Финансовый рынок и особенности его развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

финансовый рынок с позиции системного подхода – это система организации перепродаж денежных и иных оцениваемых в денежном исчислении средств между субъектами экономических отношений (содержащая в своей структуре подсистемы денежного рынка, рынка капиталов, страхового рынка, валютного рынка) в интересах каждого из них. При этом общество и государство должны создавать условия для доминирования при функционировании и развитии финансового рынка интересов граждан.

Оглавление

стр.
Введение………………………………………………………………………………………...... 3
Глава 1. Общая характеристика финансового рынка ……………….……..…………………...4
1.1. Сущность и значение финансового рынка … ………..........................................................4
1.2. Функции финансового рынка……………..………………………………..……...………...5
1.3. Структура финансового рынка……………………………………………..……...………...7
1.4. Рынок ценных бумаг…………………………………..…………………………..……… 10
1.4.1. Структура рынка ценных бумаг…………………….…………………...…...……..12
1.4.2. Ценные бумаги…...…………………………….………….…………..………..……14
Глава 2. Особенности развития финансового рынка в России…………………………...…..17 2.1. Формирование финансового рынка в России…...…………….…...…………...................17
2.2. Механизм функционирования финансового рынка …………………………………........19 2. 3. Анализ состояния финансового рынка в России………………...………….…………….21 2. 4. Стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года……………….24
Заключение……………………………………………………………..………………………....28
Список использованной литературы……………………………………………………..……...29

Файлы: 1 файл

В настоящее время существует целый ряд проблем.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

На развитие финансового рынка  наряду с проводимой в стране денежно-кредитной политикой значительное влияние оказывает такой фактор, как социально-экономическое положение страны. Социально-экономическое положение страны в 2003 году можно охарактеризовать следующими основными макроэкономическими показателями:

 

Таблица 1

Социально-экономическое положение страны в 2003 году [9]

Макроэкономические показатели

2003 г.

Валовой региональный продукт, трлн. руб.

60,7

Объем промышленной продукции, трлн. руб.

35,1

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, трлн. руб.

8,7

Номинальная среднемесячная зарплата на одного работника, руб.

809,5

Официально зарегистрированные безработные, тыс. чел.

47,4

Доля сбережений в использовании  доходов населения, %

41


 

В целом объем промышленного  производства в 2003 году составил примерно 33,8% от уровня 1990-х годов. Спад производства продолжается во всех основных отраслях промышленности, кроме электроэнергетики и пищевой промышленности, что обусловлено первоочередной необходимостью продуктов данных отраслей.

В то же время объем экспорта за 2003 год достиг 3,1 млрд. долларов (возрос на 2%), а объем импорта составил 4,2 млрд. долларов (уменьшился на 16%) [9].

Анализируя финансовый рынок России можно сделать вывод, что позитивная динамика российского фондового  рынка в последние годы основана на нефтяных и газовых акциях. В 2005 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) предоставила 525 лицензий участникам финансового рынка. Наибольшее число лицензий было выдано ФСФР России за 2005 г. профессиональным участникам финансового рынка ценных бумаг (448 лицензий), в особенности на осуществление деятельности дилера (132 лицензии) и на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами (116 лицензий). В 2005 г. ФСФР России было выдано 8 разрешений на допуск к размещению и обращению эмиссионных ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а количество государственных регистраций выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг составило 827, государственных регистраций отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг – 766 [13].

В 2005 г. ФСФР России было возбуждено 395 дел об административных правонарушениях  в области финансовых рынков. В  результате принимаемых мер в 2005 г. с юридических лиц, совершивших  административные правонарушения на рынке  ценных бумаг в 2005 г., взыскано 2 585 000 руб. [13].

Одним из условий развития финансовых рынков является тенденция сближения  моделей финансовых рынков. Подтверждение  этого содержится в исследовании Международного валютного фонда (МВФ), посвященном изменениям финансовых систем и влиянию этих изменений на циклическую динамику национальной экономики[2]. С этой целью специалистами МВФ был построен новый финансовый индекс. В значении этого индекса развития финансовых рынков наблюдаются минимальные межстрановые различия, что отчасти обусловлено быстрым сближением инфраструктуры рынка и нормативов в отношении ценных бумаг в странах с развитой экономикой.

В частности, во многих странах либо расширился доступ к рынку, либо повысилась степень ликвидности и глубины  рынков акций и облигаций (рис 6.)


