Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:59, курсовая работа
В условиях рыночных отношений любое коммерческое предприятие планирует свою деятельность таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике для каждого отечественного предприятия существует проблема улучшения взаимосочетания и повышения эффективности использования собственных и заемных финансовых ресурсов предприятия.
Введение
Теоретическая основа финансового левериджа.
Сущность финансового левериджа и его концепции
Эффект финансового рычага
Анализ финансового левериджа в РК (на примере ОАО «ARTCARD»)
Расчет эффекта финансового левериджа
Оценка и границы применения финансового левериджа
Влияние левериджа на управление финансовым состоянием предприятия
Проблемы финансового левериджа
Пути совершенствования финансового левериджа
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение | 2 | |
1. | Теоретическая основа финансового левериджа. | 4 |
1.1. | Сущность финансового левериджа и его концепции | 4 |
1.2. | Эффект финансового рычага
| 8 |
2. | Анализ финансового левериджа в РК (на примере ОАО «ARTCARD») | 10 |
2.1. | Расчет эффекта финансового левериджа | 10 |
2.2. | Оценка и границы применения финансового левериджа
| 15 |
3. | Влияние левериджа на управление финансовым состоянием предприятия | 18 |
3.1. | Проблемы финансового левериджа | 18 |
3.2. | Пути совершенствования финансового левериджа
| 19 |
Заключение | 22 | |
Список литературы | 23 | |
Приложение | 25 |
Введение
В условиях рыночных отношений любое коммерческое предприятие планирует свою деятельность таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике для каждого отечественного предприятия существует проблема улучшения взаимосочетания и повышения эффективности использования собственных и заемных финансовых ресурсов предприятия.
В финансовом менеджменте для определения эффективности использования собственных и заемных средств для долгосрочного финансирования используют категорию финансового левериджа.
Финансовый леверидж – количественно характеризуется соотношением между заемным и собственным капиталом.
Предметом курсовой работы является изучение понятия финансового левериджа, его различных концепций расчета, понятия эффекта финансового левериджа.
Объектом данной курсовой работы являются отечественные предприятия, которые пытаются использовать современные методы анализа и планирование прибыли, предусматривают грамотное построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления.
Целью данной работы является определение понятия и основных функций левериджа, а также его роль в современном менеджменте.
Основываясь на цели работы, определены следующие задачи:
- Изучить сущность финансового левериджа и его концепции;
- Исследовать понятие финансового рычага;
- Произвести анализ финансового левериджа в РК на примере отечественного предприятия.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях грамотное распределение полученных финансовых средств, поиск дополнительных резервов привлечения финансовых ресурсов позволят фирме оптимизировать собственные финансовые потоки, принесут дополнительный доход, ускорят оборачиваемость капитала.
Нерациональное управление финансовыми ресурсами, напротив, приводит к замедлению оборачиваемости средств, увеличению степени зависимости предприятия от заемного капитала, снижению прибыльности и эффективности деятельности.
Методологической базой для изучения особенностей и основных функции левериджа на предприятии были использованы работы Ковалева В.В., Стояновой Е.С., Ювицы Н.В. и других зарубежных и отечественных авторов.
В.В. Ковалев особое внимание уделяет принципам использования результатов комплексного анализа в процессе оценки эффективности использования капитала и финансовых ресурсов фирмы. Автор подчеркивает, что необходимость анализа эффективности использования вложенных средств возникает исходя из потребностей самого финансового менеджмента.
1. Теоретическая основа финансового левериджа
1.1 Сущность финансового левериджа и его концепции
Термин «леверидж» представляет собой прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing». В некоторых монографиях используют термин «рычаг»[1].
В экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли.
Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит: во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.
Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.[2]
Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
- финансовый
- производственный (операционный)
- производственно-финансовый[3]
Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.
Финансовый леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны – это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.[4]
Другими словами финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента:
1. Европейский подход. Под эффектом финансового рычага понимается разница между доходностью собственного капитала и доходностью активов, то есть дополнительная доходность у владельца собственного капитала, возникающая при привлечении заемного капитала с фиксированным процентом.
2. Американский подход. Под эффектом финансового рычага (силой воздействия) понимают процентное изменение денежного потока, получаемого владельцем собственного капитала при однопроцентном изменении общей отдачи от актива. Эффект выражается в том, что незначительное изменение общей отдачи приводит к значительному изменению денежного потока, получаемого владельцем собственного капитала.
Первая концепция: Западноевропейская концепция[5].
Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. В качестве примера приводят следующее: (см. Приложение 1).
Здесь предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.[6]
Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ):
НРЭИ=БП-%,
Далее рассматривается влияние финансового левериджа на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность активов (ЭРА):
Рассмотрим влияние финансового левериджа на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность активов (ЭРА):
Итак, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется:
,
где – дифференциал, – плечо рычага.
Вторая концепция: Американская концепция расчета финансового левериджа.
Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ), то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет приращения НРЭИ[7]: