассмотрена фондообразующая функция финансов, в точности
финансовый капитал предприятия и источники его формирования;
финансовый рынок, как один из источников формирования финансового капитала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовый рынок………………………………………………………..5
Понятие финансового рынка………………………………………………...5
Виды финансовых рынков…………………………………………………...7
Глава 2. Финансовый рынок как источник привлечения
финансового капитала……………………………………………………………..11
2.1. Капитал предприятия и финансовый рынок………………………..........11
2.2. Формирование финансового капитала путем эмиссии акций…………..14
2.3. Формирование финансового капитала путем эмиссии облигаций……..19
2.4. Формирование финансового капитала путем инвестирования………....24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

курсовая фп (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 58.73 Кб (Скачать)

При формировании финансового капитала предприятие  может выступать в  качестве эмитента или владельца ценных бумаг.

Ценная  бумага - документы (акции, облигации, аккредитивы, векселя, чеки, коносаменты и др.), выражающие какое-либо имущественное право, условием реализации которого является обязательное их предъявление. К ценным бумагам относятся акции, облигации, аккредитивы, векселя, чеки и коносаменты.

Акция- ценная бумага без установленного срока обращения, которая свидетельствует о долевом участи в уставном фонде акционерного общества, подтверждает членство в этом акционерном обществе и право на участие в управлении им, дает право ее владельцу на получении части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в распределении имущества при ликвидации акционерного общества.4

Облигация- вид эмиссионной ценной бумаги (долгового обязательства), по которой ее эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем или выплачивать доход, размер которого заранее установлен в форме определенного процента к нарицательной стоимости.

Чек- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя (обычно владельца текущего счета) банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму.

Аккредитив - поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на условиях, указанных в аккредитиве.

Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной на векселе денежной суммы

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ: удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки.

2.2.   Формирования финансового капитала путем эмиссии акций

Так как  предприятия могут выступать  эмитентом ценных бумаг, то увеличение финансового капитала предприятия может производиться путем эмиссии ценных бумаг.

Эмиссия - это последовательность действий эмитента по выпуску и размещению серии ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага - это такая ценная бумага, которая размещается серийно  и имеет равные объём и сроки  осуществления прав внутри одного выпуска  вне зависимости от времени приобретения этой ценной бумаги инвестором.5

К эмиссионным  ценным бумагам относятся акции  и облигации.

При подписке акций на момент создания коммерческой организации акционерного типа, формируется уставной капитал, который характеризует долю собственников в активах предприятия.

Уставный  капитал организации определяет минимальный размер ее имущества, гарантирующего интересы кредиторов. В балансе уставной капитал отражается в сумме, определенной учредительными документами.

Уставной  капитал акционерного общества может  состоять из двух типов акций- обыкновенных и привилегированных, причем номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25%.

Порядок формирования уставного капитала при  учреждении акционерного общества представлен  в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Порядок формирования уставного капитала общества

Устанавливаемые параметры

Порядок их установления

Размер уставного капитала

Устанавливается договором о создании общества, но не может быть ниже установленного законом минимального размера.

Размер платы за акции, подлежащие распределению среди учредителей

Устанавливается договором о создании общества, но не ниже номинальной стоимости  этих акций.

Форма оплаты за размещенные акции

Денежная или неденежная. Устанавливается договором о создании общества.

Срок внесения учредителями платы  за акции

Не менее 50% в трехмесячный срок с  момента государственной регистрации  общества. Полностью в течение  года с момента регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.


При покупке  акций инвестором приобретается  ряд имущественных и иных прав, таки как6

  • право голоса, то есть право на участие в управлении компанией посредством, как правило, голосования на собрании акционеров при выборе его исполнительных органов, принятии стратегических направлений деятельности компании, решении вопросов, касающихся имущественных интересов акционеров, в частности вопросов, касающихся ликвидности или продажи части имущества, эмиссии ценных бумаг;
  • право на участие в распределении прибыли, а следовательно, на получение пропорциональной части прибыли в форме дивидендов;
  • право на ограниченную ответственность, согласно которому акционеры отвечают по внешним обязательствам компании лишь в пределах рыночной стоимости принадлежащих им акций;
  • право продажи или уступки акции ее владельцем какому либо другому лицу;
  • право на получение информации о деятельности компании, главным образом той, которая представлена в публикуемом годовом отчете.

Уставный  капитал акционерного общества есть номинальная стоимость акций, приобретенных  акционерами или размещенных  среди акционеров. Однако в уставе акционерного общества, кроме уставного  капитала, или номинальной стоимости  размещенных акций, решением общего собрания акционеров может быть предусмотрена  возможность дополнительного выпуска  акций на случай, когда потребуется увеличение уставного капитала.

Смысл такого права обычно состоит в том, что  собрания акционеров проходят раз в  год, созыв внеочередного собрания требует времени и дополнительных расходов. Поэтому акционеры, планируя, что обществу в течение года потребуется  один или несколько раз увеличивать  уставный капитал в связи с  какими-то производственными проектами  или для обеспечения конвертации  в обыкновенные акции, предусматривают  в уставе возможность выпуска  акций, называемых объявленными сверх  их уже размещенного количества, но в определенных границах.

В пределах размеров объявленных акций акционерное  общество может принимать неоднократные  решения о выпуске дополнительных акций сверх размещенных. Кроме того, данные действия по решению общего собрания может предпринимать совет директоров акционерного общества без созыва внеочередных собраний акционеров. В результате процедура увеличения уставного капитала становится достаточно гибкой в соответствии с меняющимися рыночными условиями и требует относительно меньше времени, что является важнейшим фактором конкурентной борьбы на рынке.

Итак, по отношению к уставному капиталу акционерного общества различают:

  • размещенные акции — это акции, выпущенные акционерным обществом и приобретенные его акционерами; акции, из номинальной стоимости которых составлен уставный капитал акционерного общества на данный момент времени;
  • объявленные акции — это акции, которые общество вправе размещать дополнительно к уже размещенным акциям; акции, номинальная стоимость которых представляет собой установленную в уставе на данный момент времени собранием акционеров границу возможного увеличения уставного капитала;
  • дополнительные акции – это часть объявленных акций, в отношении которых принято решение о размещении на рынке; часть номинальной стоимости объявленных акций, на величину которой возрастет уставный капитал акционерного общества после завершения процедуры их эмиссии и перерегистрации устава.

В бухгалтерском  балансе созданного акционерного общества по счету «Уставный капитал» отражается его общий объем независимо от фактической оплаты, а неоплаченная часть учитывается на счете «Расчеты с учредителями». При этом учредитель получает право голоса только после  полной оплаты принадлежащих ему  акций, если иное не предусмотрено уставом  общества. Если учредитель не оплатил  в полном объеме принадлежащие ему  акции в установленный уставом  или законом срок, то право собственности  на акции, соответствующие неоплаченной сумме, переходит к обществу. Они  именуются размещенными до их погашения.

Размещенные до погашения акции — акции, приобретенные  и выкупленные акционерным обществом, а также акции, не оплаченные в  установленный срок акционерами, право  собственности на которые перешло к обществу.

По ранее  размещенным акциям, перешедшим в  установленном порядке к акционерному обществу, не предоставляется право  голоса, они не учитываются при  подсчете голосов, по ним не начисляются  дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене, не ниже их номинальной стоимости, в  течение года с момента их приобретения.

Уставной  капитал, увеличенный путем дополнительной эмиссии акций, может выступать  в качестве источника финансирования для стратегически важных проектов. Такая эмиссия акций  дает сигнальный эффект, что ведет к снижению цены акции. К моменту дополнительной эмиссии акций на рынке установилась определенная цена на акции, уравновешивающая спрос и предложение. Появление  на рынке в большом объеме дополнительной массы акций нарушает это равновесие в сторону увеличения предложения, что с неизбежностью влечет за собой снижение цены.7

В мировой  практике известны различные способы  эмиссии акций:

  • Продажа непосредственно инвесторам по подписке;
  • Продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;
  • Тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
  • Размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.

Выпуск  акций связан с выходом на рынок  ценных бумаг. Но не всегда это осуществляется только с необходимостью привлечения финансового капитала.

Так интернет-компания Facebook планирует провести первичное публичное размещение акций (IPO) в первом квартале 2012 года.

Объем размещения и другие параметры возможной  сделки еще не уточнены, однако известно, что социальная сеть может быть оценена более чем в 100 миллиардов долларов.

Оценка  социальной сети дается исходя из данных о том, что компания SharesPost, которая покупает акции непубличных компаний, ранее реализовала 100 тысяч акций компании по цене 3,4 миллиона долларов - таким образом, Facebook оценивают в 85 миллиардов долларов.

Публичное размещение акций компании связано  с тем, в этом году число частных  инвесторов компании составит более 500. В соответствии с требованиями американской  Комиссии по ценным бумагам, компании с таким числом частных инвесторов должны раскрывать финансовую информацию.8

2.3.   Формирование финансового капитала путем эмиссии облигаций

При формировании финансового капитала предприятие  может использовать эмиссию облигаций. Такой капитал  является заемным.

В соответствии с российским законодательством  к формированию финансового капитала путем эмиссии облигаций могут прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Решение о выпуске облигаций предприятие  принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

 Привлечение  заемных финансовых ресурсов  путем выпуска облигаций имеет  следующие основные преимущества:

 а) эмиссия  облигаций не ведет к утрате  контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

 б) облигации  могут быть выпущены при относительно  невысоких финансовых обязательствах  по процентам (в сравнении со  ставками процента за банковский  кредит или дивидендами по  акциям), так как они обеспечиваются  имуществом предприятия и имеют  приоритет в удовлетворении претензий  по ним в случае банкротства  предприятия;

 в) облигации  имеет большую возможность распространения,  чем акции предприятия, в силу  меньшего уровня их риска для инвесторов.

 Вместе  с тем, этот источник привлечения  заемных финансовых средств имеет  и ряд недостатков:

 а) облигации  не могут быть выпущены для  формирования уставного фонда  и покрытия убытков (в то  время как банковский или коммерческий  кредит могут быть использованы  для преодоления негативных последствий  финансовой деятельности предприятия);

 б) эмиссия  облигаций связана с существенными  затратами финансовых средств  и требует продолжительного времени .В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;

 в) уровень  финансовой ответственности предприятия  за своевременную выплату процентов  и суммы основного долга (при  погашении облигаций) очень высок,  так как взыскание этих сумм  при существенной просрочке платежей  реализуется через механизм банкротства.

Информация о работе Финансовый рынок как источник формирования финансового капитала