 

Рис. 6. Изменение индекса финансовых рынков в ряде стран мира в

1995 и 2004 гг. [2]

Таким образом, межстрановые различия в финансовых системах преимущественно  относятся к уровню развития нового финансового посредничества, более широкому использованию финансовых инноваций и распространению банковской деятельности в нетрадиционные для банков сферы на основе процесса секъюритизации  активов (займов). Вместе с тем общая тенденция к снижению роли традиционного банковского посредничества и повышению роли финансовых рынков существует во многих странах, что подтверждает теоретический тезис о сближении моделей финансовых рынков.

Результаты исследования российского  финансового рынка, в том числе  методологически основанные на указанной  работе МВФ, позволяют определить, что вектор развития финансового рынка России в этом аспекте совпадает с вектором развития финансовых рынков развитых стран. Так значение нетрадиционного банковского посредничества в России (рис. 7.) сопоставимо с аналогичными во Франции и Германии.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Индекс нетрадиционного банковского посредничества в России в

2003-2006 гг. [2]

Значения данного индекса свидетельствуют  о продвижении российских банков в новые области финансового  посредничества путем перехода к видам деятельности, обеспечивающим комиссионный доход, и установления финансовых связей с другими финансовыми учреждениями, т. е. показывают существование интеграционных процессов на российском финансовом рынке, инициатором которых выступает банковский сектор.

 

2. 4. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года

 

Несмотря на высокие темпы развития отечественного финансового рынка, российские компании, как и государство  в целом, пока не рассматривают его  институты в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются либо собственные средства, либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Отечественный финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

Причины складывающейся ситуации многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка.  Для инвесторов - нерезидентов российский рынок акций в основном остается рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг долгое время не позволяло осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам.

Нерешенность этих проблем проявилась в том, что, начиная с конца 2003 года, большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на иностранных биржах. В целом в 2004 году около 60 процентов объема сделок с российскими акциями пришлось на иностранные фондовые биржи [16].

Развитие финансового рынка, а  также деятельность Федеральной  службы по финансовым рынкам по государственному регулированию этого рынка осуществляется с 2006 года в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N 793-р, в которой были сформулированы среднесрочные задачи модернизации институтов и инструментов финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

Условия развития мирового финансового  рынка осложняются в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением  кризисных явлений в мировой  экономике. Наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения  на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата  невозможно качественно повысить ликвидность  рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.

Такие меры найдут отражение в  «Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года». Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка. Согласно тексту стратегии, ее целью является «обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра». Как заявил руководитель ФСФР Владимир Миловидов, стратегию развития финансового рынка России предварял доклад ФСФР о развитии финансового рынка на 2008—2012 годы и на долгосрочную перспективу — до 2020 года: «В ходе подготовки стратегии мы решили выбрать долгосрочный период, так как в это время была принята и долгосрочная концепция развития российской экономики» [12]. В ФСФР считают, что для реализации этой цели до 2020 года необходимо повысить емкость и прозрачность финансового рынка, обеспечить эффективную рыночную инфраструктуру, усовершенствовать правовое регулирование на финансовом рынке и сформировать благоприятный налоговый климат для его участников.

Также для реализации стратегии  российские министерства и ведомства  должны разработать и внести в  правительство проекты 17 федеральных законов уже в 2009 году.

В таблице, прилагаемой к стратегии, приведены целевые показатели развития финансового рынка (таблица 2). В частности, активы инвестиционных фондов к 2020 году должны вырасти с 0,8 трлн до 17 трлн руб. Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов должны увеличиться с 0,6 трлн до 12 трлн руб. А количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг планируется увеличить с 0,8 млн до 20 млн человек.

Разработчики стратегии признают, что эти цифры выглядят очень амбициозными. «Стратегия начала постепенно разрабатываться еще в начале 2008 года, когда даже желания представить себе сегодняшнюю кризисную ситуацию не было, — объясняет Владимир Миловидов. — Тогда, в условиях докризисной ситуации, показатели в таблице казались более достижимыми» [12].

Исполнительный вице-президент  Газпромбанка Анатолий Милюков считает, что цели в долгосрочной стратегии должны быть амбициозными. К тому же, по его словам, было бы неправильно относиться к стратегии с позиции текущего кризиса. «Действительно, сейчас ситуация неприятная, — считает Анатолий Милюков. — Но кризис не может продолжаться вечно, значит, рано или поздно стоит ждать улучшения на финансовом рынке».

Таблица 2

 

На 1 января 2008 г

2020 г.

Капитализация публичных компаний, трлн руб.

32,3

170

Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, %

97,8

104

Биржевая торговля акциями, трлн руб.

31,4

240

Соотношение биржевой торговли акциями  к валовому внутреннему продукту, %

95,1

146

Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн руб.

1,2

19

Соотношение стоимости корпоративных  облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, %

3,6

12

Активы инвестиционных фондов, трлн руб.

0,8

17

Пенсионные накопления и резервы  негосударственных пенсионных фондов, трлн руб.

0,6

12

Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, %

4,2

18

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн руб.

0,7

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн человек

0,8

20

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских бирж, %

-

12




Основные показатели стратегии развития финансового рынка [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом можно сделать  вывод, что Правительство РФ озабочено  развитием финансового рынка, как  одного из ключевых факторов роста  экономики. Это подразумевает повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с финансовым  кризисом  в России тема финансового рынка  особенно актуальна в нашей стране.

Финансовый рынок является неотъемлемой частью современной экономики. Он выполняет функцию организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Развитие финансового рынка ускоряет рост экономики.

В России финансовый рынок развивался, начиная с 1992 г. Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.

Современный финансовый рынок является наиболее волатильным (подверженным изменениям) элементом рыночной экономики. С одной стороны, он отражает изменения в тенденциях, складывающихся в реальном секторе, а с другой стороны, оказывает на него сильное влияние в процессе перераспределения финансовых ресурсов.

Несмотря на множество преимуществ  для экономики, которые несет  в себе финансовый рынок, его существование в России связано с существенным количеством недостатков. Тем не менее, положительным является то, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам и Правительство РФ принимают стратегические шаги, нацеленные на привлечение инвестиций, стабильность, финансовую прозрачность и улучшение нормативно-правовой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов А., Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // Вопросы экономики. – 2007. - № 6.
  2. Алифанова Е. Н., Евлахова Ю. С. О конвергенции моделей финансовых рынков // Финансы и кредит. – 2007. - № 38 (278)
  3. Аналитическая лаборатория «Веди». Финансовые рынки России в 2006 – 2007 гг. // Экономическое развитие России. – 2007. - № 12.
  4. Ахметов Р. Р. Вопросы стабильности финансовых рынков и развитие экономической системы // Финансы. – 2008. - № 1.
  5. Биета Ф., Смилянец П. Теория игр и финансовые рынки // Вопросы экономики. – 2007. - № 10.
  6. Гражданский кодекс РФ. Официальный текст.- М.: Изд-во НОРМА, 2006.
  7. Евлахова Ю. С. Трансформация институциональной структуры финансового рынка России. Дис. на соиск. уч. степ. кандидата экономических наук. – Ростов-н/Д., 2006.
  8. Котляров М. А. Глобализация и национальное регулирование деятельности на финансовых рынках // Финансы и кредит. – 2008. - № 39 (327).
  9. Красавина Л. Н., Валенцева Н. И. Российский финансовый рынок: проблемы повышения конкурентоспособности и роли в инновационном развитии экономики // Финансы и кредит. – 2008. - № 4 (292).
  10. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам // Internet resource: http: //www.fcsm.ru
  11. Пухов С. Обозрение российской экономики // Экономическое развитие России. – 2008. - № 12.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р Москва. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года // Российская бизнес – газета. – 2009. - № 687.
  13. Садков В. Г., Подмастерьева А.К. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования // Финансы и кредит.- 2008. - № 6 (294)
  14. Слепов В. А., Гусаков А. В. Методологические аспекты исследования финансового рынка // Финансы и кредит. – 2008. - № 28 (316).
  15. Смыслов Д. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. -   № 1.
  16. Соколов Д. И. Стратегия развития финансового рынка на десятилетие: от планирования к реализации // Финансы. – 2009. - № 2.
  17. Суэтин А. А. Нарождающиеся тенденции финансовых рынков // Финансы и кредит. – 2007. - № 45 (285).
  18. Суэтин А.А. О некоторых итогах 2007 на финансовых рынках // Финансы и кредит. – 2008. - № 8 (296).
  19. Федеральный закон от 22. 04. 1996 № 39 – ФЗ (ред. от 17.05.2007) «О рынке ценных бумаг» // Справочно-правовая система «Гарант»
  20. Федеральный закон от 26. 07. 2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система «Гарант»

Информация о работе Финансовый рынок и особенности его развития в России