Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:02, доклад

Краткое описание

Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквали-фицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Оглавление

Введение.
1. Назначение финансового контроля.
2. Виды и методы финансового контроля.
3. Органы, которые осуществляют финансовый контроль.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.docx

— 38.04 Кб (Скачать)

       - балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их

       отражением  в финансово-бухгалтерской документации.

       Приемы  фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

       - инвентаризация;

       - экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного

       объема  и количества выполненных работ, обоснованности нормативов

       материальных  затрат и выхода готовой продукции;

       - визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских

       помещений, производственных подразделений, состояния  контрольно-

       пропускного режима.

       Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

       Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.

       Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно - хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.)

       Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

       Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

       Используются  следующие методы финансового контроля: наблюдения, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и  т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной  деятельности и др.

       Основной  метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

       По  объекту проверки различают ревизии  документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих  проверки), комплексными (проводимыми  совместно с несколькими контролирующими  органами).

       Ревизия основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются  актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

       Классификация ревизий:

       1. По ведомственной принадлежности  ревизуемых органов

       ведомственные

       - внутриведомственные

       - внутрихозяйственные

       2. По полноте охвата

       полные

       - частичные

       - комплексные

       - тематические

       3. По глубине проведения

       сквозные

       - локальные

       4. По степени охвата данных

       сплошные

       - выборочные

       - комбинированные

       5. По характеру материала

       документальные

       - фактические

       6. По отношению к плану

       плановые

       - внеплановые

       7. По очерёдности исследования  одних и тех же документов

       первичные

       - дополнительные

       - повторные

       Немаловажное  место среди методов финансового  контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.

       Выделяют  три основных этапа  счетной проверки:

       - проверка согласованности показателей различных форм отчетности;

       - сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах

       бухгалтерского  учета;

       - проверка обоснованности учетных записей по данным первичных

       документов.

       Результаты  счетно-аналитических проверок оформляются  соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать, прежде всего, на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.

       Контрольно-ревизионное  управление

       Основной  задачей деятельности территориальных  управлений КРУ является осуществление  последующего контроля за своевременным , целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств , что включает в себя:

       - усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

       - осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

       - проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;

       - проведение документальных ревизий и проверок финансово- хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

       Контрольно-ревизионное  Управление поимо перечисленных  задач, должны также проводить по обращениям органов государственной  власти субъектов и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от имущества, находящихся  в их собственности.

       Органы  КРУ в своей работе взаимодействуют  с другими государственными органами.

       Законодательством также определены формы взаимодействия органов КРУ с правоохранительными  органами в целях усиления эффективности  контроля, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

       3. Органы, которые осуществляют финансовый контроль.

       Субъектами  финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

       Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные  органы власти, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные  комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

       Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения  государственного прогноза экономического и социального развития народного  хозяйства государственного бюджета  по звеньям бюджетной системы, отчетов  по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования  государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и  бюджетно-финансовые комиссии. При  законодательных органах создаются  также Контрольные палаты.

       Финансовые  органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации  и использования средств бюджетных  фондов. Поэтому этот вид финансового  контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

       В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные  управления, а в территориальных  финансовых органах - аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные  управления и аппараты контролеров-ревизоров  проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций  и учреждений.

       Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных  Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским  аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками  финансовых отделов.

       Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет  систему налоговых органов Государственная  налоговая служба. Налоговые инспекции  на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых  служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных объектов налогообложения.

       Налоговые инспекции имеют право: заключать  в организациях различных форм собственности  необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан  в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

       Вместе  с тем налоговые инспекции  обязаны не разглашать сведения о  размере вкладов предприятий  и граждан. Граждане и предприятия  могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных  налоговых инспекций.

       Развитие  товарно-денежных отношений порождают  разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что  определяет направления дальнейшего  развития и возникновения новых  форм и средств финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

       Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Информация о работе Финансовый контроль